Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вулканы — загадка природы»

Ирина Александровна Макарова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вулканы — загадка природы»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: "Вулканы – загадка природы"

Цель: Знакомство воспитанников с таким геологические образования на поверхности коры Земли как вулкан. Знакомство с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Вулканы — загадка природы“» размещена в разделах

Расширить знания детей об окружающем мире.

Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, фантазию и воображение.

Познакомить с новыми словами «лава», «пемза», «жерло», «кратер».

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Оборудование:

презентация на тему «Вулканы»;

макет вулканов;

смесь из жидкости для мытья посуды, пищевой соды, сухой краски красного,

зеленого и синего цвета;

уксус в пластиковой бутылке;

раскраски «Вулканы»;

пемза (маленькие кусочки пемзы у каждого ребенка);

прозрачные стаканы с водой у каждого ребенка;

ИКТ (ноутбук, экран, проектор).

Предварительная работа: чтение энциклопедии о вулканах, рассматривание иллюстраций с различными вулканами, беседы о вулканах с фактами, изготовление макета горы (конуса из картона, салфетки белого цвета, клея ПВА, краска гуашь черного цвета, пластиковые бутылки, пшено, игрушечные деревья и маленькие машинки, предметные картинки (камень, солнце, пепел, тигр, слон, вулкан, роза, облако).

Сценарий НОД

- Здравствуйте, ребята. Отгадайте о чем речь. Послушайте загадку:

Я черный страшный великан,

Что делать мне - решаю сам

Могу я спать, могу рычать,

Огонь и пепел извергать

Я черный страшный великан

А зовут меня? (Вулкан)

— Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

- Послушайте стихотворение о вулкане.

Стихи о вулкане

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, лучше там,

Где проснувшийся вулкан.

- Ребята, так, что такое — вулкан? (слайд №1, №2, №3)

(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)

- Правильно, ребята. Вы уже немного узнали о вулканах. Сейчас я вам расскажу легенду о вулкане. (слайд №4)

«Жил, далеко в древности, Бог – по имени Вулкан.

Он стоял у наковальни, бил тяжелым молотом по железу, раздувал огонь в горне. Кузница была внутри высоченной горы. А гора стояла посреди моря.

Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел… «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило их жилища”

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

- Давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я буду называть слова и показывать картинки, а вы, если считаете, что это живое встаньте, а если считаете, что это не живое сидите на местах. Начали. (Камень, солнце, пепел, тигр, слон, вулкан, роза, облако)

- Молодцы, поиграли. А теперь давайте рассмотрим строение вулкана. (Слайд №5 и макет вулканов)

- Какой формы вулкан? (конус).

- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана,

- Когда вулканы «спят» то похожи на обычные горы. Но когда они «просыпаются», мы слышим сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. (слайд №7, №8 – со звуковым оформлением)

- Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава.

- Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из-под земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. (слайд №9, №10 - со звуковым оформлением)

- Вулканы бывают: (слайд №11, №12)

- Затем лавы, которая выбралась на поверхность земли, застывает и получаются камни, которые называются пемзой.

- Пемза это – (слайд №13)

- (слайд №14) У каждого из вас на столе есть кусочек пемзы. Рассмотрите его. А теперь опустите этот кусочек в воду. (он не тонет)

- Посмотрите, насколько полезна пемза. (слайд №15)

- Кто же занимается изучением вулканов. (слайд «16)

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите,

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Влево, вправо, повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, кто занимается изучением вулканов? Как называется эта профессия?

- А вы хотите немного побывать вулканологами?

- Хорошо. Превратимся в вулканологов.

- Ребята, посмотрите на наши вулканы. Один стоит на суше и два вулкана на островах.

- Они еще спят.

- Смотрите внимательно, сейчас попробую «разбудить» наши вулканы.

- Внутри «жерла» смесь из воды, пищевой соды и жидкости для мытья посуды.

- Для того чтобы наши вулканы проснулись, нам необходим уксус.

- Вот он. Это опасное вещество?

- И поэтому его наливать может только взрослый.

- Ребята, кажется наши вулканы (макет вулкана, сделанный предварительно) «оживают», близко не подходите.

(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана)

- Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Эти извержения мы с вами наблюдали на слайдах. Интересно!

- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергаются наши вулканы. Они извергаются спокойно.

- Что нового вы сейчас узнали?

(Вулкан похож на конус, из него извергается лава, вулканы бывают спящие, потухшие, действующие. Люди, которые занимаются изучением вулканов – называются вулканологами.)

- Мы с вами тоже чуть-чуть побывали вулканологами.

- Все молодцы, были очень внимательны, аккуратны. Теперь вы знаете, что такое вулкан, что он опасен когда извергается?

- Я подготовила для вас сюрпризы – раскраски, их вы сможете раскрасить в свободное время.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вулканы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: «Вулканы» Выполнила:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Почётные земляки» в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Почётные земляки» в старшей группе. Цели и задачи: -Познакомить детей с творчеством К.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «По грибы» Цель: Формировать знания детей о съедобных и ядовитых грибах. дать знания о приготовлении грибов. Закрепить знания об особенностях внешнего.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы» Программные задачи: Формировать у детей обобщённое представление о птицах.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Служба 01» Образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни; учить действовать во время.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Транспорт» Цель: Формировать знания детей о транспорте и его видах. Задачи: Дать понятие "специальный транспорт" и закрепить кто на нем работает. Закрепить.

Конспект ОД по познавательному развитию «Человек — часть природы» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

НОД по познавательному развитию «Лаборатория неживой природы — вода» Цель: повторить с детьми некоторые свойства воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много.

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Волшебный лотос» Конспект НОД в старшей группе №9 по познавательному развитию Тема: «Волшебный лотос» Подготовила воспитатель Рябцева Юлия Александровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вулканы — загадка природы»
Опубликовано: 22 мая 2018 в 19:39
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД