Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в шахматное королевство»

ларкина марина николаевна
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.

Задачи:

Образовательные:

• Привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры.

• Дать первоначальное представление о шахматных фигурах.

Познакомить с названием шахматных фигур.

• Упражнять в отгадывании загадок.

Развивающие :

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Путешествие в шахматное королевство“» размещена в разделах

Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, сообразительность.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь и интерес к шахматам.

• Воспитывать желание помочь другим, самостоятельность в выполнении задания.

Словарь:

Король.

• Ферзь (королева).

• Слон (офицер).

• Конь.

• Ладья.

• Пешка.

Шахматная доска.

Шахматная фигура.

• Стражники.

• Индия.

• Индусы.

Шахматы.

Шахматисты.

Предварительная работа:

• Дид. игры на тему «Шахматы».

• Просмотр мультфильмов про игру в шахматы.

• Занятия по шахматам.

• Беседы.

• Индивидуальная работа.

Чтение художественной литературы: сказки, стихи, загадки и викторины о шахматах.

Оборудование:

• ММУ.

• Ноутбук.

• Презентация «Путешествие в шахматное королевство».

• 2 фланелеграфа (игра «Собери шахматную фигуру»).

• 3 доски (одна – магнитные шахматы, две для игры «Собери шахматную фигуру»).

• Шапочки с шахматными фигурами на каждого ребенка.

• Плед или покрывало («Ковер – самолет»).

• Письмо от королевы.

• Разрезные картинки для игры на фланелеграфе «Собери шахматную фигуру».

Шахматы.

• Магнитная шахматная доска.

• Указка.

Ход занятия.

Слайд 1. («Путешествие в шахматное королевство»).

Дети в спортивной одежде: черные и белые.

Воспитатель: Ребята, мы получили письмо от Шахматной королевы. Давайте узнаем, что она нам пишет.

Чтение письма.

«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Шахматная королева из далекой страны Индии. Я вас приглашаю к себе в свое сказочное Шахматное королевство, где вы узнаете много интересного, познакомитесь с новой интересной игрой, поиграете в различные игры. А попадете вы ко мне на волшебном ковре – самолете. Вместе с вами будет путешествовать моя маленькая принцесса. Жду вас с нетерпением!

Ваша Шахматная королева».

Слайд 2.

Картинка «Индия».

-Ребята, а вы слышали про страну Индию? Это большая страна.

Слайд 3.

В Индии никогда не бывает зимы. Там очень жарко. А живут там очень трудолюбивые люди – индусы.

-Ну, что, отправляемся? Тогда у нас есть вот такой красивый ковер – самолет. Мы сейчас на него все присядем и полетим в далекую страну Индию.

Дети садятся на ковер.

Слайд 4.

Полет в Индию.

Слайд 5.

Картинка «Добро пожаловать».

-Вот мы и прилетели. Посмотрите, нас у ворот встречают стражники. Давайте все сойдем с ковра и присядем на стульчики.

Сложить ковер.

- Ребята, а кто знает, кто такие стражники?

Стражники – это охрана короля.

Слайд 6.

Королева.

-Здравствуйте, мои друзья. Меня зовут Шахматная королева. Я очень рада видеть вас в моем шахматном королевстве. Оно находится в далекой стране Индии. Я познакомлю вас с замечательной игрой, которая называется «шахматы». А хотите узнать, как появились шахматы?

Дети: Да.

Королева : Тогда я предлагаю посмотреть мультфильм «История возникновения шахмат».

Слайд 7.

Просмотр мультфильма.

Слайд 8.

Картинка «Шахматы»

Воспитатель: Шахматы – это игра, где надо думать,

Шахматы – зарядка для ума,

Это интересная, увлекательная,

Интеллектуальная, спортивная игра.

- Ребята, а кто знает, что означает слово «Шахматы»? (Ответы детей)

-Я вам немного подскажу, вы помните, как возникли шахматы? (Ответы детей).

Когда закончились все сражения между королями, то они заскучали. И тогда все битвы между ними перенесли на шахматное поле. Шах – означает король, мат – поражение. Поэтому, шахматы – это поражение короля.

А людей, которые играют в эту игру, называют «шахматисты».

Слайд 9.

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Расстановка шахматных фигур».

У вас у всех на головах шапочки с шахматной фигурой. Вспомните, какой шахматной фигурой вы являетесь, и начнем игру.

Слайд 10.

Показ картинок согласно тексту.

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи,

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два:

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра!

Игра «Расстановка шахматных фигур».

Выходят 2 короля.

Король.

Вот король – он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаёт рядом он на клетку,

Отдаёт приказы метко.

Короли встают друг напротив друга. Выходят 2 ферзя.

Ферзь.

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

-Ферзь означает королева.

Ферзи встают рядом с королем своей масти. Выходят 4 слона.

Слон.

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны.

Слоны встают рядом с королем и ферзем своей масти. Выходят 4 коня.

Конь.

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чёрное под ним.

За конём следи чужим!

Кони встают рядом со слоном с двух сторон своей масти. Выходят 4 ладьи.

Ладья.

А ладья – то тяжела.

Раньше башнею была.

Сверху лучник там стоит,

Королевство сторожит.

Ходит вдоль и поперёк.

Шаг ладьи тяжёл и строг.

Ладьи встают рядом с конем своей масти с двух сторон.

Выходят все пешки.

Пешка.

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды, первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

Пешки встают перед шахматными фигурами.

-Вот все фигуры и построились.

С детьми другой группы :

-Ребята, а вы запомнили, как называются шахматные фигуры? Только не шумите, а вы поднимайте руку; а ребята, которые читали стихи, назовите свою фигуру еще раз.

И пока вы на поле, мы поиграем в игру «Ты словечко доскажи».

О какой фигуре будет идти речь, те дети выходят в середину, и затем садятся на стульчики.

Сделай паузу в игре,

Доскажи словечко мне.

Если ты знаток фигур,

Отгадай мой каламбур:

1. Не фигура, а насмешка -

Эта маленькая … (пешка)

2. Есть сестра у корабля –

Очень важная … (ладья)

3. Шустрый, быстрый, как огонь

Шахматный, но всё же … (конь)

4. Не отвесит вам поклон!

Не индийский, хоть и … (слон)

5. Самый главный в войске есть,

А для вас он просто … (ферзь)

6. У него большая роль,

А зовут его … (король)

Все фигуры выходят и садятся на стулья. Остаются Короли.

-Молодцы, справились с заданием. Больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. И я предлагаю небольшое сражение для Королей : «Собери шахматную фигуру»

На фланелеграфе в беспорядке размещены детали шахматной фигуры. Вам надо ее собрать. А мы посмотрим, чей же Король выиграет в этом сражении.

Слайд 11.

Короли собирают пазлы. Звучит музыка.

-Ребята, скажите название фигуры, которую собрали наши короли.

Слайд 12.

Королева :

-У меня есть волшебный шахматный сундучок. В нем лежат загадки, попробуйте их отгадать. Возьмите, пожалуйста, мой волшебный сундучок.

Королева передает волшебный сундучок с загадками. Воспитатель поднимает сундучок и загадывает загадки. На экране появляются отгадки.

Слайд 13.

• С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа,

В клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. (Шахматы)

• Вся доска в квадратиках,

На них – полно солдатиков.

Нет патронов у солдат,

Но поставят шах и мат.

(Шахматная доска)

• Быть особо защищённым –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он -… (Король).

• Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал….(Ферзя)

• Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -… (Слон).

• Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным… (Конем).

• Вперед и назад ходит браво,

Помчится налево, направо,

Ту фигуру знаю я,

Ведь зовут ее… (Ладья).

• Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды. (Пешка).

-Молодцы. Все мы очень любим слушать сказки, и в сказочном королевстве тоже любят их; и даже играют.

Слайд 14 («Шахматная репка»)

Выходит ребенок и читает стихотворение.

Я знаю от папы,

Я знаю от деда;

Шахматы – лучшие игры на свете;

Ум развивают,

Уму помогают,

Делают лучше друзей.

-Я вам предлагаю сыграть в одну сказку, которая называется «Шахматная репка».

Все вы помните, какими шахматными фигурами вы являетесь. У нас будет две репки: одна – белого короля, другая – черного короля.

Я буду рассказывать сказку, а вы, как услышите название своей шахматной фигуры, выходите и вставайте друг за другом.

Инсценировка сказки «Шахматная репка».

Исполнители:

Черные фигуры Белые фигуры

Король – Ф. И. ребенка Король – Ф. И. ребенка

Ферзь - Ф. И. ребенка Ферзь - Ф. И. ребенка

Слоны - Ф. И. ребенка Слоны - Ф. И. ребенка

Кони – Ф. И. ребенка Кони – Ф. И. ребенка

Ладьи –Ф. И. ребенка Ладьи – Ф. И. ребенка

Пешки – Ф. И. ребенка Пешки – Ф. И. ребенка

Репка -Ф. И. ребенка Репка - Ф. И. ребенка

Воспитатель: В некотором шахматном царстве, в некотором шахматном государстве жил был Король. Однажды Король посадил на своем поле репку. Много ли, мало ли времени прошло, но репка выросла большая, пребольшая. Король обошел репку и призадумался…

Король : Да, репка моя выросла такая огромная, что прокормит всю мою армию!

Пробовал тянуть, да не потянул и позвал своего главного помощника на помощь.

Король : Главный мой помощник – Ферзь, иди сюда на подмогу!

Ферзь прибежал и стали тянуть репку: Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ферзь стал звать на подмогу Слона.

Ферзь: Сильный, могучий наш Слон, иди к нам на подмогу, сила твоя нужна!

Слон прибежал и стали тянуть репку: Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Слон стал звать на подмогу Коня.

Слон: Храбрый, отважный наш Конь, спеши к нам на помощь!

Конь прискакал и стали тянуть репку: Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Конь стал звать на помощь Ладью.

Конь: Верный, стойкий, наш Ладья, ждем тебя на подмогу!

Ладья подоспел и стали тянуть репку: Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ладья стал звать на помощь Пешку.

Ладья: Смелая наша Пешка, беги к нам на помощь!

Прибежала Пешка и стали тянуть репку: Пешка за Ладью, Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули и вытянули!

Воспитатель: Вот и сказке конец, а кто видел и слушал – Молодец!

-Присаживайтесь на свои места.

А теперь давайте все вместе посмотрим мультфильм про шахматы.

Слайд 15.

Просмотр мультфильма «Шахматы» из цикла «Фиксики».

Слайд 16.

Королева :

-Вы, ребята, все молодцы! Вам понравилось у меня в гостях?

Дети: Да.

Королева :

-Я очень этому рада. Вы многое узнали, познакомились с жителями моего шахматного королевства, и за это я хочу подарить вам игру «Шахматы».

Королева дарит шахматы детям.

- Поблагодарим Шахматную королеву за ее приглашение в свое королевство и за подарок.

Слайд 17.

Королева :

-До свидания, ребята!

Слайд 18.

Картинка «Шахматы».

Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по шахматному королевству.

-Что нового вы узнали сегодня?

- Что было интересным для вас?

-В какой стране появились шахматы?

-Какие шахматные фигуры запомнили?

-Вы бы хотели научиться играть в шахматы?

-Почему?

-Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность.

Отправляемся назад в детский сад. Садимся на наш ковер – самолет и полетели.

Слайд 19.

Полет в детский сад.

Слайд 20.

Картинка «Детский сад».

-Вот мы и прилетели, а сейчас пойдем в нашу группу и нарисуем шахматную фигуру, которая вам больше всего понравилась. А вечером дома вы расскажите родителям, в какое путешествие сегодня отправлялись, и покажите свои рисунки.

Публикации по теме:

Аннотация к педагогическому проекту «Шахматное королевство» Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные учреждения на создание.

Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию «Путешествие с Красной Шапочкой» Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию: «Путешествие с Красной Шапочкой»Программные задачи: 1. Обобщить полученные.

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие на ферму» во второй младшей группе Программное содержание. Закрепить: - понятия количества: один - много, - размера: большой - маленький, - длины: широкий - узкий, - геометрические.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды» Тема: «Превращения капельки воды» Программные задачи: Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация. Сформировать первичные представления.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе.Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в шахматное королевство» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ларкина марина николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в шахматное королевство»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 18:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД