Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Календарь»

Ирина Сухарникова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Календарь»

Программное содержание:

Закреплять знания о годе, как о временном отрезке, формировать представление о необратимости времени.

Обогащать развитие познавательных потребностей ребёнка, росту интереса к изучению предметов.

Развивать способности анализировать, сравнивать.

Развивать понимание количественных характеристик: понятий год, время года, месяц, неделя и отношений между ними.

Развивать речевую активность детей, овладению умением выслушивать, не прерывая собеседника.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Календарь“» размещена в разделах

Развивать любознательность, расширять объём стабильных «ясных» знаний ребёнка.

Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки.

Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов.

Воспитывать внимание, усидчивость.

Материалы и оборудование:

Книжка с иллюстрациями, сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Изображение месяцев к сказке.

Календари : настенный, отрывной, карманный, земледельческий.

Картинки с изображением времен года.

Схема движения земли вокруг солнца.

Схема сборки поделки.

Карманные календари на каждого ребенка.

Квадратные листы белой бумаги для каждого ребёнка.

Ход ЗАНЯТИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Доброе утро! А вы, какая группа? Старшая или подготовительная.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Подготовительная.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А кем же вы готовитесь стать.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Школьниками.

ВОСПИТАТЕЬ: - А когда же это будет?

ОТВЕТЫ : - Осенью.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот взяла книжку и думаю, о каком времени года в ней идет речь. Что же это случилось: девочка с корзинкой в лес идёт зимой! (Потому что мачеха послала) Это, кто же такие? Совсем старенькие. Вы знаете сказку «Двенадцать месяцев»? Очень хорошо. Куда же послала мачеха девочку?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - В лес.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Зачем? (Объясняет). А какое время года было? (Кладёте картинку). Да, зимой, наверно, в такой лес надо было идти за подснежниками. Кто же сидел (рассматриваем следующую иллюстрацию) вокруг костра в этом тёмном лесу!

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Месяцы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну, вот зимние месяцы, это какие? (Называют). Как ты думаешь, какими их нарисовал художник.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Они в тулупах, с посохами. Наверно, похожи на Мороза Ивановича (иллюстрация к сказке «Мороз Иванович»?

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А кто же помог девочке набрать подснежников?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Март.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, март звонко распевал свою песенку:

Снег теперь уже не тот

Всё чернее с каждым днём

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Почему же художник нарисовал зимние месяцы старыми людьми, а весенние месяцы — молодыми!

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Потому что весной всё оживает после зимней спячки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А мы какой бы месяц сегодня встретили если вдруг оказались бы в лесу?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Апрель.

ВОСПИТАТЕЛЬ:- Ребята а вы сможете назвать все двенадцать месяцев?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (называют)

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Что вам может помочь, чтобы назвать месяцы по порядку и не сбиться? Да, календарь.

Подходим вместе с группой детей к календарю.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Знаете ли вы, что это?

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Это вы хорошо знаете. Задам-ка я потруднее вопрос. Кто хочет на него ответить! Слушайте, есть ли, у каждого из вас свой календарь?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - У меня есть дома календарь. и у меня.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Верно, у вас тоже дома висит календарь, но там год кончается так же, как и этот, декабре, а с 1 января начнётся новый год. Это календарь, по которому все живут, и у вас дома такие календари (показываю варианты, и у меня. Это понятно. А у каждого из вас может быть свой календарь?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - А мне мама обещала купить.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Послушайте. У вас, у каждого есть календарь, где тоже двенадцать месяцев в году, но только каждый считает эти двенадцать месяцев не от первого января, а как то по другому?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Нет. у нас нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - В какой группе вы были раньше?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - В старшей

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Когда же закончился год в старшей группе, и вы стали.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Подготовительные!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Так с какого месяца вы свой год считаете?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - С сентября по сентябрь.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вы знаете, почему наступает зима, весна,лето, осень.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Земля вращается вокруг солнца. Солнце плохо освещает Землю. (Показываю схему движения Земли вокруг своей оси и Солнца.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Софья М., покажи свой год старшей группы,

РЕБЕНОК: В сентябре, осенью я пришёл в группу, а в сентябре через год, когда Земля прошла этот путь (показываю на схему) я стал подготовительный.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Кто согласен с Софьей и считает, что его год старшей группы прошёл!

Дети оживлённо подтверждают

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А теперь, Вика, покажет свой год подготовительной группы.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (показывая на схему) -Пришла (ставит палец на осень) в сентябре в подготовительную группу (ведёт пальчиком по орбите до знака положения Земли зимой.) А сегодня уже наступила весна (пальчиком ведёт дальше по схеме). Потом закончится весна и наступит лето. А кончится лето, наступит опять сентябрь. Мой год подготовительной группы закончится и я пойду в школу.

Дети внимательно слушают, кивают головой в знак согласия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Значит, Вика показала год, который идёт, а Софья показал год, который идёт или который прошёл!

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Который прошёл.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А кто хотел бы показать год, который у него ещё только будет?

РЕБЕНОК: - В сентябре я пойду в школу, стану первоклассником, а потом будет зима, весна, лето, а потом опять наступит Сентябрь, я буду уже второклассником.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Путь который Земля проходит вокруг солнца называется годом.

ФИЗМИНУТКА: «ЦВЕТОК»

Спал цветок

И вдруг проснулся.

(Дети встают)

Больше спать не захотел.

(Туловище вправо, влево)

Шевельнулся, потянулся,

(Всталина носочки, потянулись)

Взвился вверх и полетел,

(Руки влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся

(Потянулись вверх)

Бабочка кружиться, вьётся.

(Дети садятся)

ВОСПИТАТЕЛЬ: -Так какой же путь Земли назвали годом?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Когда Земля сделает один оборот вокруг Солнца.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Подумайте, а что еще каждый из нас может для себя определить с помощью календаря.

РЕБЕНОК: - По календарю можно определить, когда будет Новый год.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Это ты не для себя, а для всех определишь, а я спросила, что ТЫ для себя можешь узнать по календарю, вот, Валера по календарю определил, когда его назовут школьником. А ещё, что только для тебя может определить календарь!

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Когда будет мой день рождения. !

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, а у тебя, когда он будет?

Дети называют даты.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот, Арсений сказал, что у него день рождения 19 апреля. А почему ты так точно знаешь?

РЕБЕНОК: - Потому что по календарю знаю.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, без календаря трудно разобраться. Интересное слово — календарь. У древних римлян был праздник «календы». Год считался от календы до календы. Есть до сих пор народы (Индия, Китай, у которых начало года не в январе. И есть народы, которые определяют год по лунному календарю. А вот всё-таки интересно, зачем люди придумали календарь? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А теперь мы всё про календарь знаем? А мне вот не понятно, что это за кармашки…

Дети: Недели, месяцы, дни.

Воспитатель: Иди, Влад, покажи неделю (покажет на карманчиках нашей модели календаря года). Сколько дней в неделе?

Семь.

А когда же кончится неделя, если она началась в среду!

В воскресенье. И нет, тоже в среду. Ну, кто сказал, что неделя закончится в среду, иди, докажи!

РЕБЕНОК: - В среду, в неделе семь дней. Раз мы начали считать неделю со среды, то закончится седьмой день в среду (показывает на карманчиках).

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодец доказал убедительно. А если я поехала на неделю в гости, приехала в гости в пятницу. Когда же я должна уехать из гостей!

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:- Тоже в пятницу

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как в пятницу? В пятницу приехала и в пятницу уеду!

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Да, в пятницу, но только через неделю.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Не поняла, кто точнее скажет?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: -От одной пятницы до другой пройдёт семь дней, неделя. Значит, Вы уедете через семь дней тоже в пятницу, но другой недели. в следующую пятницу. То есть, когда пройдёт суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Значит, в пятницу можно уезжать

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Хорошо, мы говорили о нашем календаре. Этот календарь называют солнечным календарём. А есть ещё и другой календарь! Может сами догадаетесь. !

(Неточные ответы)

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А за чём ещё могут люди наблюдать в небе?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - За луной. Молодцы, догадались! Лунный календарь состоит из двенадцати лунных месяцев. Значит, есть солнечный календарь (дети вторят) лунный календарь. Но есть ещё и народный календарь. В этом календаре даются приметы. Слышали это слово? Что такое приметы?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как вы считаете, вы теперь уже всё знаете о календаре?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Да

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Хотите узнать новое? Так вот, наш календарь придумали древние египтяне, которые жили в Древнем Египте. Они заметили, что река Нил разливается каждый раз тогда, когда восходит звезда Сириус. Чтобы собрать урожай, надо было задерживать воду. Поэтому до разлива рек спешили починить каналы, плотины. Египтяне заметили, что от одного разлива Нила до другого проходит 365 дней. Так они определили, что это год. А в нашем календаре сколько дней? Тоже 365. Но это оказалось :точно, и потом календарь уточнили. Наш календарь солнечный, а еще есть и лунный календарь. Что же новое вы узнали про календарь, чего раньше не знали?

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Теперь, вы дети все знаете о календаре? Ребята, а давайте ещё раз вспомним какое время года сейчас на дворе?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Весна.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. А давайте мы с вами подарим девочке из сказки большую корзину подснежников сделанных из бумаги.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Конечно согласны. Но сначала мы поиграем в пальчиковую гимнастику.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА " СПАЛ ЦВЕТОК ВОЛШЕБНЫМ СНОМ"

Спал цветок волшебным сном.

(Ккулачки крепко сжаты)

Был закрытым. Но потом

Показался лепесток

(Распрямить большой палец)

А за ним его дружок

(Указательный палец)

Вот и третий не проспал

(Средний палец)

И четвёртый не отстал

(Безымянный палец)

Вот и пятый лепесток

(Мизинец)

И раскрылся весь цветок!

(Ккисть руки изображает форму тюльпана)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Тогда начнём. У каждого из вас на столе лежит бумага для изготовления оригами «Подснежник». Ребята посмотрите на схему, и внимательно слушайте меня. И так начнём. (Дети по схеме складывают подснежник).

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Что сегодня вы узнали нового на нашем занятии?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Как появился календарь» Конспект занятия по познавательному развитию (для детей старшей группы) Тема: «Как появился календарь» Вид: познавательное развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Изменения» Цель: учить детей определять, какие характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились.

Конспект НОД по познавательному развитию — ФЭМП в подготовительной к школе группе Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе сп «детский сад №6 МОУ «Удимская №1 СОШ. Математическое.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дикие животные» Цель: Закреплять умения детей составлять загадки Задачи: 1. Уточнять и расширять знания детей о диких животных и их детёнышах; 2. Упражнять.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Многоугольник» Программные задачи: Знакомство с понятием «пятиугольник», «многоугольник». Развитие внимания, умений выделять свойство предметов, абстрагировать.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» Цели: Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи,.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы спасатели планеты» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы спасатели планеты». Подготовила: Зубенко О. А. Возрастная группа:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Бережем электричество!» Интеграция образовательных областей: -Речевое развитие; -Познавательное развитие; -Художественно-эстетическое развитие. Цель: - Продолжать.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Наука вежливости» Программное содержание: Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие по Африке» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Первотроицкий детский сад Конспект непосредственно образовательной.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Календарь» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Сухарникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Календарь»
Опубликовано: 23 июля 2018 в 22:25
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД