Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»

Ирина Беляева
Конспект НОД по познавательному развитию «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»

Конспект НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ ОБЫКНОВЕНОЙ БУМАГИ

Цель: расширение представлений детей о бумаги, ее свойствах, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания

Программные задачи:

Образовательные:

развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги“» размещена в разделах

познакомить детей со способом производства бумаги

• Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов.

• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

Развивающие :

развивать координацию движений, мелкую моторику руки

развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

• обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

• продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность

• воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие

• речевое развитие

• социально-коммуникативное

• физическое развитие

Развивающая предметно-пространственная среда образовательной деятельности:

• Полоски альбомной бумаги, картон, салфетки, одноразовые тарелочки (по количеству детей)

• Ножницы (на каждого ребенка, фартуки на каждого ребенка

• Емкости с водой на каждого ребенка, гуашь (для окрашивания воды, растительное масло, ватные палочки.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети.

Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас!

Психогимнастика

Воспитатель: Дети, смотрите, у меня в руках маленькое бумажное сердечко. Оно символизирует сердце человека, в котором есть тепло, любовь, дружба. Поэтому мы будем осторожно передавать его по кругу, называя друг друга ласковым именем и даря при этом улыбку, вот так: «Добрый день, Аня» (Передать игрушку и улыбнуться).

Вот сердце вернулось ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.

Воспитатель: Кто знает из чего сделано сердечко?

Дети: Из бумаги.

Предлагаю вам сегодня отправиться в бумажную страну

Воспитатель: А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги?

Дети называют предметы из бумаги.

Воспитатель: Ой, ребята у нас закончилась бумага для рисования! Почему так случилось.

Дети: Много рисовали, вырезали и т. д.

Воспитатель: А где нам взять бумагу? А в магазин как она попала?

Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудится очень много людей.

Воспитатель: Давайте вспомним, из чего делают бумагу

Дети: Деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для обработки. Там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга Бумажный стул

Бумажный кораблик Бумажное полотенце

Бумажная обувь Бумажное пальто

Бумажная газета Бумажная тетрадь

Бумажный зонт

Воспитатель: можем ли мы взять с собой бумажный зонт в дождливую погоду.

Дети: нет, так как зонт промокнет

Воспитатель: Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

Воспитатель: Разные виды бумаги окружают нас всюду. Она имеет разные свойства. Давайте сегодня мы с вами побудем в роли ученых и узнаем еще много интересного о бумаге.

Ученые записывают результаты наблюдений, мы с вами тоже будем это делать (показать детям, как заполнять таблицы)

Основная часть

Проведение опытов с бумагой

Опыт 1 «Бумага режется» (схема «ножницы») Предложить детям узнать режется бумага или нет. Три вида бумаги : салфетки, картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины

Опыт 2 «Бумага намокает и окрашивается» (схема «капля воды и краски»).

Воду окрасить (добавить гуашь) Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги, картон. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Бумага окрасилась.

Опыт 3. «Бумага впитывает масло» (схема растительное масло).

Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?

Бумага стала прозрачной, через нее виден пальчик.

Вывод: масло пропитывает бумагу, она становится прозрачной.

Опыт 4 «Бумага мнется» (схема «мятая бумага»)

Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется

Физминутка

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять играть начнем.

(Собрать мятую бумагу)

Опыт 5. Память- А сейчас я вам открою тайну. Бумага имеет «память». Для того, чтобы это проверить, возьмем узкую полоску бумаги и сделаем из нее спираль. (Воспитатель показывает детям, как при помощи счетной палочки скрутить спираль из узкой полоски бумаги).

- Молодцы, замечательные получились у вас спирали. Вот мы и определили, что бумага имеет «память». Как мы ее скручивали, так она и выглядит.

- И этого следует новое свойство бумаги. Бумага. (Скручивается).

Воспитатель. Что ж, ребята, работу в нашей лаборатории мы завершили, так что давай те вернёмся в группу, мятую бумагу мы возьмем с собой, а для чего я вам потом расскажу. Снимайте свои фартушки, аккуратно вешайте их на спинки стульчиков и проходите на свои места. Дети проходят на ковёр.

Воспитатель. А теперь, ребята, посмотрите в свои таблицы и скажите: одинаковые или разные свойства имеют салфетка, писчая бумага и картон?

Дети. Одинаковые!

Воспитатель. Ну и какой же вывод мы сделаем?

Дети. Что всё это – бумага.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего бумагу сделали такой разной: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

Дети. Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, писчая бумага – для аппликаций, письма и рисования, картон – для более прочных изделий.

Воспитатель: А скажите мне ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в повседневной жизни.

Ответы детей: книги, раскраски, альбом, салфетки и др.

Воспитатель: Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает, и мы должны бережно относиться к ним, не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки.

Воспитатель: Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев. Сколько же деревьев надо спилить, чтобы сделать бумагу для всей нашей страны.

Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?»

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду, например, хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага.

IV. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, а что можно сделать с той бумагой, которая у нас осталась скомканная? Можно выбросить, но это не понравиться нашим гостям. А давайте дорисуем нашу осеннюю картину. Здесь нет на деревьях чего? Листьев. Осенью листья не только на деревьях, но и на земле лежат. Какой комочек оставит выразительный след? Промокните комочки в краску и дорисуйте картину. – Дети набирают разные по цвету краски и оставляют отпечатки на картине, можно нарисовать листья, облака, землю, покрытую листвой.

Работа с ватманом:

Если вам было легко справиться с заданием, то нарисуйте красные листочки;

Если вам было трудно справиться с заданием, то желтые.

Пояснительная записка

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.

Непосредственная образовательная деятельность на тему «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» была проведена в

старшей группе.

Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания

При написании конспекта я, прежде всего, учитывала особенности развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому в начале занятия попыталась установить благоприятный психологический настрой у всех участников. Была проведена психогимнастика. В начале занятия использовала технологию проблемного обучения, позволяющую вызвать у детей заинтересованность ( поставлена проблема: «Куда исчезла бумага, не начем рисовать», таким образом дети были включены в деятельность.

Смена вида деятельности на следующем этапе использование опытно-эксперементальной технологии, а именно опыты с бумагой позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким- то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одной деятельности к другой, для решения проблемной ситуации. В процессе закрепления опытов о бумаге, мною была предложена схема "Свойства Бумаги". Максимально учитывала интересы и способности детей, меняла задания. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

В образовательную деятельность была включена здоровьесберегающая технология (физминутка, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. Наряду с познавательным развитием решалась задача в интеграции по социально-коммуникативному развитию, ребята пытались выслушивать друг друга, не перебивать, доброжелательно относились друг к другу.

На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода - детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.

Могут экспериментировать, ставить задачи, делать выводы, создавать проекты.

СВОЙСТВА БУМАГИ

Вид бумаги

свойства

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Секреты бумаги» во второй младшей группеКонспект непосредственно образовательной деятельности «Секреты бумаги» во второй младшей группе Цель: формирование представлений детей о бумаге и её свойствах. Задачи: Расширить представления детей о качестве разных видов бумаги. Научить.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир бумаги»Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир бумаги» Цель:- развитие познавательной активности; - расширение представлений детей о бумаге и её свойствах. Программное содержание: • развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Конструирование из бумаги «Колобок»Конспект занятия по познавательному развитию «Конструирование из бумаги «Колобок» Программные задачи: Формировать умение детей узнавать и называть цвет- желтый, закрепить знания детей о геометрической форме — круг; развивать.

Конспект по познавательному развитию с использованием ИКТ «Мыло и его секреты» для детей среднего возраста Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие Цель: ознакомление детей со свойствами.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Необыкновенные приключения в городе Математичееских Загадок» Конспект НОД в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема. «Необыкновенные приключения в городе Математических.

Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство со свойствами бумаги и ткани» Тема: «Знакомство со свойствами бумаги и ткани» Программное содержание: познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется).

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный мир бумаги и ткани» для детей от 4 до 5 лет Тема: «Удивительный мир бумаги и ткани». Цель: Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей посредством ознакомления со.

Конспект НОД по познавательному развитию «Уголь» Непосредственная образовательная деятельность по теме «УГОЛЬ» Цель: создание социальной ситуации развития в познавательной деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию и ФЭМП «Теремок»Конспект НОД по познавательному развитию и ФЭМП «Теремок» НОД «Теремок» Образовательная область – «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Дети в игровой.

Детский проект «Необыкновенные приключения обыкновенной бумаги» III городская открытая научная конференция молодежи и школьников «НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ» «Необыкновенные приключения обыкновенной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»
Опубликовано: 27 июня 2018 в 11:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД