Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы»

Гаянэ Агаджанян
Конспект НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Городок детства» города-курорта Кисловодска

Конспект НОД по познавательному развитию

На тему: «Зимующие птицы»

Подготовила:

воспитатель Агаджанян Г. Г.

г-к Кисловодск

2024г.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

"Познавательное развитие" :

-закрепить знания о зимующих птицах, их строении, повадках.

-дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

-расширить знания детей о роли человека в жизни птиц;

-развивать мышление, наблюдательность;

"Речевое развитие" :

-активизировать активный и пассивный словарь по теме: "Птицы";

-закрепить в речи названия птиц;

-совершенствовать диалогическую речь;

-обогащать словарный запас детей через стихи, загадки;

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие" :

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

-закладывать основы экологического воспитания;

-воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботится о них.

"Физическое развитие" :

-развивать двигательную активность детей;

-развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики;

-способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Методическое обеспечение:

Ноутбук с записью голосов зимующих птиц; цветные картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, клест, дятел); кормушка; поднос с ягодами, семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки, сало; цветные картинки для дидактической игры «Угощу птиц», письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц «для работы в парах»; картинки птиц на магнитах для игры «На кормушке».

Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года».

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».

Приветствие:

Доброе утро, солнцу и птицам, Доброе утро, улыбчивым лицам.

Воспитатель: Звонкая погода,

Снега кутерьма,

Это время года

Мы зовем…

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка).

Воспитатель:

-Кто скажет какое сейчас время года? (зима)

-Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (три)

-Назовите эти месяцы? (декабрь, январь, февраль)

-А какой сейчас месяц? (январь)

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором написано детский сад «Городок детства» ребятам группы «Капитошка». Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку, и может быть, тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо:

Все стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста,

белобока Вороватая…

Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Сорока.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! А давайте скорее откроем конверт и узнаем, что все- таки в нем.

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы?»

Основная часть:

Воспитатель: Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Один, два, три повернись, на лесной опушке окажись! (Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.) (звучит музыка)

Вот вам первое задание.

Ребята подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разрезанные. Соберите картинки по частям:

Дидактическая игра «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим строение птиц на примере голубя. Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки. (Показывает наглядно по картинке строение птицы на примере голубя.)

Воспитатель: а все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д.) Молодцы! С первым заданием справились.

Воспитатель: а как, одним словом, можно назвать птиц, которых вы собрали?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему этих птиц называют зимующими?

Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.

Воспитатель: Итак, сегодня мы будем продолжать знакомиться с зимующими птицами. Нам надо выполнить второе задание Сороки: «Отгадай загадку и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и вешает его на доску. Вместе с детьми рассказываем о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.

- Как зовут нашего первого гостя?

Ловко он по веткам скачет,

«Чик-чирик», — тихонько скажет,

Ешь же зернышки смелей

Наш несмелый. (Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на доске.

Воспитатель: Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей – это маленькая, неунывающая птичка.

Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.

Послушайте какой звук издает воробей (звук с записью голоса).

Воспитатель: Встречайте второго гостя:

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут.

(Голубь)

Послушайте, как воркуют голуби (звук с записью голоса).

Картинка с изображением голубя появляется на доске.

Воспитатель: Голубь- это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья.

Голуби –доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками.

Воспитатель: Следующая наша гостья:

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на доске.

Воспитатель: Послушайте, как трещит сорока. (звук с записью голоса)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:

Всем знакома эта птица,

Не воробей и не синица,

В черном оперении сидит,

«Кар-кар» она громко кричит

(Ворона)

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель: Послушайте, как ворона каркает. (звук с записью голоса)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны - крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой.

Воспитатель: О какой птице так говорят?

Он на дереве сидит,

Все стучит, стучит, стучит.

Ищет он жучков в коре

Чтоб обед добыть себе.

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на доску.

Воспитатель: Послушайте, как стучит дятел. (звук с записью голоса)

Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый.

Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? – они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.

Воспитатель: Встречайте следующего гостью:

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой –

Шустрая …

(Синица)

На доске появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель: Послушайте, как синичка поёт. (звук с записью голоса)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица,

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится,

(Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку,

(Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень,

Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель: а есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть!

Встречайте первого гостя с севера:

Прилетает к нам зимой,

Яркий, шустренький такой,

На рябине он сидит,

Алой грудкой знаменит.

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на доске.

Воспитатель: Послушайте, как снегирь поёт. (звук с записью голоса)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв – крестом,

Птичку ту зовут …

(Клест)

- У клеста удивительный клюв – напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена.

А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель: Сорока задала нам еще одно задание.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель: а вот еще одно задание от сороки. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:

• Прилетели птицы : голуби, синицы, осы и клесты (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – осы — это насекомые.

• Прилетели птицы : голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, конфеты (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – конфеты — это продукты.

• Прилетели птицы : голуби, тигры (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – тигры — это животные.

• Прилетели птицы : голуби, синицы, вороны, шмели (дети хлопают)

Что неправильно и почему? - шмели — это насекомые.

-Воспитатель: Ребята как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.)

Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.

Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда наша с вами зимняя подкормка спасает их от гибели. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.

Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.)

А теперь встанем, повернемся на лево, сделаем четыре шага вперед и заглянем в полку.

Дети выполняют задание Сороки: «Найти предмет!». Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т.

Воспитатель: (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки; сытные, аппетитные семечки; полезный зерно; вкусные спелые ягоды; питательное, свежее сало; пшено.

Воспитатель: Настало время выполнить последнее, задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы:

• Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

• Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

• Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

• Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)

• Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.)

• У какой птицы снежное имя? (у снегиря)

• Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Заключительная часть.

Возвращаемся в детский сад.

Что вам понравилось в нашем путешествии, какое задание сороки было самым интересным? Какие еще были задания?

Публикации по теме:

Фото и видеоотчет игрового НОД по познавательному развитию в группе детей раннего возраста «Зимующие птицы»Фото и видеоотчет игрового НОД по познавательному развитию в группе детей раннего возраста «Зимующие птицы» Цель: знакомство с зимующими птичками. Задачи: Образовательные: познакомить детей с птичкой, ее основными частями тела, обратить внимание.

Интегрированная организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы». Доминирующая.

Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные»Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные» Цель: знакомство с названием птиц, их значением. Задачи: - учить поддерживать беседу о птицах, - развивать речь, пополнять словарный.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» 1. Тема: Зимующие птицы. 2. Цель занятия: Обучение описательному связному высказыванию. 3. Задачи: Образовательные: Формировать, уточнять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы»
Опубликовано: 30 января 2024 в 12:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД