Получи документы

Конспект НОД по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности «Удивительные камни и их свойства»

Наталья Мусаева
Конспект НОД по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности «Удивительные камни и их свойства»

Конспект НОД по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности.

Тема: «Удивительные камни и их свойства»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами камней.

П/ с:

-Формировать знания детей о профессии геолога;

- Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

Публикация «Конспект НОД по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности „Удивительные камни и их свойства“» размещена в разделах

- Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности;

- Развивать у детей представления о самоценности природы;

- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

- Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание.)

- Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь. (Коммуникация.)

- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. (Социализация.)

Методы и приё мы:

Словесный метод: вопрос – ответ, пояснение к тому, что

видят дети, просьба – предложение.

Создание проблемной ситуации: дети не знают, но хотят узнать о свойствах

камня.

Игровой метод: Физминутка «Гора и камешки», Д/и «Польза камня»

Словарная работа: полезные ископаемые, геолог, шершавый, шероховатый.

Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок П. Бажова, беседа о работе геологов, рассматривание иллюстраций с горным ландшафтом, коллекций камней.

Материалы: - коллекция камней, камни по количеству детей, иллюстрация с изображением геолога, иллюстрации горных вершин, глобус, картинки-схемы, фартуки по количеству детей, пластилин на всех детей, салфетки, подносы, лупы, эмблемы «Юные исследователи» на всех детей, разрезные картинки для д/и.

Ход деятельности

1. Организационный момент

(На ковре, в кругу)

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Сколько всего интересного в нашей группе. Я нашла что-то интересное. Как вы думаете, что это? (Обратить внимание детей на глобус.)

В: Что такое глобус?

Дети: Это модель нашей планеты -Земля.

В: Какие цвета вы видите на глобусе? (синий, зеленый, голубой, желтый, коричневый). Что они обозначают? (Ответы детей.)

А я знаю одну тайн, у планеты, на которой мы живём, есть одежда. Что это может быть за одежда? Хотите узнать? (Дети проходят к мольбертам с картинками.)

В: Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей. Полезные ископаемые.)

Правильно, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми.

В: Подумайте, почему они «полезные»? (Ответы детей.)

Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.

В: Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей. Строят дома, дороги.) Чтобы узнать об этом ещё больше, предлагаю поиграть в игру «Польза камня».

Правила игры (Дети подходят к столам на которых лежат разрезные картинки. Они делятся на 4 подгруппы и собирают картинку из частей. Выигрывает та подгруппа, которая быстрее всех соберёт картинку и расскажет, что на ней изображено.)

После игры дети проходят на ковер.

В: Ребята, а кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.

(На доске иллюстрации с изображением геологов.)

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи - это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях, изучают свойства камней. Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Вот такая это работа!

2. Мотивационная часть.

Воспитатель: Ребята сегодня утром в детский сад почтальон принес посылку, интересно, кто это посылку нам прислал.

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: (Открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется. (Читает.) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи». Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Но прежде чем приступить к опытам давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории. (Дети вспоминают и рассказывают, что можно и что нельзя делать в лаборатории и какие органы помогаю нам первыми в исследованиях) Воспитатель предлагает надеть фартуки.

(Дети проходят к столам с оборудованием.)

Воспитатель: Мы будем как настоящие ученые -геологи исследовать свойства камней при помощи опытов.

Воспитатель: Подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Опыт №2 Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

В. Ребята, вы наверно подустали? Давайте сделаем разминку, а потом продолжим наши опыты.

Опыт №3 .Рассматривание камней через лупу.

(Дети вспоминают как работать с лупой.)

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

Вывод: все камни разные.

Физкульт - минутка на ковре. Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка- До небес макушка, (Дети поднимаются на носки.)

Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук.)

Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук.)

Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам.)

Камешки теряет. (Качают головой.)

И каждый день, и каждую ночь (Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. на корточки.)

Восп. Немного отдохнули! А теперь вернемся к опытам.

Опыт№4 «Твердый или мягкий?»

Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина.

В: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Итог деятельности.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) .

Рефлексия:

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам больше запомнилось?

Молодцы, ребята! Помогли геологам определить свойства камней. За ваши старания я вас награждаю эмблемами «Юных исследователей». А в дневниках наблюдений мы с вами поработаем после прогулки.

Публикации по теме:

Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни»Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни» Задачи: уточнить и расширить знания детей о камнях, о их роли в жизни человека. Вызвать желание исследовать неживую природу, выделять свойства.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру «Времена года»Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру «Времена года» Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру на тему «Времена года» Цель: закрепить представление детей об.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группыКонспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группы Цель: учить детей опытным путем устанавливать свойство плавучести у некоторых предметов. Задачи: - формировать умение определять путем.

Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» Конспект открытого интегрированного занятия — экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» Цели и задачи: Дать первоначальные знания.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства»Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства» Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей «Снег и его свойства» в старшей группе Тема: Снег и его свойства Образовательные.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды» Образовательные задачи:Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения.

Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воздуха»Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Цель: развить в ребёнке исследовательские умения,формировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности. Задачи: -закреплять.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности «Удивительные камни и их свойства» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Мусаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности «Удивительные камни и их свойства»
Опубликовано: 28 марта 2021 в 21:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД