Лучший педагог года

Конспект НОД по окружающему миру «Мир предметов» для детей старшего дошкольного возраста

Ирина Черевко
Конспект НОД по окружающему миру «Мир предметов» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по окружающему миру

«Мир предметов» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную деятельность.

2. Активизация в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены, их свойств: деревянный, металлический, тонет, плавает, и т. д.

3. Побуждение детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Мир предметов“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Углубить представления детей о свойствах таких материалов, как металл и дерево.

2. Учить применять разнообразные способы обследования предметов.

3. Развивать у детей способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать и сравнивать, слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.

4. Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща.

Материал, оборудование: коробка с карандашом и гвоздём, карточки для игры «Из чего сделано?», на каждого ребё нка: тарелочка, деревянный брусок, металлическая ложка, спички, скрепки, магнит, гвоздики, дневник наблюдений. На стол: ёмкость с водой, салфетки. Иллюстрации кузницы, сталеплавильного цеха, горящих дров. 2 корзинки, «Волшебный мешочек» с предметами, сделанными из разных материалов. Коробка с разнообразными деталями и магниты.

I. Вводная часть (мотивация).

Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эту коробочку.

Как вы думаете, что в ней?

А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в ней лежит.

Любим нос везде совать,

И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами. (Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Молодцы, ребята, загадки отгадали.

Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздик

Карандаш с Гвоздиком были большими друзьями, но однажды поссорились.

Карандаш говорит: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

А Гвоздик: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

- Ребята, давайте поможем друзьям решить, кто из них важнее!

Закройте глаза и скажите: вокруг себя я обернусь и в научной лаборатории окажусь!

Правила поведения в лаборатории такие:

1. Не толкаться

2. Не мешать друг другу

3. Сначала выслушать, потом сделать

4. Сделал- убрал на место.

II (Дети проходят к столу №1)

1. Дидактическая игра «Из чего сделано»

- Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки, которые похожи на материал Карандаша, и на материал Гвоздика, и разложите их к нашим героям.

- Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь).

- Значит они какие? (деревянные)

- Какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)

-Значит они какие? (металлические)

- Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав — гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева, и из металла делают очень много нужных предметов.

- Гвоздик и Карандаш, вы оба правы!

2. Сравнение дерева и металла.

Но Гвоздь все не унимается: «Я красивее! И у металла поверхность гладкая, и на солнышке блестит!»

- Карандаш, не обижайся. Ребята, давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? (дети садятся за столы)

- Возьмите металлическую ложку и деревянный брусок.

- Отличаются ли они? Чем?

- Какие они на ощупь?

- Какая поверхность у металлической ложки? (гладкая, блестящая)

- А какая у деревянного бруска? (бывает и шероховатой, шершавой, бывает гладкой, не блестит) Отметим это наблюдение в дневнике. Поставим плюс в соответствующей графе.

- Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой ложку.

- Что вы чувствуете? (Ложка – холодная. Брусок – теплый)

- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)

(Ставим плюсы)

3. А как вы думаете, почему одни предметы делают только из дерева, а другие только из металла? Хотите узнать?

- Карандашик и Гвоздик опять спорят:

- «Моя песенка громче!», - говорит Гвоздик.

- «Нет, моя!».

- Друзья, давайте вместе это решим? Нам необходимо определить, какой звук у деревянных предметов, а какой - у металлических. Возьмите два металлических предмета и постучите ими друг о друга, какой вы слышите звук? (Звонкий, громкий).

- Значит песенка какая? (Звонкая, громкая). А теперь проверим то же самое с деревянными предметами, какой звук слышится? (глухой, тихий).

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, на чем играю!»

Перед вами разложены музыкальные инструменты, давайте вспомним, как они называются: металлофон, трещотка, треугольник, ложки, бубен.

- Ваша задача, с закрытыми глазами определить, на каком музыкальном инструменте я играла! Приготовились слушать внимательно и не подсматривайте.

- На каком инструменте я играла, из какого материала он сделан? (дерево – металл)

- Чья же песенка оказалась громче?

- А чья – тише?

Вывод: если нужен звонкий, громкий звук, то музыкальные инструменты делают из металла, а если более тихий – из дерева. (отмечаем в дневнике)

4. Карандаш говорит: «Ну и что, что я не звонкий, зато плаваю хорошо!»

А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему?

- Давайте проведём эксперимент.

На столе вы видите ёмкость с водой, давайте возьмем деревянный брусок и опустим его в воду, что мы видим? (деревянные предметы не тонут (легкие). А теперь опустим в воду металлическую ложку, что с ней произошло? (утонула, тяжелая)

Какой можно сделать вывод? Что дерево легче, чем металл и имеет свойство плавучести.

-Как же тогда корабли, сделанные из металлических пластин на воде держатся? Они имеют специальную конструкцию, которая позволяет им, не смотря на тяжесть, не тонуть, а держаться на воде.

5.- А ещё, я в огне горю, - говорит Карандаш, - А гвоздик – нет!

Да, ребята, дерево горит, выделяет тепло. Где это свойство дерева используют люди? (топят печи)

- Я тоже хорошо нагреваюсь, и по мне легко ток проходит!-говорит Гвоздик.

Это верно, железо может только плавиться. Если его нагреть, оно становится мягким. С таким мягким железом работают кузнецы. Они куют его, придавая железному бруску нужную форму. А если железо разогреть очень сильно, то оно становится жидким. Тогда его заливают в специальную форму и охлаждают. И получаются разные предметы и детали.

(Отмечаем плюсом в соответствующей графе)

Физ. минутка «Кузнец»

«Эй, кузнец – молодец, (развести руки в стороны, потом на пояс)

Захромал мой жеребец. (притопы ногами)

Ты подкуй его опять. (наклоны к носкам)

От чего ж не подковать. (наклоны к носкам)

Вот гвоздь, вот подкова – (руки в стороны)

Раз, два и готово. (два хлопка в ладоши)

6. Хотите поиграть в «Волшебный мешочек»? Вы, по очереди, не глядя, будете опускать руку в мешочек, брать предмет и говорить, из какого материала он сделан, а потом мы вместе проверим ваше предположение.

Вопросы и предполагаемые ответы :

-Из какого материала сделан предмет (дерево – металл)

-Какой он на ощупь (теплый – холодный, гладкий – шероховатый, легкий - тяжелый)

- Что это за предмет?

- Предлагаю вам разложить ваши предметы в две корзины, в одну предметы из дерева, в другую – из металла. (лишние предметы кладут рядом). В первую корзину вы положили все предметы из дерева, значит какие они? (деревянные, а в другую все предметы из металла, какие они? (металлические).

7. «Дорогой Карандаш, я хочу познакомить тебя с моим другом – Магнитиком», - сказал Гвоздик, - он всегда помогает мне навести порядок.

Хоть я вовсе не планета,

У меня есть полюса.

Рук и ног в помине нету,

Но хватать могу я сам.

Гвозди, ножницы, кастрюли,

Винтики, булавки, пули –

Всё железное манит,

Тянет на себя… (магнит)

Что такое магнит? Это металл, который имеет свойство притягивать некоторые предметы. Вот мы сейчас и проверим, с какими материалами дружит магнит, а с какими нет.

Возьмите деревянные предметы (спички) и приложите к ним магнит. Что мы видим? (магнит не присоединился к дереву, т. е. не притягивается). А теперь возьмите металлические предметы (скрепки) и приложите магниты к ним. Что произошло? (магнит присоединился, потому что частицы металла притягиваются к частицам магнита, магнит служит нам помощником при работе с металлическими предметами).

(Ставим плюсы)

8. Ребята, я наводила порядок в кладовке и нашла там коробку с предметами из разных материалов, да ещё и под слоем какой-то крупы. Мне нужно достать из неё металлические детали. Но как это сделать быстро, не копаясь в крупе?

9. И ещё один опыт, проверим, что прочнее, дерево или металл? Попробуйте сломать спичку. А гвоздик у вас получится сломать? Вывод. Металл прочный, а дерево хрупкое.

III. Итог.

- Назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. ( Дерево: шершавое и гладкое, твёрдое, легкое, теплое, мягкое, не тонет, горит, имеет глухой звук. Металл: гладкий, блестящий, звонкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, притягивается магнитом, проводит ток и легко нагревается).

Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы не забывали о свойствах дерева и металла и применяли их в жизни. Все материалы важны и нужны в жизни человека.

Публикации по теме:

Блиц-олимпиада по окружающему миру «Лучшие друзья человека» для среднего и старшего дошкольного возрастаБлиц-олимпиада по окружающему миру «Лучшие друзья человека» для среднего и старшего дошкольного возраста • Блиц-олимпиада по окружающему миру "Лучшие друзья человека" для старшего дошкольного возраста. • И касается самых главных спутников.

Дидактическая игра по окружающему миру «Природный трафарет «Такая разная бабочка» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по окружающему миру «Природный трафарет «Такая разная бабочка» для детей дошкольного возраста Цель: Создание условий для развития умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактическая игра- это одно.

Конспект наблюдения по окружающему миру «Ягода — клубника» с детьми дошкольного возрастаКонспект наблюдения по окружающему миру «Ягода — клубника» с детьми дошкольного возраста Ко Всемирному дню окружающей среды на Маам. Описание материала: Материал можно использовать, как ознакомление с окружающим. Данный конспект.

Конспект НОД по окружающему миру «Птичий двор» для детей младшей группы Тема: «Птичий двор» Задачи: учить детей внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4.

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь-богатство Междуреченска»Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь-богатство Междуреченска» Цели: Познакомить детей с главным богатством города Междуреченска, каменным углем, его основными свойствами опытным путем. Задачи:Закреплять.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашнее животное. Собака» для детей 4–5 летКонспект занятия по окружающему миру «Домашнее животное. Собака» для детей 4–5 лет Тема: «Домашнее животное. Собака» для детей 4-5 лет Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Цели:.

Конспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 летКонспект занятия по окружающему миру «Домашние питомцы» для детей 4–5 лет Ко Дню домашних птиц на МААМ. Тема: «Домашние птицы» для детей 4-5 лет Цели: познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами; упражнять.

Конспект домашнего занятия по окружающему миру «Наблюдаем за дождливой погодой» с детьми дошкольного возрастаКонспект домашнего занятия по окружающему миру «Наблюдаем за дождливой погодой» с детьми дошкольного возраста .

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство с комнатным растением — геранью» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по окружающему миру «Знакомство с комнатным растением — геранью» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создание условий для расширения представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении, учить различать комнатные растения.

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом»Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство детей с гиацинтом» Программные задачи: Развивать представления детей о жизни растения, его размножении, строении. Учить устанавливать влажность почвы, пригодную.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по окружающему миру «Мир предметов» для детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Черевко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по окружающему миру «Мир предметов» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2022 в 17:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД