Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Филимоновские игрушки»

Наталья Шалякина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Филимоновские игрушки»

Цель:

приобщение детей к народным промыслам.

Задачи:

познакомить детей с филимоновской игрушкой;

развивать интерес к народным промыслам;

вызывать желание делать что-то своими руками, следуя мастерству предков;

воспитывать уважительное отношение к культуре своей Родины;

развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

Демонстрационный материал:

Флипчарт;

Иллюстрации с филимоновскими игрушками;

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Филимоновские игрушки“» размещена в разделах

Наглядное пособие по изготовлению филимоновских игрушек.

Раздаточный материал на каждого ребё нка:

Шаблон филимоновского барашек;

Гуашь: жёлтая, зелёная, розовая, красная;

Кисть;

Непроливайка с водой;

Влажные салфетки.

Ход работы:

1) Познавательно – коммуникативная деятельность. «История филимоновской игрушки».

Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в прошлое и познакомиться со старинными игрушками. А именно, с филимоновской игрушкой.

Садитесь поудобнее, начинаем путешествие!

Свистульки

Нина Агошкова

Мастер глину замесил

И игрушек налепил.

После высушил, и в печь —

Добела их все обжечь.

А потом он краски взял

И игрушки расписал.

Вот они какие, в ряд

Разноцветные стоят:

Цвет малиновый и синий,

Жёлтый — яркий и красивый.

Зайцы, птички, петушки —

Музыкальные свистки,

По-народному — свистульки.

Лепят в области их Тульской

И свистульки, спору нет,

Покорили целый свет!

Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева издавна лепили посуду, продавая её на местных базарах.

Существует легенда, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов.

Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов, котиков, рыбок и прочих зверушек.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим изображения игрушек и подумаем, какие они имеют отличительные особенности?

Дети озвучивают свои варианты.

Воспитатель: действительно, у многих длинные шеи, словно у жирафов.

Ребята, какие узоры на филимоновских игрушках?

Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки.

В-ль: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?

Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.

В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек.

Почти все филимоновские игрушки – это свистульки.

У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После изготовления мастера уносили свои игрушки на ярмарку. Где не только показывали своё мастерство, но и продавали их. В мире не существует двух одинаковых игрушек, так как каждую расписывают вручную.

2) Физ. минутка

Ребята, как вам известно, ярмарка — это не только покупка и продажа товаров, но и веселье. Поэтому, предлагаю вам немного отдохнуть и повеселиться.

Физминутка «Замок»

На двери висит замок,

(пальцы рук соединены в «замок»)

Кто открыть бы его смог,

(повторение движений)

Потянули,

(руки тянут одну, потом в другую сторону)

Покрутили,

(сцепленные пальцы к себе от себя)

Постучали,

(основаниями ладоней постучали друг о друга)

И открыли.

(пальцы расцепить, ладони в сторонылпвоышпощгп)

3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского барашка».

Воспитатель:

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком».

А обозначают эти элементы вот что:

круг – солнце,

треугольник – землю,

елочки и ростки – символ растительности и жизни.

лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Воспитатель:дылпрвущшкпегцщуеогцзшщуег

Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки?

Дети: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке барашек.

Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Воспитатель: еще у барашка есть рога. У вас на столах лежат рисунки барашка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.

Дети: Полосочки.

Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать барашков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: ребята, посмотрите, какие замечательные игрушки у вас получились.

Вам понравилось сегодняшнее путешествие в мир народного промысла?

Дети:Да! Очень!

4. Рефлексия.

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – барашка.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных» Цель: Закреплять знания и представления детей о животных Задачи: Учить различать диких и домашних животных; Узнавать, называть их детенышей;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика» Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать выразительность и точность движений, мимику. Учить расслабляться,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОВЗ «Цветы»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОВЗ «Цветы» Цель: Формировать знания детей о цветах. Задачи: Образовательные: - Познакомить детей со строением цветка (стебель, листья, цветок). Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : Шушлебина Елена Валерьевна Задачи: Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией в подготовительной группе "Полет в космос". Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Любимые игрушки»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Любимые игрушки» Тема: «Любимые игрушки» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие. Задачи: Знакомить детей с предметами ближайшего.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель:Закрепить знания детей о плодах. Задачи: Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах, знать место их произрастания (овощи.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Филимоновские игрушки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Шалякина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Филимоновские игрушки»
Опубликовано: 17 марта 2023 в 16:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД