Папки-передвижки

Конспект НОД по ФЦКМ «Охраняй зелёный дом, не одни мы в нём живём!»

Тамара Степаненко
Конспект НОД по ФЦКМ «Охраняй зелёный дом, не одни мы в нём живём!»

Воспитатель:

Дети, сегодня мы с вами поговорим о том, почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени. Как никогда природа оказалась беззащитной перед человеком. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных событий, нарушая при этом естественное равновесие. (слайд)

В результате меняется климат, гибнут реки, исчезают животные и растения. Люди просто так часто рвут красивые растения, истребляют животных ради меха или мяса, а иногда ради развлечения. А каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Поэтому многие растения и животные исчезают и становятся редкими. Из-за этого они внесены в Красную Книгу. (слайд)

Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Охраняй зелёный дом, не одни мы в нём живём!“» размещена в разделах

Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности, призыв к разуму и совести каждого живущего на планете. Международная Красная книга хранится в Швейцарии. А в 1974 г. была создана Красная книга и у нас в стране. В неё занесены редкие виды животных и растений.

Воспитатель:

Наша прекрасная, удивительная планета полна загадок. И сейчас мы отправимся в путешествие, в тот мир, который нас окружает. Стоит лишь присмотреться и нам откроется множество тайн. И прежде чем мы сделаем первую остановку, отгадайте мою загадку.

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой,

Скинет шубу с плеч долой. (Лес.)

Молодцы! И первая наша остановка: станция «Лесная» (слайд)

Ребё нок:

1. Здравствуй, лес, дремучий, лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою?

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре?

Весь в росе как в серебре?

Кто в душе твоей таится?

Воспитатель:

Нет на Земле человека, чья жизнь так или иначе не связана с лесом, деревом. Посмотрите вокруг: мебель, окна, двери сделаны из дерева, а из древесины изготовлены книги, тетради, специальные масла, дёготь и многое другое. Лес – это наше богатство, это дом для зверей и птиц, это зелёный наряд нашей Земли, где всегда чистый воздух. Без леса сегодняшняя жизнь просто немыслимая. Однако с каждым годом лес всё больше и больше нуждается в защите. Да, люди бывают разные: есть хорошие, а есть и такие, о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревца, ломают кусты, оставляют мусор на полянах. (слайд)

А ведь на полянах растё т много красивых цветов: голубые подснежники, душистые ландыши, белые ромашки, колокольчики, иван-да-марья и другие.

Ребё нок:

Цветы как люди на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая

Как маленькие тёплые костры.

Ребё нок:

Если все: и я, и ты

Дружно соберём цветы.

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Воспитатель:

Дети, подумайте, стоит ли срывать цветок только для того, чтобы выбросить его. Красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы другие люди могли восхищаться тем, что создала природа. (слайд)

Воспитатель:

Причиной многих бед для окружающего мира становится наша небрежность, невнимание, неумение и незнание. Многие люди стараются жечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого она будет расти лучше. Но получатся наоборот: корни растений выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. А все эти насекомые очень полезные, они удобряют почву, служат пищей животным, птицам.

Ребё нок:

Лес не только для нашей забавы –

Он богатство родной страны!

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, даны!

Воспитатель:

А сейчас я проверю ваши знания о растительном мире:

Викторина «Подумай и угадай» (слайды)

1. Какое растение богато витамином «с»? – шиповник.

2. Какое лекарственное растение используют для лечения ран? – подорожник.

3. Какой цветок лечит сердце? – ландыш.

4. Какое лекарственное растение определяют даже слепые? – крапива.

5. Какие растения используют для лечения простуды? – малина, липа, мать и мачеха.

6. Какое растение лечит 99 болезни? – зверобой.

Молодцы! А теперь послушайте историю о красивой берёзке, которая росла и радовала людей своими нарядными серёжками, зелёными листочками, но…

На заре зелёную берёзку,

На краю весеннего села.

Полоснул ножом своим подросток,

Мимоходом, в шутку, не со зла (слайд)

Выходит, девочка в костюме берёзки.

Может быть, с сегодняшнего утра

Мне не встать бы сбитой наповал,

Только кто-то ласковый и мудрый

Рану у меня забинтовал.

И с тех пор огонь во мне не гас,

Добрый человек меня от смерти спас!

Воспитатель:

Не перевелась ещё доброта в людях, незнакомец спас берёзку.

Ребё нок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребё нок:

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото – наши леса.

Богатство лесов, охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий и добрый патруль.

Воспитатель:

Дети, вокруг нас растут большие и красивые деревья. Они будут ещё краше, если мы не будем рвать ветки, лазать по деревьям, ломая сучья.

Ребёнок

Как красива русская природа!

Сколько трав. Деревьев и цветов!

Сколько окружает нас народа:

Мошек, бабочек, жуков и муравьёв!

Не обижай ни дерево, ни ветку,

Ни муравья, ни бабочку в траве,

Не обижай с цыплятами наседку,

Не оставляй их в страхе и беде.

Ребё нок:

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Воспитатель:

Ну а мы продолжаем наше путешествие и следующая остановка:

Станция «Звериный мыс» (слайд)

Многие думают, что хищным зверям живётся легко. Ведь они сильные, у них острые зубы, цепкие когти, грозные клыки. Да, природа не обидела каждого, например, у оленя - большие рога, у кабана – мощные клыки, у черепахи – панцирь, у зайца – чуткие уши и быстрые ноги. Но все эти бедняги могут быть беззащитными. Ведь выживает тот, кто ловчее, умнее, хитрее. Кто лучше приспособлен к трудной и опасной жизни.

Ребёнок

Животных надо охранять

И хоть немного уважать.

От серой мышки до моржа,

От бегемота до ежа.

Должны ценить мы и беречь

И их покой всегда стеречь.

Воспитатель:

Как и растительный мир, животные нуждаются в охране. Учёные подсчитали, что за нашу эру с лица Земли исчезло более100 видов только крупных млекопитающих. Именно поэтому были созданы заповедники. А каких редких животных знаете вы? (ответы детей)

Игра «Узнай по описанию» (слайды)

1. Этот хищник по строению тела похож на собаку и волка. Хвост держит на отлёте, при беге хвост служит рулём. Охотится за птицами, зайцами, мышами. Селится в глубокой просторной норке с несколькими выходами. (Лиса.)

2. Эти животные обитают в густых лесах, увидеть их не так просто. Это чуткие осторожные звери. Ночью они питаются жёлудями, ловят грызунов, а днём залегают в глухом уголке леса. Встреча с ними небезопасна. (Кабаны.)

3. Это большой и сильный зверь – хищник. Шерсть у него жёсткая, длинная и густая. Он всеяден, ест различные травы, ягоды, муравьёв, ловко лазает по деревьям, всегда старается избегать врага и редко нападает первым. (Медведь.)

4. Его можно встретить в густом лесном покрове, он ведёт ночной образ жизни. Длина его тела до 30 см., масса – 1 кг. Он поедает всё, что удаё тся поймать: мелких насекомых, улиток, мышей и даже ядовитых змей. (Ёж.)

Ребёнок

Все, все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Воспитатель:

В природе строгий порядок. Всё в ней тесно взаимосвязано: живут по строгим законам и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери. Наша следующая остановка:

Станция «Шестиногие» (слайды)

Воспитатель:

Удивителен мир насекомых! Их насчитывают около 2 млн. видов. У всех взрослых насекомых по шесть ног, а тело состоит из 3-х частей: головы, средней части и брюшка. На голове два усика. Насекомые не только украшают сады, леса и парки, но приносят пользу: опыляют растения, уничтожают вредителей. Например, божьи коровки поедают тлю на кустарниках и деревьях, стрекозы поедают комаров. Насекомые трудятся с утра до ночи. Чтобы пчеле собрать 100 кг мёда, ей надо облететь 1 000 000 цветков? Знаете ли вы что самый сильный из насекомых – жук-носорог. Сам весом 14 г, а может тащить груз 1кг 580 г. (слайды)

Дети, знаете ли вы, что некоторые насекомые могут предсказывать погоду. Например, пчёлы утром перед дождём не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А бабочка-крапивница перед дождём прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья. Погоду могут предсказывать около 400 растений и 600 животных. Их называют синоптиками. О каком синоптике пойдё т речь в моей загадке:

«На поляне возле ёлок дом построен из иголок,

За травой не виден он, а жильцов в нём миллион» (муравейник)

Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник, если вода попадёт в него, они погибнут. Их считают санитарами леса, поэтому, никогда не разоряйте муравьиные домики.

Воспитатель:

Мы продолжаем путешествие, угадайте какая будет следующая остановка? (ответы детей).

Станция «Пернатые» (слайд)

Ребёнок

Так весело в лесу густом!

На ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Воспитатель:

Птицы – наши верные друзья. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых, украшают нашу жизнь. Своим пением, своей красотою они согревают нам душу. Давайте заботиться о них, кормить в суровую, голодную зиму, не разорять гнёзд. Знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба. Что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц, этим сохранит часть урожая. А синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. А один дятел съедает за день до 900 насекомых-короедов. (слайды)

Вот почему охрана птиц, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства.

Игра «Птицы и дождик» - под музыку дождя дети изображают летающих птиц, бегают и машут руками. Как только заканчивается музыка, дети «птицы» занимают свои гнёзда. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель:

Все вы услышали и поняли, что судьба природы в наших руках и мы все в ответе за свою планету. В июне 1980 года в нашей стране принят закон об охране природы, животных и воздуха. Могут ли люди жить без природы, уничтожая её? Конечно нет. ведь сам человек – часть природы. Значит, всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и оберегать её. Так давайте сбережём свой родной зелёный дом! Охранять природу, значит охранять нашу планету! (слайд)

Давайте будем беречь планету -

Другой такой на свете нет.

В обиду её никому не дадим!

Любовью согреем, от зла защитим!

Публикации по теме:

Моя награда за любовь и бережное отношение к природеМоя награда за любовь и бережное отношение к природе Сегодня как никогда охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени. Природа оказалась беззащитной перед человеком.

Экологический плакат «Выбор за тобой!»Экологический плакат «Выбор за тобой!» Экологический плакат «Выбор за тобой!» Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по ФЦКМ «Охраняй зелёный дом, не одни мы в нём живём!» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тамара Степаненко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по ФЦКМ «Охраняй зелёный дом, не одни мы в нём живём!»
Опубликовано: 7 мая 2014 в 22:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД