МААМ-картинки

Конспект НОД по ФЦКМ «Прогулка по Курскому лесу» для детей 4–5 лет

Валентина Бурлаченко
Конспект НОД по ФЦКМ «Прогулка по Курскому лесу» для детей 4–5 лет

Цель : воспитание любви к малой Родине.

Задачи:1. Образовательные:

Знакомить детей с малой Родиной (Курским лесом, жизнью и поведением диких животных в осенне - зимний период. Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах. Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом.

2. Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Прогулка по Курскому лесу“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Развивать у детей познавательный интерес к жизни Курского леса и его обитателям, предоставив им возможность совершать маленькие «открытия».Развивать наблюдательность, память, внимание, умение слушать друг друга.

3. Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к животным, умение заботиться о птицах зимой. Содействовать формированию патриотических чувств - воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Курскому краю.

4. Речевые:

Связная речь: продолжать учить детей отвечать на вопросы в полной форме, составляя грамматически правильные предложения.

Словарь:

предметный – спячка, пропитание, берлога, нора, хищник, стая, свиристель, коростель.

качественный – зимующие, перелётные.

глагольный – зимовать, перелетать, заготавливать.

Грамматика: закреплять в речи детей правильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных.

Звуковая культура речи: развивать слуховое внимание детей.

Методы и приё мы: Практические: сюрпризный момент – появление Ежонка и его мамы; проведение пальчиковой игры «На юг птицы улетели»; проведение дидактических игр «Разложи правильно», «Сложи картинку», «Кто чем питается?», «Где чей хвост?»

Наглядные: рассматривание на интерактивной доске слайдов перелётных и зимующих птиц Курского края, диких животных Курского края, деревьев, насекомых.

Словесные: беседа, ответы на вопросы воспитателя и героев.

Предварительная работа: Чтение детям литературы о лесе, рассматривание иллюстраций, настольные, дидактические игры о животных и птицах, отгадывание загадок, заучивание комплексов пальчиковых гимнастик. Индивидуальная работа: Расширять представления о многообразии животных и птиц, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения, тренировка правильного положения пальчиков в динамических паузах.

Материалы и оборудование: Ширма для кукольного театра, мягкие игрушки Ежонка и мамы-Ежихи; интерактивная доска, слайды с изображением перелётных и зимующих птиц, диких животных Курского края; слайды и картинки с изображением зайца и белки в теплый и холодный период года; искусственные деревья без листьев, угощения для зверей и птиц, снежинки и листочки, дидактические игры «Разрезные картинки» (ягоды, грибы, орехи, «Где чей хвост?», «Разложи правильно зимой и летом», мольберт.

Ход занятия Звучит аудиозапись «Вьюга», в зал влетают насколько бурых листочков и, среди них, снежинка с письмом.

Воспитатель: Ребята, скорее сюда! Посмотрите, что это влетело к нам? Снежинка! Волшебная, не тает! Да на ней письмо! Хотите узнать, что в письме? Читает письмо: Дорогие, ребята! Приглашаю вас в загадочный Курский лес, где вас будут ждать интересные задания, игры - превращалки, игры - загадки. Ваш Лесовичок. В. - Какое необычное приглашение. Ангелина Дм., как ты думаешь,, а что такое лес? (там много деревьев, животных, птиц) В - Лес - это все равно, что многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. София Кем, что это за жильцы? (птицы, звери) Олег?, насекомые, деревья, растения)

В- Хотите пойти в загадочный лес? (да)

• А что мы с собой возьмем? Ведь в гости лучше придти с угощением! Артем? (орешки) Милана? (шишки… В: У нас есть с вами чудесный мешочек. Сложим все подарки туда.

(показ угощений и слайдов животных, в порядке угощений, выслушивание ответов детей : Арсения, Вани Ч., кому какое угощение)

В - Ребята, что готовы? Тогда отправляемся в дальний путь.

Друг за дружкой становитесь, Спинки прямо, не ленитесь.

Отправляемся, друзья, Отставать никак нельзя!

Речь с движением: (Дети за педагогом идут змейкой между «пенечками», меняя направление) По извилистой дорожке в лес родимый мы пошли Постарайтесь так идти, чтоб с тропинки не сойти…

Вот, ребята мы и пришли в Курский лес! Поздороваемся! : Здравствуй лес, наш Курский лес! (широко развести руки в стороны) Полный сказок и чудес! (повороты в стороны с вытянутыми руками) Ты о чем шумишь ветвями? (Руки вверх, выполнять покачивания в стороны) В день осенний и холодный (руки потирают друг о друга) Хочешь подружиться с нами! (замочки пальчиками, обняли себя за плечи) Кто в глуши твоей таится? Зверь какой? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями) Все открой, не утаи (погрозить пальцем) Ты же видишь, мы свои! (звуки леса)

Ребята, вдохните аромат родного леса носиком, а выдыхать будем тонкой струйкой на свою ладошку. Чувствуете, как тепло льется на ладошку.

(Звучит аудиозапись детского плача).

Воспитатель: мальчики и девочки, слышите – кто-то плачет? Давайте узнаем – кто же это может быть?

Незаметно появляется Ежонок.

Воспитатель: Ежонок, здравствуй! Что у тебя случилось?

Ежонок: здравствуйте! Я потерялся. Я не знаю – куда мне идти и что делать.

Воспитатель: не переживай, Ёжичек, мы с ребятами тебе поможем! Правда, мальчики и девочки?

Ответы детей (конечно, поможем).

Воспитатель Дети, присядьте, пожалуйста, на пенечки (круглые мягкие модули) и послушайте историю Ежонка. Ежичек, скажи пожалуйста, а где твоя мама? Где ты её последний раз видел?

Ежонок: мы с моей мамой шли по лесу, собирали грибочки. И тут я увидел красивых птиц, которые куда-то летели, я на них засмотрелся и потерялся.

Воспитатель: ну, всё понятно, Ежонок. Твоя мама наверняка тебя уже ищет, не переживай. Ребята у нас добрые и весёлые. Они тебе помогут. Скажи, пожалуйста, а что за птицы были, на которых ты засмотрелся? И куда они летели? Ежонок: я не знаю. Они летели и говорили всем лесным жителям «До свидания».

Воспитатель: ребята, вы догадались – куда летели птицы из Курска? Елисей? София?

Ответы детей (птицы осенью летят в тёплые края).

Воспитатель: Верно, молодцы! Ангелина, Артем, почему они от нас улетают? (потому, что им здесь не хватает корма.) Аня З (Наступила зима. Нет жучков, насекомых). Ангелина П (нет зелёной травки, семян растений.) София К. (Зимой здесь птицам холодно и голодно).

Воспитатель: Ежонок, давай я тебе покажу картинки птиц, ребята будут называть – что это за птица, а ты отвечать – была ли та птичка в стае, которую ты видел. Договорились мальчики и девочки? (Ответы детей.)

Воспитатель показывает на экране слайды с изображением перелётных и зимующих птиц, Ежонок узнаёт птиц, которые улетают на юг.

При показе зимующих птиц, Малыш отвечает, что таких птиц не было в стае. Дети рассказывают – как эти птицы называются.

Воспитатель: Ежонок, те птички, которых ты не узнал, называются зимующими. Они остаются здесь, в Курском лесу, и никуда не улетают.

Ежонок: а что же они кушают? Ребята, вы знаете?

Ответы детей : Миланы, Леры К., Ангелины П. (зимующие птицы клюют ягоды рябины, ищут зёрнышки под снегом, подбирают на улице крошки, а ещё люди делают для них кормушки, в которые насыпают семечки, кладут сало).

Ежонок: ой, как хорошо, что птичкам не будет голодно зимой, вы о них заботитесь! Молодцы!

Воспитатель: Ежонок, а я знаю очень интересную игру, которая называется «На юг птицы улетели». Хочешь посмотреть, как дети наши поиграют? Согласны, ребята? Ответы детей.

Физминутка

Руки подняли, и покачали- это деревья в Курском лесу. Локти согнули, кисти стряхнули- ветер сбивает с веток росу. Руки повыше, крыльями машем- это вот птицы летят! Как они сядут, тоже покажем: крылья сложили назад. А теперь, вспомним, как сделать из пальчиков 10 наших Курских птичек.

Проведение пальчиковой игры «На юг птицы улетели».

Тили- тели, тили- тели! На юг птицы улетели

(дети взмахивают пальчиками - крылышками)

Улетел наш скворушка, серенькое перышко,

(Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого)

Жаворонок, Курский соловей. Торопились, кто скорей!

Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж. (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца) На юг птицы улетели, песни звонкие не пели.

Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, всех птичек запомнили и Ежонка повеселили.

Ежонок: ой, как вы меня повеселили! Ребята, а может быть, вы знаете – что с моим другом Зайчонком случилось? Я с ним подружился летом, он был серенький. А недавно я встретил его, но как будто и не его. Он стал каким-то белым. Может, он заболел?

Ответы детей Софии, Олега, Ани (нет, зимой зайка меняет шубку с серой на белую).

Воспитатель: Арсений, Арина, а вы знаете – для чего он это делает?

Ответы детей (для того, чтобы врагам на белом снегу его не было видно).

Ежонок: а-а-а, тогда всё понятно. Тогда и с белочкой ничего страшного не случилось! Она же тоже шубку поменяла?

Ответы детей (Ангелины, Елисея)- (да, она стала серой). Валерии К. (Зимой на деревьях не остаётся ни одного листочка, поэтому деревья все серые. Белочку в серой шубке не видно в ветках серых деревьев, враги её не поймают.) Ежонок: А –а-А. понятно!

Воспитатель: Я вам предлагаю показать Ежонку какого цвета зайчик и белочка летом и зимой- поиграть в игру «Разложи правильно».

Воспитатель обращает внимание детей на перевёрнутые карточки на столе перед мольбертом и на сам мольберт, где расположены две картинки. На одной изображено лето, на другой – зима. Дети подходят к карточкам, берут любую, переворачивают и смотрят – если им попалась белочка в рыжей шубке, значит её нужно расположить на картинке с летом, а если в серой, то – с зимой. По аналогии с зайчиками. Ежонок: правильно все сделали, дети.

Воспитатель: молодцы, ребята! Мы с вами выяснили, что некоторые животные меняют свои шубки зимой для защиты от врагов, перелётные птицы улетают в тёплые края, зимующим птицам помогают люди…

Ежонок: подождите, подождите, птичкам помогают люди, а что же тогда кушают животные? Ответы детей- Ани З, Артема С: (они запасают себе корм на зиму – орехи, ягоды грибы).

Воспитатель: Да, верно. Мальчики и девочки, давайте поможем лесным жителям – оставим им под деревьями подарки а еще соберём для них урожай ягод, грибов и орехов! На полянке- пазлы, соберите из них орехи, ягоды, грибы! Детям даётся картинка ягоды, гриба или ореха, разрезанная на 4-5 частей. Дети собирают картинки. У каждого – свой плод.

Воспитатель: Как быстро и ловко вы собрали запасы для зверюшек на зиму!

Ежонок: какие вы, ребята, заботливые и добрые! Теперь всем зверям хватит еды на зиму! И я тоже поем! И всех зимой буду угощать!

Воспитатель: Ежонок, вы – ежи, зимой спите и, поэтому, ты не можешь никого угостить.

Ежонок: и что – прямо всю зиму спим? А когда же мы кушаем?

Воспитатель: да, все ежи зимой впадают в спячку. А чтобы им не было голодно, пока они спят, они стараются осенью запастись подкожным жиром – питаются много и хорошо. И тогда всю зиму они проспят сладко и уютно в своих норках. Ежонок, ты, наверное, голодный! Давай -ка мы тебя яблоками угостим! Воспитатель угощает (за ширму) Ежонка яблоками. Ежонок прячется и кушает) В это время на полянке появляется мама-Ежиха.

Мама – Ежиха: ой где же мой сыночек? Ребята вы его не видели?

Дети отвечают, что Ежонок здесь и он кушает яблоки.

Мама – Ежиха: да как же это он потерялся?

Ответы детей (он засмотрелся на птиц, которые улетали в тёплые края).

Ежонок: мама, ты нашла меня! Мамочка, я больше никогда не буду теряться, я тебе обещаю!

Мама – Ежиха: я надеюсь, что так оно и будет! А что же это ты всё это время здесь делал? Ребята, чем Ежонок здесь у вас был занят? Всё время яблоки ел?

Ответы детей (с Ежонком мы играли; узнали, что бывают перелётные и зимующие птицы; приготовили зверюшкам запасы на зиму; поиграли в пальчиковые игры; белочку и зайчика узнавали зимой и летом! А еще оставили для зверей подарки: для вас, Ежики, яблочки, для белочки- орешки) Затем Мама-Ежиха вместе с Ежонком прощаются с детьми и уходят в лес, в свою норку. Воспитатель находит письмо от Лесовичка. Дети, в чудесном мешочке еще что-то осталось! Да здесь письмо от Лесовичка: «Спасибо, что правильно вели себя в лесу! Запомните пословицу: «Птиц, зверей оберегайте, и всегда им помогайте! А сейчас! Угощайтесь!» Курский Лесовичок.

Воспитатель: Ребята, кому понравилась прогулка по Курскому лесу, похлопайте себе в ладошки! Раздает угощения детям. Пригласим птиц поближе к нашему детскому саду и будем подкармливать их всю зиму, обязательно сделаем, что? Кормушки!

Дети с воспитателем возвращаются по той же тропинке обратно в детский сад.

Публикации по теме:

Фоторяд для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по лесу в середине лета»Фоторяд для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по лесу в середине лета» Пройдет совсем не много времени, и наши дети опять соберутся все вместе, соскучившись по своим друзьям, переполненные впечатлениями о.

Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».

Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу»Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Тема: "Прогулка в сказочном зимнем лесу" Группа: Подготовительная, компенсирующей направленности (ОНР) Оборудование для педагога: Доска.

Конспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возраста Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся.

Конспект НОД по математике в средней группе «Прогулка по сказочному лесу» Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений. Задачи: -закрепление.

Конспект НОД по ФЭМП «Прогулка по весеннему лесу» Группа: средняя Тема: «Прогулка по весеннему лесу» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Конспект НОД по развитию речи «Прогулка по весеннему лесу» в старшей группе Программные задачи: -Упражнять и закреплять представления детей об имениях, происходящих в природе весной. -Закрепить приметы весны, названия.

Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Формирование целостной картины мира - Ознакомление.

Конспект занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Лес. Грибы и ягоды» "Лес. Грибы и ягоды". Цель:продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и ягод и месте их произрастания; Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по ФЭМП «Прогулка по зимнему лесу с Метелью» в старшей группе Демонстрационный материал: кукла Метели; восемь снежинок разного диаметра (для фланелеграфа); карточки с изображением цифр 1-8 (для фланелеграфа);.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по ФЦКМ «Прогулка по Курскому лесу» для детей 4–5 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Бурлаченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по ФЦКМ «Прогулка по Курскому лесу» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 января 2020 в 16:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД