Получи документы

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Научи нас, сказка, как на свете жить»

Анжела Лагунова
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Научи нас, сказка, как на свете жить»

Конспект НОД (ознакомление с художественной литературой)

в старшей группе

на тему «Научи нас, сказка, как на свете жить»

Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: помочь детям с помощью сказки увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, помочь понять, к чему может привести нарушение установленных правил и норм. Учить задумываться над представленной проблемной ситуацией, анализировать поступки и поведение литературных персонажей, познакомить с новым художественным произведением.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе „Научи нас, сказка, как на свете жить“» размещена в разделах

Развивающие: учить принимать активное участие в беседе, активизировать словарный запас, развивать внимание, мышление, память, воображение.

Воспитательные: продолжать воспитывать интерес к произведениям художественной литературы; воспитывать решительность при решении проблемных ситуаций.

Материал: иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», текст сказки Т. А. Шорыгиной «Умный наперсток».

Ход НОД:

Приветствие

-Ребята вы любите сказки? (ответы детей)

-Да, все дети любят сказки : и маленькие и ребята постарше.

-А почему все любят сказки? (ответы детей)

-Как вы думаете, может ли сказка чему-нибудь научить? (ответы детей)

-Молодцы! Вы все правильно сказали, давайте об этом поговорим и вспомним всем знакомые сказки.

-Отгадайте загадку. Будьте внимательны.

Разбойники белые

Вот беды наделали:

В деревню прилетали

И мальчика украли.

Только смелая сестра

Всё равно его нашла.

Помогли ей печка,

Яблонька и речка («Гуси-лебеди»)

-Как вы думаете, чему нас учит русская народная сказка «Гуси-лебеди? (ответы детей)

-Верно, она учит слушаться старших, не уходить без спроса из дома, не оставлять без присмотра младшего брата или сестру.

-Скажите, что могло произойти, если бы Маша не убежала с младшим братом из дома бабы Яги? (ответы детей)

-Правильно. Вряд ли дети смогли бы вернуться домой, а родители, приехав из города,

никого не застали бы в доме. Значит эта сказка учит тому, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо, а еще учит быть готовым к разным неожиданностям.

-Сейчас я предлагаю вам самим придумать загадку по сказке. Послушайте, пожалуйста, небольшой отрывок из сказки и скажите, как она называется.

(Зачитывается отрывок из сказки «Кот петух и лиса»).

-Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

-Ребята, как называется эта русская народная сказка? («Кот, петух и лиса»)

-Молодцы! Мы сейчас придумаем загадку о петухе и о коте из этой сказки. Для этого нужно сказать о том, что случилось с героями в сказке, не называя их. Я буду начинать, а вы заканчивать фразы так, чтобы получилось «складно» :

-Он на охоту - Ходил.

-А петушок дом -… сторожил.

-Он на крик -… прибежал.

-И петушку помощь - …оказал (кот).

-Или:

-Кот далеко - … уходил.

-А он про наказ - … забыл.

-Лиса к дому - … подошла.

-И его в лес -… унесла (петух).

-Вы помогли мне составить замечательные загадки про героев сказки «Кот, петух и лиса».

-Кто сможет загадать загадки полностью? (вызываются 2 ребенка по желанию)

-Чему учит нас сказка «Кот, петух и лиса»? (ответы детей)

-Верно, а еще, если ты попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум. Тогда на тебя обратят внимание окружающие люди и обязательно помогут.

-Предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка:

В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед (дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят (руки вверх).

-А сейчас давайте вспомним еще одну русскую народную сказку, которую вы все знаете. Я буду говорить начало предложения, а вам нужно будет его закончить.

Игровое задание «Доскажи словечко»

Жили-были семь ребят —

Белых маленьких … (козлят).

Мама их любила,

Молочком … (поила).

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый … (волк).

Шкуру белую надел,

Нежным голосом … (запел).

Как коза запел тот зверь:

— Отоприте, детки, … (дверь).

Ваша матушка пришла,

Молочка вам … (принесла).

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки :

«… и ….» («Волк и семеро козлят»)

-Скажите, чему учит эта русская народная сказка? (ответы детей)

-Молодцы! Нельзя быть доверчивым, открывать дверь незнакомцам, тем более говорить, что дома никого нет.

-Как бы вы поступили, если бы были дома одни и кто-то постучал или позвонил в дверь? (ответы детей)

-Как вы думаете, почему козлята открыли дверь злому волку? (ответы детей)

-Да, потому что волк пел песенку голосом мамы-козы, а для этого он отправился к кузнецу и велел перековать себе голос. Значит эта сказка учит нас еще и тому, что зло может быть очень изобретательным и пойти на разные хитрости, чтобы добиться своей цели.

-Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к другой русской народной сказке (показ иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

-Почему Иванушка превратился в козленочка? (ответы детей)

-Правильно, потому что не послушался старшую сестру Аленушку.

-Да, старших нужно слушаться, но только тех, кого вы знаете и кому можете доверять (родителей, старших братьев и сестер, бабушек, дедушек, воспитателей в детском саду).

-Незнакомым людям доверять нельзя! Потому что они могут оказаться «злыми ведьмами», как это произошло с сестрицей Аленушкой.

-А еще эта сказка учит тому, что из любой трудной ситуации можно найти выход, нужно только хорошенько подумать (Иванушка отпросился на речку, его подслушал слуга, все рассказал и злая ведьма была наказана).

-Ребята, сказки, которые мы сегодня вспомнили называются русскими народными, кто их сочинил? (ответы детей)

-Да, эти сказки сочинил русский народ, они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

-Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой, которую написала Татьяна Андреевна Шорыгина – автор многих произведений для детей. Называется эта сказка «Умный наперсток». Слушайте внимательно (чтение сказки «Умный наперсток»).

-Ребята, вам понравилась сказка? (ответы детей)

-Что научилась делать племянница Мастерицы — Анюта?

-Какой подарок Анюта хотела приготовить для Мастерицы?

-Чей разговор Анюта услышала во сне?

-Чем были недовольны иголки, спица и крючок?

-О чем портновские принадлежности спросили дядюшку-наперстка?

-Что ответил им наперсток?

-Что сделала Анюта, когда проснулась?

-Как вы думаете, почему Мастерица хранила принадлежности для шитья и вязания в специальной шкатулке?

-Почему Мастерица не занималась рукоделием за обеденным столом?

-Ребята чем у нас учит сказка «Умный наперсток»? (ответы детей)

-Молодцы! Эта сказка учит правилам обращения с острыми предметами, а еще тому, что опасные предметы нужно хранить в определенном месте.

сказках с героями происходят сказочные события, чудеса, животные, птицы и предметы умеют разговаривать.

-Как вы думаете, можно сказать, что сказки и русские народные и авторские учат нас правилам безопасности, которые нам пригодятся в настоящей жизни? (ответы детей)

Итог НОД:

-Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

-Что нового узнали?

-Что вам понравилось больше всего?

-Что было самым интересным?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Кукушка» Цель занятия: познакомить детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка», Задачи занятия: Образовательные: формировать умения понимать главную.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Научи нас, сказка, как на свете жить»
Опубликовано: 15 мая 2023 в 07:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Научи нас, сказка, как на свете жить»» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Лагунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД