Папки-передвижки

Конспект НОД «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем» для старшей группы

Ольга Кузьмина
Конспект НОД «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем» для старшей группы

Тема НОД: «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем».

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи.

Образовательные: - закреплять представления детей о свойствах воздуха, его необходимости для жизни всего живого и возможностях использования.

Развивающие: - развивать интерес к познавательно-исследовательской и творческой продуктивной деятельности; - развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление.

Публикация «Конспект НОД „Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем“ для старшей группы» размещена в разделах

Воспитательные: - воспитывать умение сотрудничать, работать в паре и группе, развивать навыки общения; - формировать начальные умения рефлексии своей деятельности.

Планируемые результаты. Дети:

1. Имеют представления о свойствах воздуха и возможностях его использования.

2. Умеют рассуждать, анализировать, делать выводы.

3. Имеют навыки самостоятельно проводить опыты по словесному указанию.

4. Имеют навыки договариваться о совместных действиях для получения общего результата.

5. Проявляют творческую активность, любознательность, самостоятельность.

Возрастная группа : старшая.

Форма организации деятельности: подгрупповая (8 –10 детей).

Форма проведения: «Путешествие в страну Знаний»

Методические приё мы: дидактическая игра, игровая мотивация с помощью ИКТ, проведение опытов, создание проблемной ситуации.

Формирование словаря детей: - вводить в активный словарь детей слова «прозрачный», «невидимый», «ощущать», «чувствовать»; - формировать начальные навыки речи-доказательства.

Демонстрационный материал: поднос, пучок соломы, лапоть, воздушный шар; - игрушки – сказочные персонажи Пузырь, Соломинка, Лапоть; схема паровоза на рельсах с тремя прицепными вагонами; макет реки (большой пластиковый таз с водой стоит на голубой ткани); тарелка с нарезанными дольками чеснока; карточки-символы, обозначающие воздух (синий кружок) и бензин (коричневый кружок); флажки разного цвета для обозначения станции; мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: картинки с изображением транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и бензина; плоские воздушные шары красного, зелёного цветов (для крепления шаров можно использовать двойной скотч, который заранее наклеен по краям вагонов).

Предметы для проведения опытов: трубочки для коктейлей и прозрачные пластиковые стаканы с водой, воздушные шары, кораблики (деревянная щепка с бумажным парусом, 4 – 5 тазов с водой; деревянные палочки от мороженого (вёсла, куски ткани, бумага, скотч, веточки деревьев, ножницы.

Конспект НОД.

1 часть. Вхождение в тему.

Воспитатель обращает внимание детей на схему (по рельсам едет паровоз с прицепными вагонами). Он приглашает отправиться на поезде в путешествие в страну Знаний (аудиозапись движущегося поезда).

Игровая мотивация.

Воспитатель. Посмотрите на предметы, лежащие на подносе (пучок соломы, лапоть, воздушный шар, догадайтесь, к какой сказке эти предметы имеют отношение. (Дети отвечают.) Воспитатель предлагает проверить правильность ответов детей с помощью мультимедийного оборудования. На экране демонстрируются герои сказок «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Дети выбирают героев сказки.

Воспитатель. Вспомните и расскажите, что произошло с ними в сказке.

Дети отвечают.

Воспитатель выступает в роли корреспондента, берё т интервью у детей по цепочке:

- На что был похож Пузырь? ( Предполагаемые высказывания: на воздушный шар, мыльные пузыри и др.)

- Как вы думаете, что было у него внутри?

- Почему Пузырь лопнул? (Когда он хохотал, сильно надулся и лопнул, через дырочку вышел весь воздух).

Воспитатель. Да, Пузырь исчез, потому что из него вышел весь воздух. Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах.

2 часть. Экспериментальная деятельность.

Работа в парах. Дети делятся на пары по символам на груди: воздушные шарики разного цвета с изображением восклицательного и вопросительного знаков; дети объединяются по цвету и символу.

Воспитатель. Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите его. ( Варианты ответов детей: воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим.) А можно нам увидеть этого «невидимку Может быть, с ним кто-то уже встречался? ( Предполагаемые ответы: пузыри на поверхности воды и др.) Как же можно обнаружить воздух? (Дети выдвигают гипотезы.)

Воспитатель делает обобщение: воздух можно обнаружить с помощью опытов, для проведения которых нужны различные предметы. Пройдите, пожалуйста, в лабораторию, где вас ждут необходимые предметы.

1. Серия опытов.

Выслушайте задание и подберите нужные предметы для проведения опыта.

Задание 1. Создать поток воздуха у лица.

Опыт 1. Взять лист бумаги, можно сделать из него веер и помахать им около лица.

Вопрос. Что ощущаете? (Лёгкий ветерок, прохладу).

Вывод: воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем).

Задание 2. Увидеть воздух, который мы выдыхаем.

Опыт 2. Взять трубочку для коктейлей и подуть через неё в стакан с водой.

Опыт 3. Надуть воздушный шар (2 – 3 выдоха).

Вопрос. Что вы видите? Почему шар стал увеличиваться? Предложить вспомнить беседу о строении человека, где расположен воздух, как дышит человек.

Вывод: воздух находится внутри тела в лёгких, его объём можно измерить.

Задание 3. Доказать, что воздух прозрачный.

Опыт 4. Взять прозрачный полиэтиленовый пакет, открыть его, «набрать» воздух и скрутить края.

Вопрос. Можно ли увидеть через воздух-невидимку всё, что находится вокруг нас?

Дети самостоятельно делают вывод: воздух прозрачный, невидимый, он окружает нас повсюду.

2. Здоровьесберегающая технология. Игровое упражнение «Узнай запах»

Воспитатель. Закройте глаза, зажмите нос (в это время проносит перед детьми тарелку с свеженарезанным чесноком). Вдохните воздух, чем пахнет? Как вы узнали, что это запах чеснока?

Вывод: запахи распространяются по воздуху, поэтому мы их чувствуем, когда вдыхаем.

3 часть. Физкультминутка.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко, легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков

Каждый из вас к работе готов!

4 часть. «Воздух и транспорт».

1. Дидактическая игра «Подбери нужную картинку»

На столах у каждого картинки с изображением транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и бензина. На доске два символа, обозначающих воздух (синий кружок) и бензин (коричневый кружок).

Воспитатель. Можно ли назвать воздух помощником человека? (Ответы детей.) Перед вами два символа, выберете, какой из них будет обозначать воздух, а какой бензин. (Выбор детей.) Разделите картинки на две группы : 1-я – транспорт, передвигающийся с помощью воздуха, 2-я – с помощью бензина. Поставьте свою картинку под нужный символ, обозначающий «воздух» или «бензин».

Проверьте, все ли сделали правильный выбор.

2. Беседа. Проводится с опорой на картинки. Обсуждается, какой вид транспорта нуждается в потоке воздуха. Воздушный шар; самолёт, хотя и работает на бензине, но без потоков воздуха не взлетит; винты вертолёта опираются на воздух; ветер наполняет паруса парусника, и он движется по воде.

3. Опыт «Воздух может двигать предметы»

В таз с водой можно запустить кораблики с парусом, подуть на парус, создавая поток воздуха. Дети работают в парах (один таз на двоих). Дуют в парус вместе или по очереди, договариваясь друг с другом о совместных действиях.

Вопрос. Объясните, что помогло корабликам плыть?

Вывод: поток воздуха помогает предметам передвигаться.

5 часть. Проблемная ситуация «Переправа»

На детском столе стоит макет реки.

Воспитатель. Помогите нашим героям из сказки переправиться через реку, чтобы все остались целы и невредимы. Попробуйте, используя дополнительные предметы (на столе располагаются куски ткани, бумаги, скотч, лопух, веточки, придумать конструкцию, на которой можно осуществить переправу.

Нужно подвести детей к тому, что Лапоть – кораблик, Соломинка – матрос или мачта, Пузырь – матрос или рулевой. Парус можно сделать из листа лопуха, бумаги, ткани. Чтобы кораблик двигался быстро, нужно всем детям дуть с одной стороны, тогда ветер будет наполнять парус и двигать кораблик.

Совместный вывод взрослого и детей: если ветер сильный, предметы передвигаются быстрее; если дети умеют договориться друг с другом о сотрудничестве (дуть вместе в одном направлении, поставленную задачу можно решить.

6 часть. Рефлексия деятельности.

Воспитатель задаёт вопросы в форме «Интервью».

1. Расскажите нашим гостям – Лаптю, Соломинке, Пузырю – всё, что вы узнали нового о воздухе.

2. Посмотрите на схему поезда. Давайте отметим флажком нашу остановку в стране Знаний. Как можно назвать эту станцию? («Воздушная»). Договоритесь, какого цвета будет флажок. (Размещают флажок на схеме.)

Воспитатель даёт положительную оценку участию каждого ребёнка в образовательной деятельности, отметив любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.

Воспитатель. Кто смог самостоятельно провести опыт, рассказать об одном из свойств воздуха, прикрепите к вагонам синие шары.

Посмотрите, как много синих воздушных шаров! Наше путешествие в страну Знаний получилось интересным и познавательным.

Публикации по теме:

Фетр и то что из него может получитьсяФетр и то что из него может получиться Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами маленькой частичкой идей как и для чего можно использовать фетр в нашей работе с детками и не только.

Фотоотчет о результатах художественной деятельности детей средней группы «Кто хочет в теремочке жить»Фотоотчет о результатах художественной деятельности детей средней группы «Кто хочет в теремочке жить» Цель: сформировать у детей средней группы умение создавать образ одного из обитателей теремка, используя нетрадиционные материалы. Задачи.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Здоровым быть-здорово жить!»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Здоровым быть-здорово жить!» Программные задачи: 1. Образовательные: Расширять представления о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Давайте жить дружно» Цель: Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Огонь-наш друг, но не всегда: бывает от него беда»  (старший возраст) Видео Цель: Знакомство с историей добычи огня; формирование у детей знаний о роли огня в жизни человека, как о положительной, так отрицательной.

Конспект утренней беседы в старшей группе «Как мы можем помочь зимующим птицам?»Конспект утренней беседы в старшей группе «Как мы можем помочь зимующим птицам?» Цель: формирование экологического сознания дошкольников Задачи: образовательные: -расширять и обобщать представления дошкольников о зимующих.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить»Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей иметь представление о понятиях «Большая Родина», «Малая Родина»; 2. углублять.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить!»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить!» Все дети, да и взрослые, любят своих бабушек и дедушек. Как хорошо,когда в нашей жизни есть такие люди. И как жаль, что не у каждого.

Модель оформления сценария творческого урока в 11 классе «Мы не можем остановить время, но мы можем сохранить память» Модель оформления сценария творческого урока: «Мы не можем остановить время, но мы можем сохранить память» Автор: Никитушкина Ирина Петровна.

Мы не можем иначе!Мы не можем иначе! Мы не можем иначе!Дни проходят Годы пролетают, Мелькают вдалеке, В теченье лет. Попав в водоворот десятилетий Мы не стареем Нет! Глядим.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем» для старшей группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Кузьмина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем» для старшей группы
Опубликовано: 25 мая 2023 в 13:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД