МААМ-картинки

Конспект НОД «Калмыцкий эпос «Джангар»

Лилия Велигурина
Конспект НОД «Калмыцкий эпос «Джангар»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Есть у каждого на родине

что-нибудь такое, о чем

хочется сказать вслух на весь мир

М. Пришвин

НОД №1

Ознакомление с калмыцким эпосом «Джангар»

/старшая группа/

Воспитатель:

Л. А. Велигурина.

Тема: Знакомство с калмыцким народным эпосом «Джангар», чтение

первой песни «О поединке великого нойона Джангара с ясновидцем Алтаном Цеджи»

Цель:

Публикация «Конспект НОД „Калмыцкий эпос „Джангар“» размещена в разделах

Познакомить детей с калмыцким народным эпосом «Джангар». Помочь детям полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции калмыцкого устного народного творчества. Закрепить знания детей о калмыцком народном декоративно-прикладном искусстве. Материал: Иллюстрации В. А. Фаворовского к эпосу «Джангар», книга «Джангар», кибитка, карта мира, глобус, флаг России и республики Калмыкия.

Словарная работа:

Богдо - священный хан,

Бумбулва - дворец,

Мангас — враг,

Нойон - князь, титул Джангара,

Шулмус - дьявол,

Джангарчи - народный певец.

Н О Д :

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, где расположена Калмыкия. (Дети показывают по карте).

Воспитатель:

В состав какой страны она входит?

Дети: России.

Воспитатель:

Это вторая Родина калмыков. Первоначально Родина калмыков (ойратов, была западная Монголия-Джунгария. (Показывает на карте). Но враждебные племена вторглись на территорию Джунгарии, вытоптали пастбище, сжигали жилище ойратов, убивали людей, угоняли скот. В поисках лучших земель, счастливой жизни, оираты отправились в долгий путь, трудный путь, через бескрайние степи, горы, сквозь стужу и зной; многие погибли, но оставшиеся дошли до берегов Волги и на правом берегу реки, нашли свою втору Родину и связали на вечно свою судьбу с судьбой русского народа.

Свои мечты и надежды о свободе, о счастье, калмыки воплощали в песнях, сказках, пословицах.

Дети, какие калмыцкие сказки вы знаете?

Дети: Называют сказки: «Левый глаз хана», «Стрелок и Царкин хан», «Красавица Бадма», «Храбрый лев», «Сказка о родном крае» и т. д.

Воспитатель:

Сегодня мы познакомились с новым произведением калмыцкого народного творчества - эпоса «Джангар», это самое яркое и любимое произведение калмыков. Оно было создано очень давно и передавалось из уст в уста, так он дошел до наших дней. Когда-то калмыки собирались в войлочной кибитке и с великой радостью слушали песни «Джангара», которые исполнялись под звуки домбры джангарчи - народными певцами. Они пели о прекрасной стране Бумбе, его защитнике - хане богдо Джангаре и его шести тысячах двенадцати богатырях. Страна Бумба - это богатая страна, где нет смерти и увядания, где неизвестна старость, где молоды все. На эту страну нападают мангасы (враги) и жители седьмой преисподней (шулмусы, но всегда они терпят поражение от шести тысяч двенадцати богатырей легендарного хана, потому, что самое главное у них - это защитить свою Родину, служить своему народу.

Сегодня вы послушаете вступление в первую песню калмыцкого народного эпоса «Джангар».

Чтение части вступления (до слов, но едва нойон достиг шестого лета своего) и первой песни «О поединке великого нойона Джангара с ясновидцем Алтаном Цеджи».

Рефлексия:

1. Что вы можете рассказать о Джангаре?

2. О чем говорится в этой песне?

3. Кто и как помог ему в борьбе с Алтаном Цеджи?

Рассматривание иллюстраций к первой песне.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

НОД №2

Ознакомление с калмыцким эпосом «Джангар»

/старшая группа/

Воспитатель:

Л. А. Велигурина

Городовиковск.

Тема: «Итоговое занятие по ознакомлению детей с калмыцким народным эпосом «Джангар» .

Цель:

Учить детей,высказывать свое отношение к литературному произведению, к его героям. Закрепить знания детей о калмыцком народном эпосе «Джангар».

Оборудование:

Магнитофон с записью симфонической сюиты «Джангар» А. Спадавекина, радио спектакль «Джангар» на DVD, картины В. А. Фаворовского к эпосу, книга «Джангар», карта России, карта Калмыкии, детские рисунки, азбука к эпосу «Джангар».

Н о д

Воспитатель просит детей вспомнить, как назывались предки калмыков (ойраты, где они жили (Джунгария). Затем читает отрывок из стихотворения К. Эрендженова «Братство» :

«Из далекой земли Джунгарской,

Из далекой своей земли.

Мы за счастьем, калмыцкой сказкой -

Бесконечной дорогой шли».

Воспитатель:

Дети, а как теперь называется республика, в которой живут калмыки?

Дети: Республика Калмыкия, (показывают на карте.)

Воспитатель: Дети, как называется главный город нашей Республики?

Дети: Элиста. (Показывают на карте).

Воспитатель дает детям информацию о столице нашей Республике Элисте, показывает исторические места города.

Воспитатель:

А как называется вся наша огромная страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Столица России?

Дети: Москва.

Воспитатель:

А теперь дети, послушайте и скажите, из какого произведения (включает магнитофон, звучит эта музыка?

Это было в начале времен,

В стародавний век золотой.

Вечности начинался рассвет

Эры бурханов святой.

Джангар жил в эти дни,

Круглым остался он сиротой,

Так о нем говорят».

Дети: Это из калмыцкого народного эпоса «Джангар».

Воспитатель:

Молодцы ребята, а теперь мы проведем литературную викторину «Знаешь ли ты «Джангар»?

Воспитатель делит группу на две команды. За правильный ответ выдается общая награда - фишка (отвечают в начале члены одной команды, а затем другой).

Задание:

1. Как называется первая песня народного эпоса «Джангар»?

- «О поединке великого нойона Джангара с ясновидцем Цеджи».

2. Как называется пятая песня народного эпоса «Джангар»?

- «О поединке Хонгора-Алого со страшным Дошгоном мангнаханом».

3. Как называется седьмая песня?

- «О трех мальчуганах: о Хошун Улане, о Хара Джангаре, об Аля Шонхоре».

4. Назовите имена богатырей из эпоса «Джангар»?

- Джангар, Хонгор, Санал, Савр, Мингиян, Алтай, Цеджи, Шикширги.

5. Как называется страна, которая воспета в эпосе?

- Бумба.

6. Какая это была страна?

-- Богатая, счастливая, где нет зимы, всегда весна, где нет стариков, где молоды все, где нет смерти, бессмертны все.

7. О чем говориться в первой песне?

8. О чем говориться во второй песне?

9. Кто выполнил эти иллюстрации? (Показывает иллюстрации Фаворовского).

10. А кто написал симфоническую сюиту «Джангар»?

- Советский композитор Спадавекин.

11. Кто изображен на этой иллюстрации? (показывает) и что вы о нем

знаете?

- Джангар-хан богдо, страна Бумба. Он сильный и мудрый, любит

свою страну, свой народ, всегда защищает их от мангасов. Он без промаха мечет копье, у него любимый конь Аранзал.

12. Кто изображен на этой иллюстрации?

- Хонгор-самый любимый богатырь народа и хана Джангара. Он самый смелый и сильный богатырь, он не знает слова назад, а повторяет только вперед.

13. Воспитатель показывает еще две иллюстрации богатырей.

- Это Савр- очень сильный богатырь, одним ударом руки он ставил клеймо на правой щеке врагов. Самым любимым оружием его было секира. Силой своей он мог равняться только с Хонгором.

14. Санал- сильный и самый благородный, честный богатырь, он защитил Хонгора, когда Джангар приказал схватить его. Он владеет любым оружием и всегда готов защитить свою страну и Хана Джангара.

15. А теперь, послушайте отрывок из «Джангара» и назовите песню, к

которой он относится. Включают диск DVD

.

«Вскричал Шикширги, разъярен:

- опротивел мне этот юнец,

Изрубите его, наконец,

Искрошите кости его,

И скорее бросьте его

На съеденье курам и псам!

Так он жене приказал, а сам,

На себя доспехи одел,

На темно-карего коня сел

И поскакал броней звеня».

(Первая песня.)

«В маленького ребенка тогда

Хонг себя превратил,

А коня в жеребенка тогда,

В двухгодовалого тогда,

И подкрался к богатырям

Боковой незаметной тропой.»

(Пятая песня.)

«И тогда сказал мальчуган:

Ты сейчас пожалел для меня

Незначительной части крестца,

Твоего дорогого коня.

Погоди же, встретимся мы

У чешуйчатой двери дворца!»

«И нойон, золоченый дрот

Устремил на Магуана тогда

Тот кренился то взад, то вперед,

Все увертки пускает в ход.

Но свирепого хана тогда

Джангар поднял на дроте своем

Разлучил Мангна-хана с конем».

16. Показ детских иллюстраций (дети задают вопросы друг другу).

17. Прочитайте наизусть отрывки из Джангара («Клятва богатырей»,

«Счастья и мира вкусила эта страна» - о Бумбе.

18. Назовите пословицы, которые можно отнести к «Джангару».

19. Прослушивание калмыцкого эпоса радиоспекталя «Джангар».

Рефлексия:

Понравился ли вам эпос «Джангар»?

Почему?

А какой богатырь вам больше всего понравился?

Почему?

В заключение все участники танцуют народный танец «Чичирдык», в обработке В. Чернявского.

Публикации по теме:

Конспект «9 мая» Развлечение 9 мая. «Подвигу народа жить в веках». Всё меньше вас,участников войны, Осколки бродят,покидают силы, Не торопитесь-вы и не.

Конспект игры — занятия с детьми раннего возраста Конспект игры-занятия с детьми раннего возраста «Поможем Петушку» Конспект игры – занятия с детьми раннего возраста «Поможем Петушку» Задачи: 1. Закреплять знания детей о красном, желтом, зеленом, синем.

Конспект Конспект итогового мероприятия с элементами игры-фантазирования «Чудо-цветок» Программное содержание: совершенствовать технику барельефной лепки, развивать чувство ритма и композиции, подводить.

Конспект Конспект «Праздник воздушных шаров», младшая группа Задачи: учить детей рисовать на воздушных шарах, создать радостное веселое настроение, развивать желание общаться.

Конспект НОД Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 22 городского округа Чапаевск.

Конспект НОД в подготовительной группе «Наша Родина — Россия» Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

Конспект НОД «Деревья и кустарники» в соответствии с ФГОС ДО КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с детьми пятого года жизни Тема: «Кустарники и деревья» Разработала:.

Конспект НОД по краеведению конспект НОД по краеведению Тема: «Прошлое и Настоящее моего города» (старший возраст) Цели: • Расширять знания детей об истории города Липецка; • Формировать эмоциональное восприятие образа малой Родины; • Развивать умение.

Конспект НОД по речевому развитию детей в старшей группе. Конспект составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: пересказ русской народной сказки «Теремок». Цель: развитие связной речи детей.

Пособие «Калмыцкий национальный костюм в работах художников»Пособие «Калмыцкий национальный костюм в работах художников» Одним из продуктов проекта «Ознакомление дошкольников с традиционными изобразительными элементами калмыцкого народа» стал альбом для детей.

Публикация Конспект НОД «Калмыцкий эпос «Джангар» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лилия Велигурина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД «Калмыцкий эпос «Джангар»
Опубликовано: 16 октября 2015 в 14:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД