Лучший педагог года

Конспект НОД «Ярмарка народных игрушек»

галина морозовская
Конспект НОД «Ярмарка народных игрушек»

Тема: Ярмарка народных игрушек.

Цель: Пополнять и активизировать словарный запас. Развивать речь детей.

Задачи: Обобщить знания детей о народных промыслах.

Раскрыть понятие ярмарки.

Активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Городецкая игрушка», «Матрешка».

Публикация «Конспект НОД „Ярмарка народных игрушек“» размещена в разделах

Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству; воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам; продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного; учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Материал и оборудование:

— изделия русских народных промыслов : деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.

— иллюстрации с изображением ярмарки

Ход ЗАНЯТИЯ

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Встанем на пригорке да расскажем скороговорку:

«Купила бабуся бусы Марусе»

-Кто купил бусы? (бабуся)

-Кто такая бабуся? (бабушка)

-Что она купила Марусе? (бусы)

-Кто такая Маруся? (девочка, внучка)

-Кому бабуся купила бусы? (Марусе)

-Что сделала бабуся? (Купила бусы)

-Давайте вместе скажем: «Купила бабуся бусы Марусе»

-Кто запомнил? Повтори.

-Ребята, а где бабуся могла купить бусы Марусе? (в магазине, на рынке, на ярмарке)

А вы знаете, что такое ярмарка? Ярмарка – это место, где продаётся разный товар. В давние времена не было магазинов, и люди устраивали ярмарки. Продавали и покупали на ярмарках все, что угодно: и животных, и продукты, и, конечно, игрушки, сделанные своими руками.

Ребята, а вы хотите на ярмарку попасть? Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

Чтоб туда скорей добраться, будем мы сейчас стараться. Все садитесь на коней, и поскачем поскорей.

Как лошадка цокает?

Артикуляционная гимнастика «упражнение лошадка».

Воспитатель: Ой ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку народных ремесел…

Основная часть.

Воспитатель: Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?

Дети: Дааааа …. Нееееттт…

Воспитатель: А давайте-ка пройдем и посмотрим товары, которые представлены на нашей ярмарке.

1 стол Матрешки (На столе стоит множество разных матрешек) Предлагаю детям послушать стихотворение.

Россия наша славится

Расписными ложками,

А еще гордится

Русскими матрешками.

В каждом доме ей почет,

Все встречают с ласкою,

Потому что вместе с ней

Дом наполнен сказкою.

- Что это ребята?

Д. Матрешка

-А вы знаете, какие бывают матрешки?

-Называется она матрешка Семеновская, а называют так, потому что изготавливали матрешки в городе Семеново.

Мастера вначале вырезают из дерева матрешку, потом намечают тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён…

-Дети что изображено на фартуке?

Д. Букет пышных цветов.

-На голове у матрешке что одето? Д. -Платок.

-Что можно сказать о матрешке? Какая матрешка? Д. –Красивая….

- Скажите, а из чего сделана матрешка? Д. Из дерева. Значит она?

-Кто ее сделал? Д. -Мастер

-В каком городе делают матрешек? д. Семеново. Поэтому она называется «семеновская». Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

-Во что одета матрешка?

Похожи они друг на друга. Чем? Чем отличаются друг от друга?

Матрёшка, русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Давайте посмотрим, что за секреты есть у матрёшки.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Приглядитесь внимательнее. Что вы заметили?

Дети: Они разные, у них разные платочки, губки бантиком, но у каждой по-своему нарисованы щечки – у одной розовые, у другой – красные.

2 стол. Дымковские игрушки.

Какие это игрушки? (дымковские)

-Почему их так называют? (их изготовили в селе Дымково)

-А почему село так интересно назвали? (когда зимой в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково)

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое “Дымково” назвали.

- в селе Дымково делали вот такие игрушки. Посмотрите, что у нас здесь стоит?

-Дымковские игрушки такие красивые! Что про них ещё можно сказать? (нарядные, весёлые, праздничные, разноцветные, яркие)

- Смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

Барышня - красавица всем нам очень. (нравится).

Кофточка цветная, юбка. (расписная).

Много есть зверюшек, дымковских. (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с. (цыплятами).

У большого индюка все расписаны. (бока).

Будет весело реветь в цирке глиняный. (медведь).

На коне сидит Емеля, едет он на. (карусели).

- Из чего сделаны эти игрушки?

Д. из глины. Значит они глиняные.

- Что с ними делали, чтоб игрушки стали крепкими?

Д. Обжигали в печи.

- А что делали потом с игрушками? (если дети затрудняются ответить)

- Остынет игрушка после печи и мастер её погружает в мелко молотый мел, а потом в молоко. Высохшая игрушка становится белой.

- Что дальше делает мастер?

-Игрушки расписывают яркими красками разными простыми узорами. Это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. И получаются вот такие красивые игрушки.

Физ. минутка

Русский народ не только умеет создавать замечательные игрушки. А ещё на Руси любили играть.

- Давайте поиграем в забавную игру «У Маланьи».

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши,

Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком,

Семь сыновей (семь пальцев,

Все без бровей (очертить брови пальцем,

Вот с такими ушами (растопырить ладоши, поднести к ушам,

Вот с такими носами (показать нос растопыренными руками,

Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны,

Вот с такой головой (очертить большую голову,

Вот с такой бородой (показать руками с наклоном вниз,

Ничего не ели, на неё глядели

И все делали вот так … (любое движение).

3. Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная смешная

И чуть-чуть пузатая!

Подожди минуточку,

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

Филимоновская я!

Лесов вокруг деревни Филимоново мало, но зато много оврагов, а в них полно глины – белой, красной, черной, розовой. Какая отличительная черта у этих игрушек?

Дети: они веселые, разноцветные, красивые. Филлимовские мастера с любовью делали игрушки. Всем жителям, а особенно детям очень нравились эти игрушки, и они их ласково называли: (дети договаривают. Д/и «Назови ласково»)

• не козёл, а козлик

• не утка, а уточка

• не олень, а олешек

• не собака, а собачка

• не конь, а коняшка

• не петух, а петушок

• не курица, а курочка

• не баран, а барашек

• не птица, а птичка

• не рыба, а рыбка

• не лошадь, а лошадка

• не свинья, а свинка

4. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

5. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

6Жо стовская ро спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

7. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

-Ребята, за зиму мастера столько много игрушек делали. Предлагаю поиграть в игру Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков, один кавалер – много кавалеров, один офицер – много офицеров, одна собака – много собак, один олень – много оленей, один скоморох – много скоморохов, одна водоноска – много водоносок, один гусар – много гусаров)

Как вы думаете, какие люди их мастерили все эти предметы: добрые или злые?

(ответы детей).

Дети: Конечно, добрые и их доброта поселилась в каждой игрушке.

Воспитатель: Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним.

Ребята, из каких материалов сделаны ваши игрушки в группе?

Дети: из пластмассы, из резины, из металла.

Игрушки из пластмассы – пластмассовые, из резины – резиновые, из металла – металлические.

Давайте вспомним из каких материалов изготавливали игрушки в старину.

Дети: из дерева, из соломы, из глины.

повторяйте за мной -

Лa - ла - ла

Глина мягкою была.

Ли –ли, ли-ли

Мы игрушек налепили.

Ло - ло - ло

А у печки нам тепло.

Ле - ле - ле

Хорошо у нас в селе

7. стол музыкальные инструменты.

-Ребята посмотрите, еще на нашей ярмарке есть музыкальные инструменты.

- А вы знаете, что это за инструменты?

Ложки, дудочки, свистульки, бубенцы, трещотки.

Давайте каждый возьмет себе инструмент и попробуем сыграть на них.

Пока музыка звучит вы играете на своем инструменте, музыка прекращается и ваши инструменты затихают. (Повторяем 2-3 раза)

- Молодцы очень красивая мелодия у нас получилась.

Все товары посмотрели, везде побывали. Но нам нужно возвращаться в садик. Садимся н коней, и поскакали обратно.

Рефлексия с колпаком. Колпак одеваем ребенку на голову и он отвечает на вопрос.

- Молодцы ребята, понравилось вам наше занятие? Ребята, я сейчас буду надевать колпак вам на гголову и задавать вопросы. А вы по очереди отвечаете.

- Скажите, где мы сегодня были?

- А зачем устраивали ярмарки?

- Что покупали и продавали на ярмарках?

- Про какие игрушки вы сегодня узнали?

- Из чего сделаны матрешки?

- Из чего сделаны дымковские игрушки?

- На каких музыкальных инструментах вы сегодня играли?

Чем отличаются дымковские игрушки от филимоновских?

- А что вам понравилось больше всего, о чем вы бы могли рассказать маме с папой, другим ребятам?

Публикации по теме:

Конспект беседы «Сказочная гжель» ко Дню народных узоров на МAAMКонспект беседы «Сказочная гжель» ко Дню народных узоров на МAAM Конспект беседы "Сказочная гжель" Цель: знакомство детей с гжельским народным промыслом. Воспитатель: Ребята, обратите внимание, на нашу.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Ярмарка игрушек»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Ярмарка игрушек» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Ярмарка игрушек» Цель: познакомить детей с разнообразием народных игрушек Задачи:.

Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных мастеров» Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе по теме «Путешествие на ярмарку народных мастеров». Воспитатель: Федоренко.

Конспект ОД в старшей группе «В хороводе народных традиций. Русско-казахская дружба»Конспект ОД в старшей группе «В хороводе народных традиций. Русско-казахская дружба» Конспект ОД по теме «В хороводе народных традиций» Воспитатель: Хасеинова А. Б. Музыкальный руководитель: Чувичкина Е. Л. Группа: старшая.

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группаМастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Наше совместное рукоделие с внучкой. Фотоотчет об изготовлении народных игрушекНаше совместное рукоделие с внучкой. Фотоотчет об изготовлении народных игрушек Внучка Сашенька с интересом и восторгом постоянно рассматривает мою коллекцию народных кукол и даже запомнила их названия. Поэтому на изготовление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Ярмарка народных игрушек»
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 17:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Ярмарка народных игрушек»» (включая файлы) размещена пользователем галина морозовская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД