Папки-передвижки

Конспект НОД для детей старшего возраста «Русские богатыри»

Лариса Сухих
Конспект НОД для детей старшего возраста «Русские богатыри»

Тема: «Русские богатыри»

Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о былинных богатырях – защитниках земли русской (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче);

Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, щит) и оружия русского богатыря (меч, лук и стрелы);

Публикация «Конспект НОД для детей старшего возраста „Русские богатыри“» размещена в разделах

Познакомить с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря».

Развивающие: расширить словарный запас; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.

Оборудование: Репродукция картины В. М. Васнецова «Три богатыря» (разрезанная на фрагменты); картинки с изображением оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей, муляж камня со стрелками и надписями.

Предварительная работа: Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», и другие. Заучивание пословиц, поговорок. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова, презентация «Былинный живописец», рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Три богатыря», иллюстрации оружия русских богатырей, их доспехов.

Лексическая работа:

Былина – русская эпическая песня о богатырях.

Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Предки – это люди, которые жили на земле много-много веков назад.

Странники – человек, странствующий, путешествующий пешком.

Сказитель - Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки, играя на гуслях.

Ход занятия

Дети встают рядом с воспитателем.

Воспитатель: здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Так раньше говорили на Руси.

-А, вот о ком мы поговорим с вами, вы узнаете, отгадав загадку:

Загадка:

Ладно скроен, крепко сшит,

За землю русскую стоит.

Знают взрослые и дети,

Нет его сильней на свете

Одного напомню я – это Муромец Илья!

Дети: О богатырях, защитниках Земли Русской.

Воспитатель: Молодцы. Дети, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети: Мы узнали о богатырях из былин, сказок.

Воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?

Дети: Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина — это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.

Воспитатель: Правильно. Былина – героическая песня о богатырях. Создателем былин был народ.

Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, кто рассказывал былины?

Дети: Рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки.

Воспитатель: Как сказитель рассказывал былины?

Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.

Воспитатель: Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Воспитатель: Дети, предлагаю вам послушать и посмотреть, как сказители играют на гуслях.

(Дети садятся на стулья)

Сказитель так и говорил (звучат гусли) :

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Какие былины вы знаете?

Дети: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Воспитатель: Так кто же такие богатыри?

Дети. Защитники Родины.

Воспитатель: А, с кем сражались богатыри?

Дети: Змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником, Тугарин – Змеевич.

Воспитатель: Правильно, как с врагами земли русской, так и с темными силами.

Воспитатель: Дети, скажите, какими должны быть богатыри?

Дети: Мужественными, смелыми, сильными, отважными, добрыми, умными.

Воспитатель: А, сейчас давайте и мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.

ФИЗМИНУТКА

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Воспитатель: Перед тем как отправиться в поход богатыри одевали богатырские доспехи.

Вот наше первое испытание «Богатырские доспехи и оружие». Вы должны отгадать загадку и найти картинку с отгадкой на столе.

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Щиты были разные: большие, которые полностью закрывали воина, и маленькие, защищающие только руку богатыря.

Оружие — это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.

Он и овощ и оружие. (лук)

На лук натянутая тетива, и с лука летит по врагу … (стрела)

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Отправляемся в путь. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Давайте подъедем к камню и прочитаем. (На камне перепутанные надпись и стрелки.) Змей Горыныч перепутал стрелки, чтобы мы не знали куда нам идти.

Вот преграда на пути

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)

1. Если дружба велика, будет родина крепка

2. Сам погибай, а товарища выручай

3. Жить – Родине служить

4. Счастье Родины – дороже жизни

5. Тот герой, кто за Родину горой

Воспитатель: Молодцы справились мы с вами и с этим заданием. (Стрелки и надписи расставляются правильно)

Пойдёшь направо – Деньги и слава,

Пойдёшь налево – Друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо – Ждет опасность и богатырская слава.

Воспитатель: Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: Дорогу, которая идет прямо.

Воспитатель: А вот ребята для нас и третье испытание. Соловей разбойник, раздул картину. Нам с вами нужно её собрать. (Дети выходят по очереди и собирают из кусочков картину «Три богатыря»)

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим испытанием мы с вами справились. Посмотрите на картину Скажите, пожалуйста, как она называется?

Дети: Картина «Богатыри».

Воспитатель: Правильно. Кто автор картины?

Дети: Виктор Михайлович Васнецов.

Воспитатель: Посмотрите на картину. Кто изображен на ней?

Дети: Три богатыря : Илья Муромец, Добрыня Никитич Алеша Попович.

Воспитатель: Кто находится в центре картины?

Дети: Илья Муромец

Воспитатель: Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети: Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Воспитатель: Кто слева от Ильи Муромца?

Дети: Добрыня Никитич.

Воспитатель: Кто справа от Ильи Муромца?

Дети: Алёша Попович.

Воспитатель: Правильно, Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей. Врагов побеждает не силой, а Хитростью, смекалкой, дерзостью. А вот Илья Муромец считается самым главных из русских богатырей. Он самый сильный, рассудительный, за ним всегда последнее слово, он идёт на самые трудные битвы. Куда смотрит каждый из богатырей?

Дети: Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Воспитатель: Что охраняют богатыри?

Дети: Землю русскую, её границы, жителей этой земли.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих богатырей?

Дети: Защитники Родины.

Воспитатель: Вот такие богатыри, защитники, силачи жили давным-давно на нашей земле. А как вы думаете, есть ли в наше время богатыри- защитники? Как мы их теперь называем?

Дети: Защитники Отечества.

Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой наказ оставили богатыри нам, своим потомкам:

- Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит — не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Закончилось наше увлекательное путешествие в прошлое. Будем с вами беречь память о великом прошлом и делать лучше будущее наше и нашей Родины. Всем спасибо.

Публикации по теме:

НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление» НОД для старшего дошкольного возраста (в рамках долгосрочной проектной деятельности) «Русские народные костюмы и украшения – всему миру.

Фотоотчёт праздника «Русские богатыри»Фотоотчёт праздника «Русские богатыри» Фотоотчёт праздника "Русские богатыри" В этом году в старших группах мы проводили праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, в форме.

Фотовидеозарисовка «В. Васнецов. Русские сказки» для педагогов и детей старшего дошкольного возрастаФотовидеозарисовка «В. Васнецов. Русские сказки» для педагогов и детей старшего дошкольного возраста Ожившие полотна богатыря русской живописи В рамках проекта «АРТ-Ростов» ДонЭспоцент, единственный специализированный выставочный центр.

Конспект интегрированного занятия по познанию «Русские валенки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного занятия по познанию «Русские валенки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской»Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской» Цель: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Задачи: Формировать представление о героическом прошлом русского.

Музыкально-ритмическая композиция «Русские матрешечки» для детей старшего дошкольного возрастаМузыкально-ритмическая композиция «Русские матрешечки» для детей старшего дошкольного возраста В танце участвуют 12 девочек разных по росту. И. П. – дети в колонне, руки полочкой (левая рука поддерживает левую щёку) Вступление – дети.

Развлечение в рамках познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки»Развлечение в рамках познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки» Познавательно-творческий проект для детей старшего возраста «Русские посиделки» Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к истокам.

Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Авторы: воспитатель по физической культуре Швецова.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Сценарий музыкально-спортивного праздника, посвящённого Дню защитника Отечества «Русские богатыри»Сценарий музыкально-спортивного праздника, посвящённого Дню защитника Отечества «Русские богатыри» Сценарий музыкально-спортивного праздника, посвящённого Дню защитника Отечества «Русские богатыри» Вход в зал под марш и выстраиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего возраста «Русские богатыри»
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 09:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей старшего возраста «Русские богатыри»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сухих на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД