Лучший педагог года

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как зимуют растения»

жанна сухоносенко
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как зимуют растения»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Как зимуют растения

Цель: развивать у детей интерес и любовь к природе, расширять знания о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Задачи:

образовательные: уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и его разнообразии;

закрепить знания о различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья);

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Как зимуют растения“» размещена в разделах

формировать представления о состоянии растений зимой, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников.

развивающие: развивать знания детей о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;

развивать мыслительную активность, зрительное восприятие и память;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру ребёнка.

Словарь: лиственный, хвойный, смешанный, клюква, брусника.

Материалы и оборудование:

ноутбук, телевизор, презентация «Мир деревьев», короб, листья лиственных деревьев, веточка ели, игра «Четвертый лишний», «Из каких частей состоит дерево?», экологические задания.

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

- Ребята! Посмотрите, сегодня нам в нашем занятии поможет волшебный короб. Он, оказывается не простой, а с загадками от Почемучки.

- Вы хотите узнать, что в коробе?

-Что нужно сделать, чтобы открыть его?

(ответы детей)

- Попробуем отгадать загадки и может быть он откроется? (читает загадки)

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи:

1) уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев, кустарников, трав;

закрепить знания о различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья);

2) развивать знания детей о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;

3)тренировать мыслительные операции, развивать внимание.

Слайд№1

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)

Слайд №2

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдё м гулять и встретим:

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Слайд№3

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

Слайд№4

Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Слайд№5

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина)

Слайд№6

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился. (Клён)

- Молодцы ребята! Наш короб – помощник открылся. Почемучка прислал нам листья деревьев лиственных пород.

Слайд №7

Игра «С какого дерева листочек?»

- Ребята, как вы думаете, как называется лес, состоящий из лиственных пород деревьев? (ответы детей)

Слайд №8 -Лиственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

Слайд№9 -А давайте посмотрим пустой ли наш короб – помощник? (еловая ветка)

-Что же это?

-Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей.

-Как вы думаете, как называются такие деревья?

(ответы детей)

-Хвойный лес — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: сосны, ели, пихты.

Слайд№10 - А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.

-ТРИЗ - что произошло бы с деревьями, если бы они на зиму остались с зелеными листьями?

-Какую пользу деревья оказывают людям?

-Обогащают воздух кислородом.

-Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.

-Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки, лыжи и другие предметы.

-Нужно охранять, беречь.

-Мы сейчас попадем в «Царство зимних растений»

1-2-3-покружись, в зимнем лесу окажись!

Слайд №11 - Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Во «сне» расходуется меньше питательных веществ и тепла, что помогает деревьям выжить в холодные суровые зимы.

-Готовятся ли деревья в зиме? (ответы детей)

-Во-первых, летом все деревья приготовили себе теплые «шубы». Что это за шубы? «Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба» не дает дереву замерзнуть даже в самые сильные морозы.

-Во-вторых, осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их.

-Как вы думаете, откуда берутся трещины на коре деревьев?

Слайд № 12 -Причина проста. Наступит зимой неожиданная оттепель, а ночью вдруг грянет сильный мороз. И «шубы» деревьев охлаждаются и сжимаются — «съёживаются» и … рвутся. Эти трещины остаются на нем навсегда.

-Какое значение имеет снежный покров для растений?

-Снеговой покров помогает растениям пережить зиму.

-Расскажите, как зимует дерево? (ответы детей)

3. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи:

1)сформировать ситуацию под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины;

2)создать мотивационную ситуацию для знания детей о том, как зимуют растения;

3)развивать мыслительную активность.

-Как вы думаете, что происходит зимой с травой?

-Как зимуют травы?

(ответы детей)

-Смогли мы ответить на вопрос? (не смогли)

-Почему не смогли? (не знаем)

-Значит это нам надо узнать?

-Да.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1)актуализировать способ действия в ситуации затруднения-«спросить у того, кто знает»;

2) создать мотивационную ситуацию для знания детей о том, что зимой растения «спят», отдыхают; дать представления о плодах кустарников.

3)развивать мыслительную активность.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь?

(спросить у того, кто знает, или можно придумать самим, а потом проверить себя по учебнику)

-Ответ на этот вопрос мы узнаем из энциклопедии.

-Травы бывают однолетние и многолетние. Однолетние растения осенью дают семена и погибают. А многолетники готовятся к зиме. Они накапливают в корневищах «еду» на зиму. И прячутся под толстым слоем пушистого белого снега – там и зимуют. Снег для них как пушистый теплый ковер, который согревает травы и не дает им замерзнуть. Когда весной снег растает, он напоит землю, и травы будут снова хорошо расти.

Слайд №13 -Некоторые растения сохраняют на зиму листья. Например, брусника зимует под снегом с зелеными листочками. Клюква тоже зимует даже вместе с ягодами. И весной можно собирать перезимовавшие ягоды клюквы. Говорят, что они очень сладкие.

-Послушай, как разговаривали друг с другом зимой под снегом Брусника и Клюква.

Чтение - Э. Шим «Брусника и Клюква»

- А у меня-то, у Брусники, что есть. Под снегом я и листочки зеленые сберегла, и даже- хи-хи - ягодки…

-Подумаешь, ягодки. Сморщенные, кислые.

-Да ведь весной и такие редкость!

-Ничего не редкость. Вот у меня, у Клюквы, полно ягод под снегом сохранилось. И не твоим чета крупны, сладки, нежны. Еще лучше, чем осенью…

-Ребята, теперь вы знаете, как зимуют растения.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1)формировать умение детей пользоваться заданиями для закрепления материала;

2)развивать творческие способности, мелкую моторику рук, воображение.

5.1. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

5.2. Физминутка «Дерево, куст, трава»

-Молодцы, нам пора возвращаться в детский сад. 1-2-3-покружись, в детском саду окажись!

-Ребята, посмотрите, Почемучка, для нас приготовил экологические задания.

Задание №1. Отгадай дерево по кроне зимой, назови его, соедини растение с его плодом.

Задание №2. Брусника и клюква зимуют под снегом, чем они отличаются, чем похожи, запомни это и раскрась растения.

6. Итог занятия.

Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

-Где были?

-Что нового и интересного вы узнали?

-Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель хвалит детей.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возраста Сидим дома с пользой. Дидактические игры для детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Тема: «Растения» 1. Дидактическая игра.

Картотека стихов «Как зимуют животные» для детей среднего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку стихов: "Как зимуют животные". Возможно кому - то стихи пригодятся.

Конспект НОД «День здоровья» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни. Задачи: • объяснить, какое важное значение имеет двигательная активность.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш дом»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш дом» Программное содержание: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;.

Конспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: обучение детей складыванию из бумаги оригинальной поделки в технике оригами. Задачи: - образовательные: упражнять детей в многократном.

Конспект НОД «Защитники Отечества» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Защитники Отечества» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить.

Конспект прогулки на тему «Лекарственные растения» для старшего дошкольного возрастаКонспект прогулки на тему «Лекарственные растения» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях. Ход прогулкиВоспитатель: Без растений жизнь на земле не существовала бы. Растения.

Конспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: - вызвать интерес к цветущим растениям нашего края; - воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Посадка черенков комнатного растения»Конспект занятия с детьми старшего возраста «Посадка черенков комнатного растения» Цель: Создать условия для ознакомления детей с комнатными растениями, правилами посадки и ухода за ними. Задачи: Образовательные: - Уточнить.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как зимуют растения»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 23:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД