МААМ-картинки

«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности

Любовь Удова
«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности

Тема: «Вода-водица»

Программные задачи

ОО «Познавательное развитие»:

Продолжать формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях ближайшего окружения;

Продолжать учить, называть свойства воды;

Обогащать сенсорный опыт детей с помощью дидактических игр;

Продолжать развивать аналитические способности, называть сенсорные признаки;

Продолжать развивать внимание, память, тактильные ощущении.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Публикация «„Вода-водица“, НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Воспитывать дружеские отношения между детьми в игровой деятельности, а так же прививать умение сообща трудиться, заниматься;

Расширять знания детей о труде взрослых (ученые, результат их труда и общественная значимость, прививать чувство благодарности);

Формировать основы безопасного поведения в природе;

Формировать понятие, что в природе все взаимосвязано (животный, растительный мир, вода).

ОО «Речевое развитие»:

Продолжать учить детей использовать средства речевого общения для высказывания собственного отношения к окружающему миру;

Обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме;

Продолжать совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложениях (существительные с прилагательными и глаголами);

Закреплять умение отвечать простыми и сложными предложениями;

Развивать умение поддерживать беседу.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при прослушивании музыкального произведения.

ОО «Физическое развитие»:

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

Продолжать развивать у детей знания о здоровом образе жизни.

Цель:

Закреплять знания детей о свойствах и значении воды для всего живого;

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания детей о свойствах воды (вода является жидкостью, растворителем, отсутствие собственной формы, прозрачность, отсутствие вкуса, запаха);

Уточнить знание детей о назначении воды в нашей жизни и жизни всего живого.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

Обогащать словарь детей существительными, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Культуру поведения;

Аккуратность при работе с водой и прочими материалами.

Предварительная работа:

«Голубая планета» - рассматривание глобуса;

Беседы с детьми о свойствах и значении воды;

Отгадывание загадок по теме;

Чтение сказки Н. А. Рыжова «Как люди обидели речку»;

Знакомство с профессиями ученый, лаборант, посредством иллюстраций и слушания стихотворений;

Знакомство с оборудованием для экспериментов:

Проведение опытов;

Подвижная игра «Море волнуется раз»;

Слушание звуков природы;

Коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме».

Оборудование:

Магнитная доска;

Макет тучки;

Изображение капельки;

Запись «Звуки природы»;

Пластиковые стаканчики;

Одноразовые ложки;

Коктельные трубочки;

Соль, сахар, сок, молоко;

Песок, акварельные краски;

Карта-схема свойства воды;

«Ящик ощущений» и карточки для игры «Найди пару».

Словарь:

опыты;

ученые;

лаборатория;

экспериментирование.

Ход

Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день к нам в группу пришли гости. Что нужно сделать, когда встречаешься с друзьями, гостями?

Дети: Поздороваться.

Воспитатель: Ребята, перед тем как начать наше занятие предлагаю вам совершить небольшое сказочное путешествие (дети закрывают глаза и под звуки музыки проводится психоэмоциональная разгрузка).

- «Закройте глаза. Мы отправляемся на прогулку в весенний лес. Сегодня необычно хорошее утро. Ярко светит солнце, и его лучи нас согревают. Весенний лес сказочно красив. Мы любуемся им и вдыхаем аромат первых весенних цветов. Озорной ручеек весело плещется среди камней. Мы лежим на мягком зеленом ковре из травы и весенних цветов… (раздаются раскаты грома…Ребята, быстро возвращаемся в группу, чтобы не промокнуть под дождем…откройте глаза и медленно встаньте.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась еще одна гостья (воспитатель обращает внимание детей на тучку, из которой появляется Капелька).

- Посмотрите внимательно на Капельку и скажите, какая она, какое у нее настроение?

Дети: Капелька грустная, печальная.

Воспитатель: А грустная она потому, что только появилась и совсем о себе ничего не знает: кто она, какая она, из чего состоит, нужная она или нет? И ей очень хочется узнать ответы на все эти вопросы.

Воспитатель: Ребята, а вы сможете рассказать Капельке о ней?

Дети: Да.

Воспитатель: …., расскажи, где живет Капелька, (в тучке);…. Из чего состоит Капелька (из воды);… Где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране, луже и т. д.);. Кому нужна вода? (людям, животным, растениям и т. д.);… для чего нужна вода? (без нее не может обойтись ничего живое, вода необходима в быту).

Воспитатель: (обращается к Капельке) Вот видишь, Капелька, как много ребята знают о тебе, о твоей важности и пользе. Но это еще не все о чем мы хотим тебе рассказать.

Ребята знают свойства, которыми обладает вода, и они хотят не просто рассказать о них, а еще и показать. Для этого нам необходимо переместиться в научную лабораторию. Давайте расскажем нашим гостям, что такое лаборатория? (лаборатория - это место где ученые-исследователи проводят опыты и эксперименты, узнают что-то новое). А кто такие ученые? (ученые - это люди, которые с помощью опытов узнают что-то новое о каких-то предметах явлениях).

Ребята, сейчас я предлагаю вам стать учеными-исследователями и показать нашим гостям, что вы еще знаете о воде (дети одевают халаты).

Воспитатель: Уважаемые коллеги, чтобы узнать какое задание каждый из вас будет выполнять, предлагаю вам сыграть в интересную игру, которая называется «Найди пару». Вам необходимо подойти к «Волшебному ящику» и выбрать на ощупь одну карточку. Достать ее и посчитать, сколько капелек на ней изображено (все дети по очереди достают карточки, считают количество капелек). А сейчас вам необходимо найти свое рабочее место за столом. Для этого найдите среди карточек на столах точно такую же, как у вас в руках (дети занимают места за столами). Не торопитесь, не толкайтесь, будьте внимательными (дети занимают места за столами).

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (не шуметь, быть внимательным, не выкрикивать) и подготовим наши руки и пальцы к работе.

«Пальчиковая гимнастика - Помощники»

Посуду моет наш Антошка.

Вымыл вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.

Практическая часть

ОПЫТ №1 – «Вода - это жидкость»

Воспитатель: Ребята, посмотрите у … есть стаканчик с песком…перемести песок из этого стакана в пустой. Что происходит с песком?

Ребенок: Он сыпется, пересыпается.

Воспитатель: А теперь тоже самой проделай с водой. Что происходит с водой?

Ребенок: Она льется.

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Она льется потому, что она жидкая.

ВЫВОД: так как вода жидкая, может течь и переливаться ее называют жуткостью. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

ОПЫТ №2 – «Вода не имеет формы»

Воспитатель: Посмотрите у …на столе кроме пластикового стаканчика стоит еще несколько предметов. Обратите внимание на их форму (дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная).

Воспитатель:…перелей воду в один стаканчик, а потом в другой, в третью форму. Посмотри, что происходит с формой воды?

Ребенок: Вода меняет свою форму.

ВЫВОД: Вода не имеет форму, а приобретает ее в зависимости от того в какую форму ее наливают (в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.)

ОПЫТ №3 – «Вода прозрачная, бесцветная»

Воспитатель: Посмотрите у …на столе два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю… опустить коктельную трубочку в стакан с водой. А теперь – в стакан с молоком. – …что ты заметили?

Ребенок: в стакане с водой трубочка видна, а в стакане с молоком нет.

ВЫВОД: В стакане с молоком трубочка не видно, а в стакане с водой трубочка видна. Это происходит потому, что вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу Капельку. Что в ней изменилось?

Дети: она немного повеселела.

Воспитатель: А повеселела она потому, что много интересного о себе узнала. Ребята предлагаю вам немного отдохнуть.

«Физкультурная минутка – голубая река»

Если речка голубая

Пробудилась ото сна.

И бежит в полях, сверкая,

Значит, к нам пришла весна.

ОПЫТ №4 – «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: Посмотрите у …на столе два стакана, один с водой, другой с соком … опустить коктельную трубочку в стакан с водой и попробуй ее на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Ребенок: у воды нет вкуса.

Воспитатель: …а теперь попробуй на вкус жидкость в другом стаканчике. Что это? Какой у него вкус?

Ребенок: это сок и на вкус он сладкий.

ВЫВОД: чистая вода не имеет вкуса, она безвкусная жидкость.

ОПЫТ №5 – «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: У …на столе стоит стакан с водой, … понюхай воду в стаканчике. Пахнет ли она чем-то?

Ребенок: у воды нет запаха.

Воспитатель: …а теперь возьми дольку лимона и выдави его в стакан с водой. Что изменилось в воде?

Ребенок: вода приобрела запах, аромат.

ВЫВОД: чистая вода не имеет запаха, но она может изменить свой запах если в нее добавить какой-то компонент.

ОПЫТ №6 – «Вода может быть растворителем»

Воспитатель: У …три стакана с чистой водой, без вкуса, цвета и запаха. А еще у …. На столе стоит сахар, песок и краски. … попробуй растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

Ребенок: сахар растворился в воде, и вода стала сладкой. Песок не растворился в воде, а осел на дно стакана. Краска растворилась в воде и окрасила ее.

ВЫВОД: Вода может быть растворителем, но не для всех веществ. Вода может менять цвет и вкус

Воспитатель: Вот и завершились наши исследования. Хочется еще раз напомнить, что вода нужна всем. Вода – это жизнь! Поэтому ее надо беречь! А как это можно сделать? (рассуждения детей).

А как там наша гостья Капелька? Посмотрите, ребята, Капелька веселая-веселая стала. Вы молодцы, ребята много интересного и полезного ей рассказали. Давайте еще раз напомним Капельке, что мы о ней знаем (дети показывают схемы и говорят о свойствах воды).

Заключение

Воспитатель: Ребята, а в заключение нашего занятия я для вас и наших гостей хочу показать фокус (показ фокуса, в этот момент готовится сюрприз, капелька убирается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша гостья вернулась к маме-Тучке, а для вас в знак благодарности оставила сюрприз (раздача угощений).

На этом мы завершаем наше занятие.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Снег и его свойства»Конспект НОД по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Снег и его свойства» Цель:развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования со снегом Задачи: Образовательные: • расширять представления детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух». Цель: формировать представления.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Что отражается в зеркале» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства магнита» Продолжение темы:«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».Поговорим оМАГНИТЕ II.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной.

Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство познавательного развития Моей целью работы над проектом было: развивать познавательный интерес детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Мир вокруг.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Конспект познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки Чуковского «Айболит» Примерный конспект познавательно – речевой игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки К И Чуковского.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы Из опыта работы воспитателя высшей категории Шарафутдиновой Г. А. МБДОУ ДС КВ № 443 г. Челябинска Дошкольный возраст – это период активного.

Библиотека изображений:

Публикация «Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Любовь Удова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности
Опубликовано: 19 октября 2015 в 12:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД