МААМ-картинки

Конспект НОД «Деревья в зимней природе» в старшей группе

Евгения Таныгина
Конспект НОД «Деревья в зимней природе» в старшей группе

Деревья в зимней природе

Цель: расширение представлений детей о деревьях в зимнее время года.

Задачи:

Образовательные: закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях, о принадлежности деревьев к той или иной разновидности леса; научить детей определять возраст деревьев; формировать представления детей о приспособлении деревьев к зимним условиям.

Публикация «Конспект НОД „Деревья в зимней природе“ в старшей группе» размещена в разделах

Развивающие: активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные; развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь у детей.

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому.

Образовательные области.

Приоритетная: познавательное развитие.

В интеграции: речевое, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.

Методы и приемы, используемые в НОД: словесные, наглядные, практические, методы повышения эмоциональной активности, игровые.

Предварительная работа с детьми:

Загадки на тему «Деревья»;

Чтение художественной литературы: А. Пушкин «Зимний вечер»;

Экскурсия в «Уголок леса»;

Дидактические игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Назови и опиши»;

Беседа с детьми «Старичок-Лесовичок», «Животные нашего региона».

С родителями:

Изготовление зимних макетов, поделок из природного материала;

Рисование примет, связанных с деревьями;

Подбор художественной литературы в книжный уголок по теме «Деревья»;

Консультация на тему: «Как сделать зимнюю прогулку интересной».

Оборудование для педагога: мольберт с иллюстрацией «Зимушка-зима».

«Старичок-Лесовичок»- игрушка, для сопровождения детей; изображение лиственного и хвойного леса.

Оборудование для детей: картинки для каждого ребёнка с деревом нашего региона;спилы деревьев; лупы; рисунок с приметой; макеты зимнего леса; схема для описательного рассказа; фигурки диких животных для макета.

Содержание.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Посмотрите, какой – то ещё странный гость пришёл. Как вы думаете, откуда он? Как его зовут?

Дети: Из леса. Старичок-Лесовичок.

Воспитатель: А вы знаете кто такой Старичок-Лесовичок?

Дети: Да, старичок-лесовичок, который живет в лесу, он следит за порядком, охраняет лесных жителей, ухаживает за растениями.

Воспитатель: Правильно. Ребята, Лесовичку интересно узнать, что вы знаете о его доме и любите ли вы лес. Я предлагаю Вам отправиться в зимний лес. Давайте закроем глаза. Покружились, покружились, в зимнем лесу очутились.

Воспитатель: Давайте присядем на пенёчки. Ребята, а что такое лес?

Дети: Лес – это дом для мхов и трав, грибов, деревьев, животных, птиц и насекомых.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие животные обитают в лесу нашего региона?

Дети: Медведь, заяц, лиса, волк, белка, кабан, соболь.

Воспитатель: Вы перечислили животных леса. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто главные обитатели леса, без чего не будет леса?

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Дети: Дерево.

Воспитатель: Правильно. Деревья ребята высокие, они служат укрытием, домом и для некоторых животных, пищей. Ребята, а чем одни деревья отличаются от других?

Дети: На одних деревьях листья на других хвоя.

Воспитатель: Как называются деревья, на которых листья?

Дети: Деревья, на которых растут листья лиственные.

Воспитатель: А деревья, на которых хвоя?

Дети: Деревья, на которых хвоя хвойные.

Воспитатель: А если в лесу только одни хвойные деревья, как будет называться лес?

Дети: Лес будет называться хвойным.

Воспитатель: А если только лиственные?

Дети: Лес будет называться лиственным.

Воспитатель: А если деревья будут в лесу хвойные и лиственные?

Дети: Лес будет смешанным.

Воспитатель: Правильно. Давайте прогуляемся по зимнему лесу, посмотрим какие сюрпризы приготовил нам Лесовичок.

Дети: Пойдём.

Воспитатель: Посмотрите перед нами деревья, давайте назовём их и попробуем рассказать о них, в помощь вам схема.

1 Ребёнок: У меня берёза, это лиственное дерево. Её можно встретить и в лесу, и в поле и в парке. Берёза стройное невысокое дерево, ствол белого цвета с чёрными чёрточками, через которые берёза дышит. Листья имеют форму ромба. А ещё у берёзы есть серёжки с семенами и полезный берёзовый сок.

2 Ребёнок. Осина. Это лиственное дерево, которое растёт в лесу. Высокое стройное дерево. У неё круглые маленькие листочки, при малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. Её называют подружкой берёзы, у неё тоже есть серёжки, в которых находятся семена.

3 Ребёнок. Сосна – хвойное дерево, которое растёт в лесу. Это очень высокое дерево, снизу нет веток. У сосны длинные и узкие хвоинки, иголочки и округлые шишки. Сосна круглый год остаётся зелёной.

4 Ребёнок. У меня ель. Это хвойное дерево, растёт и в лесу и в городе. Ель высокое могучее дерево. Она зимой и летом одним цветом, приходит к нам на Новый год. Хвоя у ели короткая, а шишки длинные. Ветви смотрят вниз.

5 Ребёнок. Тополь. Относится к лиственным деревьям. Высокое стройное дерево, с красивыми листочками. Тополя чаще всего сажают в городах, потому что они хорошо очищают воздух от пыли.

Воспитатель: А ты знаешь, что такое тополиная вьюга?

5 Ребёнок. В конце мая на дереве созревают коробочки с семенами. Они лопаются, и тополиная метель заметает город.

6 Ребёнок. Рябина. Это лиственное дерево. Растёт как в лесу, так и в городе. Рябина стройная высокая с красивыми перистыми листочками, которые отличны от листьев других деревьев. Рябину легко узнать осенью по ягодам.

7 Ребёнок. Кедровая сосна или сибирский кедр – вечно зелёное хвойное дерево, с мощным стволом. С него собирают кедровые орешки. Высокое мощное дерево. Хвоя длинная, мягкая.

8. Ребёнок. Лиственница. Относится к хвойным деревьям. Высокое дерево. У неё тоже есть шишки и иголки, как у ели, только мелкие и мягкие.

Воспитатель: Если это хвойное дерево, почему оно называется «лиственница»?

8 Ребёнок: Потому что лиственница сбрасывает хвою на зимний период, как и лиственные деревья листья.

Воспитатель: А теперь поместите каждое дерево в свой лес. лес (на доске).

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Ребята, посмотрите, ещё один сюрприз от Лесовичка. Как вы думаете, что это?

Дети: Это деревья.

Воспитатель: Это спилы настоящих деревьев. Подержите их в руках, понюхайте, попробуйте определить название.

По какой части дерева нам можно определить, что это за дерево?

Дети: по коре.

Воспитатель: А ещё ребята мы можем узнать, сколько лет дереву. Посмотрите сколько на спиле дерева колец эти кольца, и определяют возраст дерева.

Дети: Мы можем посчитать кольца.

Воспитатель: Правильно, возьмите увеличительные стёкла и посчитайте кольца.

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, Лесовичок принёс нам шишки из леса, давайте определим, к какому дереву каждая шишка относится.

1 Группа детей: Наши шишки от ели.

2 Группа детей: Наши шишки от лиственницы.

3 Группа детей: Наши шишки от сосны.

4 Группа детей: Наши шишки от кедровой сосны.

Воспитатель: Ребята, как вы знаете, когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца:

Какой первый месяц?

Дети: Декабрь.

Воспитатель: Да, робкий морозный декабрь. Какой второй месяц?

Дети: Январь.

Воспитатель: Да, снежный и праздничный январь. Какой третий месяц?

Дети: Февраль.

Воспитатель: И, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем, узнать какая зима будет?

Дети: Прогноз погоды мы можем посмотреть по телевизору, прослушать по радио, узнать через интернет.

Воспитатель: Правильно, через прогноз погоды, мы можем предположить, какая будет зима. Но раньше пока человек не изобрёл телевизор и интернет, что помогало ему определить прогноз погоды?

Дети: Приметы.

Воспитатель: Вы дома с родителями рисовали приметы, связанные с деревьями. Поделитесь друг с другом своими приметами.

1 Ребёнок: Мы нарисовали с мамой такую примету: Листья осенью долго не опадают с деревьев к суровой зиме.

Воспитатель: Что означает суровая зима?

1 Ребёнок: Морозная зима.

2 Ребёнок: Мы нарисовали примету: выпадение снега до опадения всех листьев предвещает лютую зиму.

Воспитатель: Хорошо.

3 Ребёнок: Пушистый иней на деревьях – будет солнечный день.

4 Ребёнок: Ворона сидит утром на верхушке дерева и каркает – к вьюге.

5 Ребёнок: Если снег начинает липнуть к деревьям, то надо ждать тепла.

6 Ребёнок: Когда вороны собираются стаями на нижних ветках – быть сильному ветру.

7 Ребёнок: Урожай ягод рябины – холод зимой.

8 Ребёнок: Если берёза начинает желтеть снизу, то зима будет поздней.

Воспитатель: Здорово. Какие вы молодцы. Настя, а что происходит с деревьями зимой?

Настя: Деревья зимой засыпают, отдыхают и набираются сил.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были?

Дети: В зимнем лесу.

Воспитатель: Что мы там делали?

Дети: Рассказывали о деревьях нашего региона. Определяли названия леса по произрастанию в нем деревьев. Узнали, что возраст деревьев можно определить по кольцам на спиле дерева. Вспомнили природные приметы, по которым люди определяют признаки и явления зимы.

Воспитатель: Наше время пребывания в зимнем лесу подошло к концу, пора возвращаться в группу. Покружились, покружились, обратно в группу возвратились.

Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё одно чудо. Два зимних леса. Как вы думаете, какие?

Дети: Один лес лиственный, другой хвойный.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какой лес может погибнуть?

Дети: Погибнуть может лиственный лес, у него не укрыты корни снегом.

Воспитатель: Хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму. В таком лесу ветра меньше, а снега больше.

Воспитатель: А как мы можем помочь лиственным деревьям?

Дети: Мы можем укрыть корни деревьев снегом.

Воспитатель: Давайте поможем лесу (дети укрывают корни деревьев).

Воспитатель: Молодцы. А вы заметили, что Лесовичок вернулся с нами из леса? Он хочет пока пожить у нас, а чтобы ему не было скучно мы населим наш лес животными и птицами.

Создание макета зимнего леса.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Весна. Изменения в природе» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: "Весна. Изменения в природе" Цель:.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья» Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Лес. Такие разные деревья». Задачи: Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе. Тема: «Осенние деревья»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе. Тема: «Осенние деревья» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе. Тема: «Осенние деревья» Составила: Воспитатель Морозова.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Деревья» Лексическая тема : Деревья и кусты Цель: Развитие речи. Обучение описательному рассказыванию. Задачи: 1. Корекционно-образовательные: Закрепить.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Деревья»Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Деревья» Цель: учить детей создавать образы разных деревьев и составлять из них композицию/ Образовательные задачи: - закреплять знания о том,.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Деревья в нашем парке»Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Деревья в нашем парке» Программное содержание. Закрепить умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности его строения. Развивать технические.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» ВидеоКонспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию "Труд людей в природе. Сажаем деревья".

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «В гости к матушке-природе»Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «В гости к матушке-природе» Конспект НОД с элементами совместной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «В гости к матушке - природе» Цель:.

Конспект НОД в старшей группе «Будь природе другом» Конспект НОД в старшей группе по теме «Будь природе другом» Цель: формировать у детей элементы экологической культуры, способствовать осознанию.

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Деревья» Программные задачи: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный запас.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД «Деревья в зимней природе» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Таныгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД «Деревья в зимней природе» в старшей группе
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 13:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД