МААМ-картинки

Конспект НОД по речевому развитию детей 6–7 лет «Звук и буква Ё»

Пидзамкив Ирина
Конспект НОД по речевому развитию детей 6–7 лет «Звук и буква Ё»

Цель: Познакомить с буквой Е и ее условным обозначением - красный квадрат.

Задачи:

- учить детей различать понятия «звук» и «буква»;

- учить соотносить звук с буквой;

- учить читать слоги, слова;

-учить понимать учебную задачу и понимать ее самостоятельно;

- развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;

-формировать способность слышать при произнесении сочетание звука (йо);

- развивать мелкую моторику и отрабатывать ориентировку на листе бумаги;

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей 6–7 лет „Звук и буква Ё“» размещена в разделах

- развивать памяти и внимание;

- формировать положительное отношение к письму.

Оборудование:

Демонстрационный: картинки с изображением предметов, в названии которых есть Е, карточки букв, геометрические фигуры; карточка-схема слова,

Раздаточный: лист с заданием, материалы Фребеля для составления букв, разрезные буквы, карточка-схема слов.

Методы:

Наглядный: рассматривание картинок с изображением предметов, которых есть Е.

Словесный: рассказ воспитателя, сказки: «Ежик и Ершик», «Почему Е ударная»,

Практический: игры «Собери букву», «Рассыпались слова», задание на внимательность,

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент звучит песня о детском саде.

Этюд «Улыбка».

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Мы рады, что вы пришли к нам в гости.

Улыбнитесь друг другу. А я улыбнусь вам.

Загадки:

Добродушен, деловит.

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот быстрых ножек

Это наш приятель…. (ежик)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная…. (елка)

Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит…. (ерш)

- Ребята, посмотрите-ка на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, ёлка, ёрш). Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.

Преобразование слов:

- Сделайте «один» из «много» :

ежи – ёж, Ерши – ёрш, ели – ёлка.

2. Введение в тему занятия:

- Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно.

3. Характеристика звука :

На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.

5. Игра «Кто внимательный?»

- Запомните как можно больше слов с Ё, которые встретятся в сказке.

Ёжик и ёршик.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ё рш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

- Какие слова с Ё вы запомнили?

6. Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»

- Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке [ё], а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

- Посмотрите, какая важная буква к нам пришла? (воспитатель выставляет на доске букву). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.

Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.

- Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (воспитатель показывает на доске букву? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.

Эту букву называют «хитрой», так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука, но одну лишь пишем букву! (Й) да (О, а вместе Ё. Не забыть бы про нее.

-А какие еще хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е).

7. Игра «Собери букву».

(дети собирают букву из материалов Фребеля- палочки и точки)

Физминутка:

Мороз

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне Мороз,

Тронет руки, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать,

Надо нам идти играть. (Движения.)

8. Сказка «Почему Ё всегда ударная».

- Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две точки вверху.

Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

-Хотите проверить? (чтение) –Елка, Ежик, пенЕк, весЕлый, котЕнок. (отхлопать каждое слово и проверить на какой слог падает ударение.

9. Игра «Рассыпались слова».

Дети расходятся на подгруппы. У каждой подгруппы, разрезанные на буквы слова : «ежик, елка, клест».

Схемы слов. Дети выкладывают слова по схемам.

10. Задание на внимательность:

- У вас на столах лежит карточка с заданиями.

1. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.

2. Определите место буквы в слове (начало, середина, конец). Раскрасьте соответствующий квадрат.

3. По клеточкам нарисуйте правую сторону елочки.

11. Итог занятия:

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР «Звук [К] и буква «К» Тема: Звук и буква К. Задачи : Развитие фонематического слуха; формирование фонематического восприятия;.

Конспект логопедического занятия «Звук [Ж] и буква Ж» в подготовительной группе для детей с ТНР Цель: формирование четкого произнесения и различения [ж]. Задачи: Образовательные: 1. Развивать умение предварительного планирования хода.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Буква «Й» для детей 6–7 лет .

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 5–6 лет на тему «Буква Р, звук [Р]» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет. Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: «Буква «Р», звук.

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звук [а] и буква А» Конспект развитие речи и подготовка к обучению грамоте Подготовила: Бирюкова М. А. ТЕМА: «Звук и буква А» ЦЕЛЬ: - закрепить навык четкого.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звук [Я] и буква Я» (старшая группа) Обучение грамоте" на тему: "Звук и буква Я" старшая группа Основная образовательная область: развитие речи. Цель: Познакомить детей с гласным.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Звук [с]» Звуковая культура речи. Дидактические игры: «Найди первый звук», «Громко – шёпотом», «Быстро – медленно». Задачи: учить подбирать слова.

Занятие по обучению грамоте и речевому развитию «Глухой согласный звук [Ч], буква «Ч» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с звуком [ч] и буквой Ч,ч. Учить определять место звука в трех позициях. Учить детей.

Занятие по развитию речи «Звук [Э] и буква Э» в средней группеЗанятие по развитию речи «Звук [Э] и буква Э» в средней группе .

Конспект занятия по развитию речи «Звук [З]; буква «З» Цели: научить различать звук (з, (з*); Научить синтезу слов из звуков; Провести звукослоговой анализ слова зима; Научить печатать слова.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по речевому развитию детей 6–7 лет «Звук и буква Ё» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Пидзамкив Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию детей 6–7 лет «Звук и буква Ё»
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 15:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД