МААМ-картинки

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Перелётные и зимующие птицы»

Ольга Фисенко
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Перелётные и зимующие птицы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 59 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект непрерывной образовательной деятельности

По развитию речи

На тему : «Перелётные и зимующие птицы»

Подготовила конспект : Фисенко Ольга Вячеславовна

2023 г.

Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему „Перелётные и зимующие птицы“» размещена в разделах

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему : «Перелётные и зимующие птицы»

Цель: Развитие устной речи, обогащение словарного запаса по теме «Птицы», развитие познавательного интереса и расширение представления о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

1. Образовательные :

-Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку.

- Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие :

-Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

-Развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы.

-Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

-Развивать любознательность, активность, самостоятельность

-Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: картинки с изображением птиц.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о перелетных и зимующих птицах.

Воспитатель: Ребята как называются птицу, которые зимуют? (зимующие).

Воспитатель: А которые улетают? (перелетные).

Воспитатель: Молодцы ребята! Дети, а вы знаете, что не все птицы улетают одновременно, первыми от нас улетают насекомоядные птицы, как вы думаете, почему их так называют? (Эти птицы питаются насекомыми).

Воспитатель: Как вы считаете, почему насекомоядные птицы улетают первыми? (Потому что исчезли насекомые и птицам нечем питаться).

Воспитатель: Вторыми улетают птицы зерноядные? Как вы думаете почему они так называются?

Воспитатель: А позднее всех улетают водоплавающие птицы. А почему? (Вода начинает замерзать).

Воспитатель: А, кто догадался, почему этим птицам дали название водоплавающие? (Они по воде плавают).

Воспитатель: Птицы улетают не только из- за холода, им зимой нечего есть. Насекомые все прячутся, семена покрывает толстый слой снега, вода замерзает – рыбу не достать. Птицы, которые всем этим питаются, вынуждены улетать. А остаются те птицы, которые могут найти себе пищу зимой.

Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадки о птицах. Но при отгадывании мы будем делить птиц на две группы, на зимующих и перелётных. Перелётных птиц мы ставить к солнышку, а зимующих к снежинке.

Загадки:

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой.

(Дятел)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало.

(Синица)

Пёстрая крякушка ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочкой.

(утка)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик?

(Снегирь)

Во дворе я — королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна.

(Ворона)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут.

(Голубь)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась — ив лес.

(Сорока)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

«Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!»

(Воробей)

Тихо ходит иль стоит,

И на воду всё глядит,

Ловит маленьких ужат

И зелёных лягушат.

(Цапля)

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами.

(Сова)

Над волнами в бурном море

Реют птицы на просторе.

Птицы рыбку любят очень,

Днем охотятся и ночью.

По одной летят и стайкой

Гордых птиц зовем мы …

(Чайкой)

Вот так птица — какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой!

(Лебедь)

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун — он плоховат,

И порою глуховат.

(Глухарь)

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там то тут,

Как птицу эту зовут?

(Кукушка)

Она летом мошек ловит,

Гнёздышко из глины строит.

Коль летает высоко,

Значит дождик далеко,

Если же летает низко,

Это значит дождик близко

(Ласточка)

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец.

(Скворец)

Физминутка

Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Дыхательное упражнение (повторяют за воспитателем)

Дует легкий ветерок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

И качает так листок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

Дует сильный ветерок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

И качает так листок –

Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

Воспитатель: Чем птицы похожи? (У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями).

Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга (Они отличаются размером, окраской, по разному подают голос).

Воспитатель: Нуждаются ли птицы осенью в нашей помощи? Почему? (Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что с наступлением осени птицам трудно найти себе корм).

Воспитатель: Чем мы можем подкормить птиц осенью? (угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала, сушеными ягодами, не солёным салом,зерном).

Воспитатель: Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень внимательно, чтобы справиться с заданием. Я буду произносить словосочетания и предложения, а вам нужно исправить меня и сказать правильно.

Черный ворона – черная ворона.

Белый сова – белая сова.

Серое голубь – серый голубь.

Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб.

Сорока сидел на заборе – сорока сидела на заборе.

Ворона чирикала на солнышке – ворона каркала на солнышке.

Дидактическая игра «Кто как голос подаёт»

воробей – чирикает

ворона – каркает

голубь – воркует

утка – крякает

кукушка – кукует

сова- ухает

Дидактическая игра «Сложные слова».

Белая грудь — белогрудая;

длинные крылья — длиннокрылая;

короткий хвост — короткохвостая;

чёрные глаза — чёрноглазая;

серые глаза — сероглазая;

громкий голос — громкоголосая;

пестрые крылья — пёстрокрылая.

Черное крыло – чернокрылая

Длинный хвост - длиннохвостая

желтый клюв – желтоклювая

Длинные ноги - длинноногая

Воспитатель: Скажите, что могут делать птицы? (птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать, высиживать, уничтожать вредных насекомых).

Игра «продолжи предложение»

Ворона большая, а воробей маленький.

У человека дети, а у птицы птенцы.

У кошки лапы, а птицы лапки.

У человека нос, а у птицы клюв.

У человека руки, а птицы крылья.

У животных шерсть, а у птицы перья.

Воспитатель: Ребята, как вы сказали тело птиц покрыто перьями. А знаете ли вы для чего птицам перья?

Воспитатель: Верно длинные перья служат птицам для полёта, а маленькие короткие пёрышки и пух защищают птиц от холода и сырости.

Все ли птицы улетают осенью в тёплые края?

Воспитатель: Скажите, а как называют птиц, которые плавают в воде? А, которые живут в лесу?

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют рядом с нами?

Воспитатель: Многие птицы остаются зимовать на том же месте. Они как бы осели и никуда не улетают. Поэтому их ещё называют оседлые. Как называют птиц которые осели и никуда не улетают?

Пальчиковая игра

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

(Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать пальцы.

Сжимать и разжимать кулачки).

Воспитатель: У каждой птицы есть свое название. Но часто люди называют их по какой-нибудь отличительной черте.

Например: у сороки белый бок, значит, она белобокая

у синицы желтая грудка – (желтогрудая)

у дятла длинный нос – (длинноносый)

у вороны черные крылья – (чернокрылая)

у сороки длинный хвост – (длиннохвостая)

у журавля длинные ноги – (длинноногий)

А теперь скажите, название какой птицы

начинается на звук «к» (кукушка)

начинается на звук «с» (сова, сорока, синица)

начинается на звук «д» (дятел)

Воспитатель: сейчас ребята я вам расскажу историю, которая случилась с одним воробышком.

Сказка «Где мой домик?»

Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды, он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама-воробьиха сказала ему: «далеко не улетай и запомни наш домик воробьиный».

Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?».

Полетел он к вороньему гнезду и спрашивает: скажите пожалуйста, чей это домик?

Ворона: а тебе чей нужен?

Воробышек: воробьиный.

Ворона: нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Заплакал воробышек и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает: скажите пожалуйста, чей это домик?

Дятел: а чей тебе нужен?

Воробышек: воробьиный.

Дятел: нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Заплакал воробышек и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает: скажите пожалуйста, чей это домик?

Голубь: а тебе чей нужен?

Воробышек: воробьиный

Голубь: нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь живу я – голубь.

Заплакал воробышек и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает: скажите пожалуйста, чей это домик?

Скворец: а тебе чей нужен?

Воробышек: воробьиный.

Скворец: нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь я живу, скворец.

Заплакал воробышек: что же мне делать? Как найти домик?

Скворцу сало жалко воробья.

Скворец: хочешь, я покажу, где твой домик?

Воробышек: покажи, пожалуйста!

Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробышек и его мама, стали благодарить скворца.

Воробышек: спасибо скворец, что ты помог найти мне мою маму и домик!

Воробьиха: спасибо тебе, скворец, ты очень добрая птица!

Скворец: а ты воробышек, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Вот такая история приключилась с маленьким воробышком. Вот такой добрый оказался скворец! Ребята, а скворец – перелетная птица?

Дети: да!

Воспитатель: У каких птиц воробей побывал в домика? (вороны, дятла, голубя, скворец) С как назывался домик, который искал воробей?

Итоговые вопросы воспитателя:

1)Ребята про кого мы сегодня говорили?

2)Как называют птиц которые улетают в тёплые края?

3)Почему они улетают?

4)Как называют птиц которые плавают в воде? А как называют птиц которые живут в лесу? А которые живут в городе?

5) Как мы называем птиц, которые зимуют рядом с нами?

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей с ОВЗ на тему «Мебель» Цель: закрепить знания детей о предметах мебели. Коррекционно-образовательные задачи: • Уточнить и расширить представление о мебели, ее.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность «По дорогам сказок» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по дорогам сказке во второй младшей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы (познание) Возрастная группа 3-4 года Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ Основная образовательная цель.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные»Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные» Цель: знакомство с названием птиц, их значением. Задачи: - учить поддерживать беседу о птицах, - развивать речь, пополнять словарный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Перелётные и зимующие птицы»
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 20:33
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Перелётные и зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фисенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД