Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Как жили люди на Руси»

Евгения Владимировна Сафиулина
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Как жили люди на Руси»

Тема: «Как жили люди на Руси».

Воспитатель первой квалификационной категории.

Цель: уточнить и расширить знания детей о русской народной культуре, углублять представления о быте наших предков.

Во время образовательной деятельности использовала принцип интеграции следующих областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательные :

- объяснить детям, почему Русь называли деревянной;

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах

- формировать интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить её отдельные элементы в современную жизнь.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление;

- активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.

Место проведения: групповая комната,

Оформление: макет мини избы с убранством и подворьем. Аудиозапись русских народных мелодий.

Ход непосредственной образовательной деятельности :

1. Организационный момент.

Звучит русская народная песня, дети под музыку входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости, вы любите ходить в гости? А хотите узнать, куда вас приглашают? Вас приглашают в древнюю Русь посмотреть, как жили ваши прабабушки и прадедушки, как они вели домашнее хозяйство, растили детей, чем увлекались и как веселились. Вы согласны побывать в древней Руси?

Дети: ответы детей.

(Звучит русская народная мелодия)

2. Основная часть.

Воспитатель: Закрывайте глазки, дважды повернитесь вокруг себя и представьте, что мы с вами перемещаемся в прошлое, в древнюю Русь.

Открывайте глазки, посмотрите, вот мы и попали в древнюю Русь – перед детьми макет русской избы и подворья. Вот и хозяюшка нас встречает, она многое хочет рассказать и показать о русском быте. Вы готовы слушать рассказ хозяюшки?

Дети: ответы детей.

(Звучит русская народная мелодия)

Воспитатель: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

(Мелодия заканчивается)

Ребята, почему Русь называют деревянной?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давным – давно на Руси люди строили дома из брёвен, свои дома называли избами. А уж избы строили большие и просторные. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Послушайте русские пословицы:

«Семья в куче - не страшна туча».

«Семья сильна, когда над ней крыша одна».

Строили избу одновременно до 20 человек. Наши предки говорили: «Чем больше рук, тем легче труд».

Про хороших работников тоже складывали пословицы:

- «Без топора – не плотник, без иглы – не портной».

- «С топором весь свет пройдешь».

- «Не бравшись за топор, избы не срубишь».

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами.

Избы строили на Руси большие с учётом прибавления в семействе, иногда даже в два этажа.

(Просмотр иллюстраций в тематической папке «Русь деревянная»).

Избы были - красивые и жилось в них уютно, тепло, дружно.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строились избы на Руси? Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А почему русские люди строили деревянные дома из бревен?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, русские избы строились из бревен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом в жару и зной было прохладно и свежо

В старину про семью говорили так: «Семья сильна когда над ней крыша одна». Как вы думаете почему так говорили?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Когда семья в сборе ничего не страшно, всё можно преодолеть. Вот мы с вами и узнали что, раньше жили большими семьями.

А теперь давайте вернёмся к нашей избе.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно было набить, так как дверь в избу была низкая, а порог наоборот высокий, чтобы меньше дуло. Вот такие раньше строили избы. Внутри избы была одна большая комната, называлась эта комната горница.

Воспитатель: Ребята у меня для вас есть загадка. Послушайте.

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящичке мучка, в мучке жучка»

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Это говориться о русской печи. Русская печь была одним из главных атрибутов в избе. Про печь говорили так: «Без печи хата – не хата», «Когда в печи жарко – тогда и варко». Почему так говорили?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: А как ещё говорили про русскую печь?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: С русской печью связан весь быт, вся жизнь людей. Русская печь обогревала избу, в русской печи пекли хлеб, готовили пищу, сушили на зиму грибы, ягоду, мелкую рыбёшку. На печи можно было спать, для этого делалась специальная лежанка. Дети очень любили поваляться на тёплой печке, долгими зимними вечерами. Воспитатель: Ребята, русская печь делит горницу на две половины. Одна половина, где печка, называется бабьим кутом. Кут - в старину называли угол. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, для уборки и т. д. Отсюда и слово «закуток», т. е. особенное место. Другой угол от печки называли красным. Там стоял большой обеденный стол, лавки вдоль стола, большие сундуки. Здесь в красном углу и гостей встречали, угощали их и все самые важные вопросы решали. Русский народ всегда славился гостеприимством. Ребята, а вы знаете пословицы о гостеприимстве?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Почему так говорили?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Поведём беседу дальше, послушайте мои загадки и отгадайте.

1. Длиннохвостая лошадка 2. Четыре брата

Привезла нам каши сладкой. Одним кушаком подпоясаны.

Ждёт лошадка у ворот- Под одной шляпой стоят. (стол)

Открывай пошире рот. (ложка)

3. У туши – уши, 4. Чем больше я верчусь,

А головы нет. (ушат) Тем больше становлюсь. (веретено)

Воспитатель: Из чего изготовлены эти предметы?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Так почему Русь называли деревянной?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да, потому – что на Руси было всё изготовлено из дерева, от избы до ложки. На Руси ребятня любила порезвиться, т. е. поиграть. А вы любите играть? Тогда я предлагаю вас немного размяться.

Физ. минутка: Мы с вами поиграем в народную игру «Яша».

Выбираем водящего, завязываем ему глаза и говорим:

Сиди, сиди Яша,

Ты – забава наша,

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

Яша встает, кружится, затем отгадывает, кто это, после слов:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

(игра проводится 2-3 раза)

(Звучит русская народная мелодия)

Воспитатель: Отдохнули? Продолжим нашу беседу. А какие вы знаете пословицы о трудолюбии?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, много знаете пословиц. Вот мы с вами и узнали, что на Руси люди трудились очень много с утра до вечера. А чтобы работа была радостной и дружной, пели песни. Ребята, а кто расскажет, какую одежду носили на Руси?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. Так готовились праздничные рубашки. Но шились и другие рубахи, которые носили каждый день, как они назывались? Назывались такие рубахи повседневными. Они были серого цвета. А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, ребята, как получали такие полотна?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Все правильно, ребята, так это и было. А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили? В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корой дуба и липы.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, почему Русь называли деревянной? Как называлась мужская и женская одежда на Руси? Какие предметы русского быта вы знаете? Расскажите несколько пословиц о Руси.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А теперь снова закройте глазки, повернитесь дважды вокруг себя, откройте глазки. Вот мы и вернулись из нашего увлекательного путешествия в древнюю Русь к себе в группу.

Публикации по теме:

«Витаминка — друг здоровячков». Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления.

Конспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Веселые снеговички». Цель: Научить.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Играем с круглой компанией» Задачи: Образовательные: -формировать познавательные действия (сравнение, обобщения, классификация, анализ и синтез). -закреплять умения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка»Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Лыжная прогулка» Приоритетная образовательная область: Художественно- эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Образовательные задачи: продолжать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Пасхальное яичко»Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Пасхальное яичко» Цель: Знакомство детей с русским народным праздником «Пасха». Задачи: 1. Способствовать развитию интереса детей к пальчиковому рисованию;.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Солнечная система»Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Солнечная система» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3-4 лет. Пальчиковое рисование. Тема: «Солнечная система» 1. Цель: формирование.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Чаплыгин. Конспект образовательной деятельности.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 15:55
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Как жили люди на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Владимировна Сафиулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД