Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Саратовский калач» в старшей группе

Ольга чаганова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Саратовский калач» в старшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Саратовский калач»

Составила воспитатель МДОУ

«Детский сад №81»г. Энгельса

Чаганова Ольга Николаевна

Возрастная группа : старшая группа

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Саратовский калач“ в старшей группе» размещена в разделах

Ведущая образовательная область : «социально-коммуникативное и познавательное развитие»

Цель: расширить кругозор детей, о калаче в народных традициях саратовской губернии; воспитывать чувство любви и гордости за свою родину.

Задачи:

- познакомить детей с историей «Саратовского калача»;

-пополнить и углубить знания детей о хлебе в народных традициях;

-воспитывать в детях любовь к родному краю и чувство гордости за свою малую Родину;

- формировать умение объяснять смысл пословиц;

-подбирать слова характеризующие качества калача, отгадывать загадки;

-совершенствовать ритмические движения;

-закрепить навыки лепки сувенирного калача из соленого теста.

Виды детской деятельности в НОД : коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Хлебобулочные изделия», беседа с детьми на темы: «О Родине», «Хлеб – всему голова», «Традиции саратовской области», знакомство пословиц о хлебе, рассматривание иллюстрации «сувенирные калачи» ,разучивание хороводной игры «Хлебопек», чтение сказки «Калачик».

Словарная работа. Активизация словаря детей: форма калача : животик, дужка, козырек, черстветь, дрожжи, ярмарка, торги, сытость, зажиточность. Оборудование: Экран, компьютер, иллюстрации на тему «Калачи» «Ярмарка», колпачок хлебопекаря, мука, соль, сахар, дрожжи, вода, мячик.

Материал для лепки: соленое тесто, доски, стеки, влажные салфетки.

Организационно-мотивационный этап

- Доброе утро! Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Предлагаю вам послушать стихотворение о родине «Наша Родина»

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

(Г. Ладонщиков)

Ребята вы знаете, что такое Родина? (Ответы детей). Родина – это место, где вы родились, сделали первые шаги, живете со своей семьей, играете во дворе со своими друзьями, ходите в свой детский сад. Наш Саратовский край –это наша малая Родина на берегу Великой русской реки Волги. На просторах саратовской области хлеборобы выращивают зерно. А из зерна мелют муку и выпекают различные хлебобулочные изделия.

Саратовский край издавна славился знаменитыми калачами –сдобным хлебом с превосходным вкусом, ароматом. Саратовский калач по праву считается символом Саратова. На Руси всегда был в почёте хлеб, в старину говорили "Хлеб — всему голова" из-за почета и уважения к хлебу, а разнообразнейших изделий из муки было не счесть. Калач – изделие, выпеченное из пшеничной муки, форма калача : животик, дужка, козырек. (показ иллюстраций на экране) Калач является старейшим видом белого хлеба. Несмотря на то, что калачи выпекали во многих регионах России, у саратовского калача были свои секреты, сорт и помол пшеницы, смешивали муку твёрдых сортов пшеницы с мукой мягких сортов, а также мастерство хлебопека, которые делали и делают его вкус неповторимым. Особенность местного калача состоит в том, что при высоте 40 см его можно сплющить до толщины лепешки, а затем калач вновь примет первоначальную форму. Одним из самых ярких особенностей калача – его способность долго не черстветь. Калачи пекли на особенные торжества, свадьбы, встречи дорогих гостей, на праздники. (Показ иллюстраций на экране)Приготовление каравая сопровождалось обрядами и песнями. Вот мы с вами сейчас и споем «А ну, народ, вставай в хоровод! Дружней запевай про наш каравай!»

Дети идут по кругу и поют :

«Ходит-бродит Хлебопёк. Хлебопёку невдомёк - что ему испечь, как поставить в печь»

(В это время Хлебопёк двигается внутри круга противоходом, руки скрещены на груди.)

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр, расцепляют руки, ставят их на пояс.

Идут к центру дробным шагом, поют :

«Развели огонь в печи, будем стряпать калачи». На слово «калачи» вытягивают обе руки вперёд, делают три притопа. Калачи остаются с Хлебопёком в центре круга, остальные дети отходят спиной назад, поют:

«С виду аккуратные и на вкус приятные», на слово «приятные» - три притопа.

Вот пропели станцевали а теперь загадки отгадайте;

Из меня пекут ватрушки, и оладьи и блины,

Если делаете тесто, положить меня должны. ( Ответы детей: мука)

Белый камень из горы.

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест, тот вкуса не знает. ( ответы детей: соль)

Белый камень в воде тает. ( ответы детей: сахар)

Есть грибы и не в лесу.

В тесте, в пиве и квасе. ( ответы детей: дрожжи).

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (вода)

Показываю все названные продукты.

Молодцы, как вы думаете для чего эти продукты нужны (ответы детей) конечно чтобы замесить тесто для выпекания калача. Мы с вами не сможем испечь настоящий калач. Я предлагаю вам слепить сувенирный калач из соленого теста. (Дети садятся за столы и лепят калач) Какие вы молодцы, прекрасные получились у вас сувенирные калачики. А как вы думаете где же продавали в те давние времена испеченные калачи, ведь магазинов не было (Ответы детей)

Продавали калачи на ярмарках и торгах, где всегда продавцы расхваливали свой товар (Показ иллюстраций). Давайте и мы расхвалим наши калачи. Я вам буду бросать мячик а вы при ловле мяча называете его качества. ( Дети называют: ароматный, румяный, душистый, круглый, красивый, вкусный и т. д)

Калач, самовар и пироги всегда были основными атрибутами русского чаепития и гостеприимства. (показ иллюстрации)Люди предавали хлебу и магическое содержание. Например, если хлеб упадет на землю, его нужно поднять и поцеловать, если же этого не сделать, семья понесет большие потери.

Множество пословиц и поговорок русского народа, в которых отражена великая мудрость, связаны с калачом вот несколько из низ : «Хочешь есть калачи-не лежи на печи», как вы думаете о чем говорит эта пословица? (ответы детей, «Свой хлеб слаще чужого калача» Почему свой калач слаще? (ответы детей).

Калач всегда служил символом богатства, сытости, зажиточности, калачи были лакомством, которое бедный люд мог позволить себе только по праздникам. Выпекание хлеба было и остается одной из традиций славянского народа, которые передаются из поколения в поколение. (показ иллюстрации).

Рефлексия. Ребята а теперь давайте вспомним и расскажем в чем был секрет калача ( ответы детей: особый сорт зерна). Какая форма калача была (форма калача : животик, дужка, козырек). Где и как продавали калачи? (На торгах и рынках).На какие торжества пекут калачи и в наше время? (ответы детей) Что являлось атрибутами русского гостеприимства? Символом чего служил калач для людей? (ответы детей).

Молодцы ребята, теперь вы знаете о саратовском калаче и его значении в традициях саратовской губернии.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Его величество — Саратовский калач!»Фоторепортаж «Его величество — Саратовский калач!» Город Саратов издавна славился знаменитыми калачами – сдобным хлебом с превосходным вкусом и головокружительным запахом и ароматом. Саратовский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири»Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Цель. Учить детей передавать в аппликации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Цель. Развивать у детей эстетическое восприятие,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «С природой нужно дружить» в старшей группе Занятие по экологии (старшая группа) Гудкова О. В. Тема «С природой нужно дружить» Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени» Тема:«В гостях у Осени» Цель: Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: - Развивать слуховую и зрительную память,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку «Морозко» Программные задачи. Образовательные: •Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках. •Конкретизировать представления о зиме:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие по сказке» Тема: «Путешествие по сказке». Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме «Насекомые» Вид непосредственно-образовательной деятельности-интегрированная. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Сентябринки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности детей «В гостях у Сентябринки» Задачи: Создать условия для.

Публикация Конспект непосредственно образовательной деятельности «Саратовский калач» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга чаганова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Саратовский калач» в старшей группе
Опубликовано: 29 декабря 2021 в 19:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД