МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская изба» для детей старшей группы

Попова Елена Ивановна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская изба» для детей старшей группы

Тема: «Русская изба».

Цель:

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

Образовательные. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Русская изба“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.)

Развивающие. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация».

Методы и приё мы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей); Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, зыбка, самовар и т. д; шкатулка с загадками; атласная ленточка для игры «Игра с лентой»; русский народный костюм для девочки и мальчика ;макеты русской избы ;«лошадиные упряжки с бубенцами», музыкальное сопровождение.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций по теме: "Русская изба»,заучивание стихотворений, слушание русской народной музыки, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек.

Ход занятия: Организационный момент.

Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в гости к нашим прабабушкам. Обратите внимание, во что нарядились Саша с Настей? (ответы детей). Правильно, ребята, они нарядились в русскую народную одежду. Так раньше одевались люди на Руси. Основной частью одежды была рубашка или сорочка. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. А женщины, девушки наряжались в сарафан. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги. На ноги одевали лапти, а кто был позажиточней – сапоги.

Мы с вами посетим очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. Предлагаю детям отправиться в русскую избу. А отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами. Вот мы и приехали. Воспитатель входит в избу с детьми, рассаживаются на скамейки под русскую народную музыку. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. Садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ребёнок. Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит. Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Для чего нужен чугунок? (Щи, кашу варить). О чем русский народ придумал такую загадку: На топтале был, На кружале был, На пожаре был, На базаре был - Домой пришел. (Глиняный горшок). Чугуны в печи стоят горячие, как же достать их, чтобы не обжечься? Рогат — да не бык Хватает — да не сыт Людям отдает Сам на отдых идет (Ухват). Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок Кочерга нужна, чтобы угли ворошить: Железный конь Скачет в огонь (Кочерга) Напротив печки наискосок от нее, место красного угла. «Красный» - значит красивый. (красная девица, красное солнышко). Красный угол - самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке всегда стояли домашние святыни - иконы. По русскому обычаю стол должен стоять в красном углу, ведь еду человеку посылает Бог, а стол — его ладонь. Гостей в русском доме уважали - усаживали за стол в красном углу, рядом с хозяином, девочки и женщины сидели рядом с печкой (ведь им готовить еду и содержать дом в порядке). - От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием.

Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. - Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы детей). В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.

Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

3. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.

(дрова в печи)

4. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

5. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).

6. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

7. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).

8. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

(вёдра).

9. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(стол).

10. Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

11. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею.

(веретено).

12. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали.

(прялка).

13. Ходит каток,

По паре порток.

(утюг).

14. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).

Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки?

Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)

Дети идут хороводом и поют.

Вышел Саша погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Воспитатель: Ребята мы с вами узнали как жили раньше люди. Сейчас мы разделимся на две группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)

Воспитатель. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала. И все это создал талантливый русский народ. Ребёнок. Вот такая она русская изба.

Похлебкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да тканными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

Воспитатель: А сейчас мы выйдем за порог. Протянем руки к солнышку и попросим, как раньше на Руси люди просили помочь: Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

- Ну а теперь мне так хочется вас угостить сушками да чайком.

Пришла пора возвращаться в группу. Прощаемся и уезжаем в «упряжках с бубенцами» под музыку. Итог. Понравилось вам в гостях? Где мы были? Как называется комната, в которой принимают гостей? Какая самая главная вещь в горнице? Хвалю детей и благодарю за хорошую работу.

Литература:

1. Сборник «Песенки,загадки, пословицы», 2010г

2. А. Ф. Некрылова, Л. В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях»

,2003г

3. Л. Е. Стрельцова «Литература и фантазия», М., 1992г

4. Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», С. – П., 2000 г. 5. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Городецкие досочки» ФИО педагога: Сухина Юлия Витальевна Возрастная группа: детей старшая группа Тема непосредственно образовательной деятельности: «Городецкая.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект интерактивного занятия в музее «Русская изба» для детей подготовительной группы «День Феклы Запрядальницы» Конспект по музейной педагогике «День Феклы Запрядальницы» для детей подготовительной группы Задачи: 1. Закреплять знания детей предметов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Знакомство с профессией овощевода» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Знакомство с профессией овощевода» Подготовила.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации для детей старшей группы «Скворечник для скворца»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации для детей старшей группы «Скворечник для скворца» Тема недели «Весна-красна» (Цветная бумага. Аппликация из вырезанных частей предметов)[/h3] Образовательная область: познавательное развитие. Цель:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Знакомство с профессией овощевода» Возрастная категория детей: старшая группа. Вид детской деятельности: познавательная. Тип непосредственно образовательной деятельности:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Безопасная дорога» детей старшей группы Цель: Уточнить знание детей о правилах дорожного движения: знать назначение и сигналы светофора. Четко выражать свои мысли, говорить верно.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская береза» для детей средней группы Приоритетная образовательная область – познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба»Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Зеленая сказка. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной группы по экологии Зеленая сказка. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной группы по экологии. Тема: «Зеленая.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская изба» для детей старшей группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Попова Елена Ивановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская изба» для детей старшей группы
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 02:31
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД