Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю березу русскую» для детей старшего дошкольного возраста

Булгакова Евгения Владимировна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю березу русскую» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Ознакомление дошкольников с берёзой, как символом России.

Задачи:

Обучающая: познакомить детей с берёзой, ставшей символом России, рассказать о том, какую пользу приносит это дерево людям. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать у детей речь, познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Передавать в художественном творчестве характерные особенности изображения берёзы.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Люблю березу русскую“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие; видеть и наслаждаться красотой русской берёзы.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа:

• чтение сказки «Как березка зверей лечила»

• разучивание стихов о берёзе

• знакомство с разными видами деревьев

• наблюдение за сокодвижением берёзы на прогулке (фото 1)

• рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов

• рисование березки

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на интерактивный стол, послушайте куплеты песен. (Дети смотрят презентацию на столе, сопровождающую песнями о берёзе)

Отгадайте загадку:

Стоит красавица - косы зеленые,

платье белое, кора горючая,

ветка плакучая, семя летучее? (Берёза)

Воспитатель: Вы, наверное, уже догадались, о чём у нас пойдёт речь? (Сегодня мы поговорим о русской березке). Береза - символ красоты русской природы, символ России. Ею можно восхищаться в любое время года.

• Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)

• Как называется лес, где растут одни березы? (Березник, Березовая роща).

Посмотрите, и у нас в группе сегодня эта русская красавица, она послушает, что мы о ней знаем. Берёза воспета поэтами в стихах, писателями в прозе, композиторами в песнях. Давайте мы с вами расскажем стихи о белоствольной красавице березке, которые написаны российскими поэтами:

Я прочту отрывок Михаила Матусовского из песни «С чего начинается Родина» :

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром, склоняясь, растет!

Стихи читают дети:

1. Люблю березу русскую, то светлую, то грустную,

С красивыми застежками, с зелеными сережками.

Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую, то грустную, плакучую! (Александр Прокофьев)

2. Белее снега чистого, и месяца лучистого,

Как в белых платьях девицы, березы стали в круг.

Их ветви - руки тонкие, как будто струны звонкие,

Лишь ветер к ним притронется, и все поет вокруг. (Герман Ходыров)

3. Чуть солнце пригрело откосы, и стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы развесила с тонких ветвей.

Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен поется в народе о ней.

(Всеволод Рождественский)

4. Опять о них, кудрявых и белесых,

А что тут делать, если на Руси,

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

5. Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут зеленый свой навес.

И Русь моя - березовая роща,

Которую не вырубить вовек. (Геннадий Тумарев)

Воспитатель: Спасибо ребята. А сейчас поделитесь своими знаниями об этом дереве, поиграем в игру «Вопрос - ответ» :

- Какой ствол у берёзы? (прямой, тонкий, белый)

- Если у неё белый ствол, как можно назвать берёзу одним словом, какая она? (белоствольная)

- Сколько лет может прожить берёза? (150 лет)

- В какое время года начинается сокодвижение у берёзы? (Весной)

- Можно ли пить берёзовый сок? (Да, берёзовый сок полезен, в нём много витаминов, глюкозы)

- Что изготавливают из древесины берёзы? (мебель, лыжи, фанеру)

- А знаете ли вы, что такое береста? (Береста – это поверхностный, белый слой коры берёзы. Она защищает дерево от солнечных ожогов, т. к. белый цвет отражает солнечные лучи.)

- Раньше для чего использовали бересту? (Её использовали как бумагу, на ней писали, делали короба). Можно дать детям рассмотреть, потрогать кусочек бересты, попробовать написать на ней.

- Что ещё делали и делают из бересты? (Поделки, сувениры, корзины, шкатулки, посуду, лапти)

Хочу обратить ваше внимание на выставку изделий из бересты, берёзы. Посмотрите, какие изделия могут изготавливать русские умельцы. (Рассматривают выставку, организованную в группе)

Издавна на Руси любили белоствольную красавицу – берёзу. Её называли деревом счастья. Вокруг берёзы водили хороводы. Давайте и мы организуем хоровод, споём нашей берёзе песню. (Звучит песня «Во поле берёза стояла», дети водят хоровод).

А сейчас садитесь, возле нашей берёзки, я расскажу вам ещё что – то важное и интересное об этом дереве (дети вместе с воспитателем садятся на палас)

Рассказ воспитателя сопровождается картинками (фото2.)

Воспитатель: 1. Березой мы любуемся, поем ей песни, водим хороводы. А ведь она еще помогает с бедой справиться.

2. В истории нашей Родины немало трагических событий. Русь защищалась от многочисленных завоевателей, одерживала победу. Одержали мы Победу и в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная березка давала силу нашим бойцам.

3. В годы войны березка была символом непобедимой России. Она стояла в полях, напоминала матерей, жен, сестер. Воины погибали за Родину и русскую березу.

Я в бою столкнулся с нею –

С берёзой на Смоленщине…

Я к ней приполз – мне было на нее

Взглянуть хоть перед гибелью охота!

…Берёза, ты – дыхание и стать!

Я углядел в тебе черты России.

“Россия, ты пришла…” – успел сказать

И выдохнуть: “В атаку!” – обессилев.

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня:

Верил я не в присказку, не в сказку,

А в березку, ждущую меня.

4. Над могилой погибших воинов, в России существует издавна обычай, сажать березу, чтобы их жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России.

Горит вечный огонь- символ неугасаемой жизни. А те три березки у Вечного огня! Почему их три? Почему не четыре березки глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый погиб, сгорел в адском пламени войны. Три березки - тоже символ (вообще, Троица - святой символ Руси). Три березки- глубокий след, жгучее напоминание о войне.

5. Но, где бы ни росла береза, она приносит людям радость. Может исполнить желание. Только к ней надо крепко-крепко прижаться и тихо-тихо прошептать заветные слова (попросить силы, здоровья, ума и т. п.). Конечно, желание не исполнится сразу - в сей же час как в сказке, но если очень постараться, то обязательно все так и будет.

Спасибо, дети за то, что внимательно слушали меня.

Ответьте мне, ребята, что же главное о берёзе мы узнали сегодня, чем является берёза для русского народа? (Берёза – символ России, она символ русской природы, берёза даёт силу, приносит радость людям, может исполнить желание)

Я думаю, вы убедились в том, что берёза – красивое и ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

А вы хотите оформить берёзовую рощу на бумаге?

Предлагаю всем вместе выполнить аппликацию «Берёзы России», используя различные изотехники: «пушком», «обрывание бумаги». Приступаем к работе (Дети выполняют коллективную работу (фото 3), звучит песня «С чего начинается Родина»).

Литература:

1. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М. : ГНОМ, 2003.

2. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996

3. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.

4. Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М. : Эксмо,2005.

5. Губанова Г., Азбука жив. природ. Раст. и животные леса, М. ,Родничок, 1999.

6. https://pedportal.net/

7. https://www.maam.ru/

Публикации по теме:

«Люблю берёзку русскую». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста«Люблю берёзку русскую». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Программное содержание: - рассказать детям о берёзе и обратить внимание на её красоту; - закрепить умение различать и изображать конкретное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Играем с круглой компанией» Задачи: Образовательные: -формировать познавательные действия (сравнение, обобщения, классификация, анализ и синтез). -закреплять умения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Программное содержание. Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФКЦМ для старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФКЦМ для старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах; Задачи: Развивающие: - закрепить умения детей отвечать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух» Цель: вызвать у детей интерес к процессу рисования, учить ритмом мазков дорисовывать изображение подсолнуха. Материал; мольберт, картинки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в музей Гигиены". Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебная песочница» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебная песочница» с детьми среднего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:

Публикация Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю березу русскую» для детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Булгакова Евгения Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю березу русскую» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 15:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД