Лучший педагог года

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну русских народных инструментов (баян, духовые муз. инструменты)»

Нина Николина
Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну русских народных инструментов (баян, духовые муз. инструменты)»

Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с русскими народными инструментами;

- учить различать звучание музыкальных инструментов по тембру;

- развивать ритмический слух, навыки выразительного исполнения танцевальных движений;

- формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной

музыки;

Публикация «Конспект музыкального занятия „Путешествие в страну русских народных инструментов (баян, духовые муз, инструменты)“» размещена в разделах

Оборудование: кармашки на стульчиках и карточки с музыкальными инструментами (комплект на каждого ребёнка: баян, гармошка, балалайка, гусли, домра, рожок, свирель, жалейка).

1 СЛАЙД. Тема

ПАУЗА. Картинка русский народный оркестр

Дети заходят в зал и встают в полукруг

Муз. рук. (поёт). Здравствуйте, ребята!

Дети (поют). Здравствуйте!

Муз. рук. Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкальными инструментами русского народного оркестра. Продолжаем путешествие. Пройдите в видеозал. Встали около стульчиков.

ВИДЕО. ДВЕРЬ

Муз. рук. Ребята, отгадайте загадку:

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

(Гармонь)

ПАУЗА. КАРТИНКА гармонь.

Муз. рук. Правильно, это гармонь! На прошлом занятии мы познакомились с историей создания гармони. Но этот музыкальный инструмент с годами совершенствовался. И один из самых совершенных клавишных пневматических инструментов – это БАЯН. Название инструмент получил благодаря древнерусскому сказителю, которого звали Боян, он упоминается в летописях. Баян стал первой хроматической трехрядной гармоникой. Далее этот инструмент был дополнен еще одним рядом кнопок на правой клавиатуре, а в XX веке появились пятирядные модели.

Баян активно используется различными музыкантами и занимает важное место в составе оркестра народных русских инструментов.

Послушаем, как он звучит.

ВИДЕО. Играет баянист.

ПАУЗА. КАРТИНКА гармонь и баян.

Гармонь и баян — очень популярные музыкальные инструменты, без которых невозможно народное искусство. Они оба имеют звуковые механизмы с одинаковым принципом действия. И иногда, слушая мелодии, не всегда определишь, что звучит: баян или гармонь. А между тем разница есть. Баян имеет значительно большие, чем у гармони, звуковые возможности, его диапазон звука более широк.

Это достигается из-за наличия у него пятирядной клавиатуры с правой стороны. Гармонь же на клавиатуре имеет один, два или три ряда кнопок.

ПАУЗА. Заставка.

Муз. рук. А сейчас вспомним попевку «ГАРМОШКА» Е. Тиличеевой (повторное слушание, мелодией и вокальными навыками. Показ движения мелодии рукой и на музыкальной лестнице.). А в следующий раз мы с вами поучимся играть эту попевку на металлофоне.

ПАУЗА. КАРТИНКА пляска.

Муз. рук. Развернись гармошка наша,

Жарким темпом захвати!

Пусть душа споет и спляшет,

Как бывает на Руси.

Ребята, вставайте. Я предлагаю вам поиграть сегодня в хореографов. А вы знаете, кто такие хореографы? (профессия людей, которые придумывают и ставят танцы). Мы с вами попробуем придумать свой танец - русскую плясовую.

-Вы согласны? Итак, с чего начнем? Конечно, чтобы исполнить танец нужна музыка.

- Послушайте музыку и подумайте, какое у нее настроение?

Слушание русской народной плясовой.

- Какое настроение у музыки? (веселое, заводное, озорное)

- В каком темпе звучит музыка? (достаточно быстром)

- То есть нам нужно придумать быструю, веселую, заводную плясовую.

- Что это за танец – плясовая? (веселый русский народный танец).

- От какого слова он получил свое название? Совершенно верно, свое названия он получил от слова «плясать, пляска».

- В этом танце русский народ стремился показать себя: девушки – свою величавость, красоту, а юноши – мужественность и ловкость.

- Давайте посмотрим небольшой видеоролик, чтобы вспомнить, как исполняют плясовую, какие там движения.

Просмотр видеоролика «Русская народная плясовая»

- Итак, вернемся к нашему танцу. У нас есть музыка. Что еще нужно, чтобы придумать танец?

- Нам нужно придумать рисунок танца или по-другому, как говорят хореографы, композицию танца.

Вы, наверное, заметили, что основная часть этой плясовой повторялась три раза.

- Значит, нам надо выбрать какие-то движения для 1, 2 и 3 части плясовой.

- А как традиционно исполняют плясовую?

- Подойдите поближе к мольберту, давайте рассмотрим схемы движений танцоров в кругу. Как вы думаете, с какой схемы лучше начать наш танец?

- Еще у меня на мольберте есть примерные схемы движений плясовой. Давайте посмотрим их и назовем, что это за движения.

- Выберите и прикрепите те схемы движений плясовой, которые, по вашему мнению, украсят наш танец.

- Нам осталось придумать концовку нашего танца, мы как будто должны поставить точку или даже восклицательный знак в самом конце нашей плясовой.

- Посмотрите, у нас получилась схема танца.

- А теперь давайте попробуем исполнить наш танец в соответствии со схемой.

ИСПОЛНЕНИЕ

ПАУЗА, КАРТИНКА. Духовые инструменты русского народного оркестра.

Муз. рук. В группу духовых, применяемых в русском народном оркестре входят музыкальные инструменты, такие как жалейки, свирели, волынки, свистульки, рожки.

ВИДЕО свирель.

Время появления первого инструмента сейчас точно никто сказать не может. Возможно это было тогда, когда древний человек срезал тростник, проделал в нем дырочки, приложил к губам и сыграл на нем первые звуки. Искусствоведы предполагают, что инструмент на русскую землю попал из Древней Греции. Свирель была любимым инструментом пастухов и скоморохов.

Музицирование на свирели особой сложности не представляет, чтобы сыграть на инструменте звукоряд просто нужно снизу вверх по очереди открывать звуковые отверстия.

ВИДЕО. Играет свирель

ВИДЕО жалейка.

Музыкальный инструмент жалейка представляет собой тростниковую или камышовую трубочку, оснащенную на конце раструбом, выполненным из верхнего слоя березовой коры или рога животного.

Жалейки бывают разных видов. Они отличаются размером, конструкцией и высотой звучания.

ВИДЕО. Играет жалейка.

ВИДЕО рожок.

Рожок представляет собой конической формы трубу, состоящую из двух половин, скреплённых берестой, расширяющуюся на конце, то есть имеющую раструб.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что данный музыкальный инструмент был изобретён на территориях, на которых развито земледелие и скотоводство. Предположительно, родной землёй рожка могут являться Финляндия, Чехия, Польша или даже Греция. Звук рожка служил для воинов сигналом для отправления в поход.

ВИДЕО. Играет рожок.

ВИДЕО. Рожки и жалейки

Муз. рук. А сейчас послушайте загадки про музыкальные инструменты русского народного оркестра, с которыми мы познакомились сегодня и на прошлых занятиях. Вам нужно отгадать загадку и показать соответствующую карточку. Можете расположиться на ковре и разложить карточки перед собой.

1. У него рубашка в складку любит он плясать в присядку.

Он и пляшет и поёт – если в руки попадёт. (Гармошка)

2. Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём.

Весельчак и буян голосистый мой… (баян)

3. Вышел в поле пастушок,

Заиграл его. (рожок)

4. Ой! Звенит, она звенит. Всех игрою веселит!

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай-ка, это наша… (балалайка)

5. Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка. (Домра)

6. Приложу к губам я трубку -

Полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется. (свирель)

7. Я — пастушеский рожок,

Жалобный, гнусавый.

Я тонка, стройна, как змейка.

А зовут меня … (жалейка)

8. Он - старинный инструмент.

Как же нравится он всем!

Издревле* на нём играли:

Нам былины рассказали.

Он тоску разгонит, грусть ли.

Заиграйте звонче (гусли.)

Муз. рук. А вам нравится играть на музыкальных инструментах? Тогда организуем шумовой оркестр и сыграем Уральскую плясовую. Внимание на экран: какой инструмент на экране, тот и играет.

ИГРА «ОРКЕСТР»

Муз. рук. Скажите, с инструментами какого оркестра мы с вами познакомились? К какой группе они относятся? (духовые). На этом наше занятие заканчивается. (Поёт) До свидания! (дети отвечают).

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия для детей «Путешествие в страну музыкальных инструментов», Для детей старшего дошкольного возраста. Программное.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство со скрипкой — королевой музыкальных инструментов» Дети заходят под музыку скрипки (в записи) и садятся на стульчики, музыкальный руководитель приглушает звук звучащей пьесы и начинает читать.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект открытого музыкального занятия и использованием игр ИКТ «В королевстве музыкальных инструментов»Конспект открытого музыкального занятия и использованием игр ИКТ «В королевстве музыкальных инструментов» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: 1. Развивать.

Конспект занятия по развитию речи для группы раннего развития «В гостях у русских народных сказок» Занятие по Развитию речи для группы раннего развития " В гостях у русских народных сказках" Цель: С помощью разных приемов помочь детям.

НОД по музыке с использованием ИКТ «Путешествие в страну духовых музыкальных инструментов» для детей средней группы Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам. Закреплять названия знакомых.

План-конспект итогового музыкального занятия в рамках образовательного проекта «В стране музыкальных инструментов»План-конспект итогового музыкального занятия в рамках образовательного проекта «В стране музыкальных инструментов» Цель – Знакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов. Открыть им дверь в мир музыки – мир удивительный, яркий и сказочный.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов» Проект «Оркестр русских народных инструментов». Вид проекта: исследовательский. По числу участников: подгрупповой. Участники проекта: подгруппа.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов»Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цель: создание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей. Задачи: 1. Коррекционно- образовательная: • Систематизировать.

Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов» Тема урока во 2 классе: «Оркестр русских народных инструментов» Тип урока: «Урок изучения новой темы». Цель урока: 1. 2. Знакомство с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну русских народных инструментов (баян, духовые муз. инструменты)»
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 14:29
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД