МААМ-картинки

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну русских народных инструментов» для детей старшей группы

Нина Николина
Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну русских народных инструментов» для детей старшей группы

Цель: Познакомить детей со струнными инструментами оркестра русских народных инструментов.

Задачи:

Образовательны:

- расширять представления детей о народной музыке и народных инструментах;

- обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры;

Публикация «Конспект музыкального занятия „Путешествие в страну русских народных инструментов“ для детей старшей группы» размещена в разделах

- расширять словарный запас детей;

- различать тембр музыкальных инструментов;

Развивающие:

- развивать навыки выразительного исполнения плясовых движений;

- развивать умения выразительно передавать характер музыки в пении и движении;

- развивать творческие способности в музицировании в оркестре и исполнении танцевальных движений русской пляски.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и интерес к народной музыке.

Средства: мультимедийная установка, экран; детские шумовые инструменты (ложки, треугольники, бубны, румбы, колокольчики, трещотки, ксилофоны трубчатые, маракасы); медиатор, кармашки на стульчики, комплект карточек с изображение балалайки, домры, гуслей на каждого ребёнка, фонограммы с звучанием балалайки, гуслей, домры; фонограмма «Попурри русских народных мелодий»

Наглядные: видеоролик «Струнные музыкальные инструменты оркестр русских народных инструментов».

Предварительная работа: разучивание попевки «Солнышко лучистое, здравствуй!» Т. Нагибина, разучивание танцевального движения «ковырялочка», разучивание хоровода «Во поле берёза стояла», разучивание движений русской пляски, разучивание танцевальных движений русской пляски.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

НА ЭКРАНЕ - Тема «Путешествие в страну русских народных инструментов»

Дети заходят в зал хороводным шагом под русскую народную мелодию

Муз. рук. Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

И споём песенку-приветствие «Солнышко лучистое, здравствуй!»

1 ВИДЕО.

Исполняют попевку «Солнышко лучистое, здравствуй!» Т. Нагибина

Солнышко лучисто, здравствуй, здравствуй!

Через стороны поднимают руки вверх, скрещивают над головой, пальцы широко разводят в стороны «лучики».

Небо, небо чистое, здравствуй, здравствуй!

Разводят руки вверху, слегка в стороны, ладошками вверх.

Лёгкий, легкий ветерок, здравствуй, здравствуй!

Покачивают плавно руками в стороны над головой.

Здравствуй, лучший, мой дружок,

Здравствуй, здравствуй!

Хлопают в ладоши.

2 ВИДЕО. Муз. инструменты.

Муз. рук. На прошлом занятии мы с вами путешествовали по необычной стране – стране оркестров. Сегодня я вам предлагаю продолжить наше путешествие, но сначала потанцуем.

ПАУЗА. Заставка русская пляска.

Кто, ребята, сможет выразительно показать ]танцевальное движение «Ковырялочка» (показ ребёнком)

Выполняют танцевальное движение «Ковырялочка»

(повторно выполняют все вместе)

Муз. рук. А сейчас продолжим наше путешествие. Интересно, куда же приведёт нас волшебная дверь? Вокруг себя повернитесь, ворота отворитесь.

3ВИДЕО. Ворота отворяются.

4 ВИДЕО. Звучит весёлая плясовая русская народная мелодия.

Муз. рук. Что мы слышим? Сколько веселья, радости, задора! Так и просятся ноги в пляс. А о каком же оркестре у нас пойдёт речь? Отгадайте загадку:

И баяны и гармошки,

Есть трещотки, дудки, бубны,

Даже расписные ложки.

Все играют дружно, звонко,

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно,

Что это? Какой оркестр?

ПАУЗА. Картинка оркестр р. н. и.

Муз. рук. Правильно, это оркестр русских народных инструментов.

5 ВИДЕО. Играет оркестр русских народных инструментов

Муз. рук. Обратите внимание на музыкальные инструменты, какие они разные.

ПАУЗА. Инструменты р. н. о.

Муз. рук. А инструменты эти - родом из России. И неслучайно их называют «русские народные инструменты», ведь придумал их русский народ. Музыкальные инструменты изготавливали из подручного материала или использовали то, из чего можно было извлечь звук. Сегодня мы познакомимся со струнными музыкальными инструментами.

К струнным инструментам относятся балалайка, гусли и домбра.

ПАУЗА. Картинка с изображением балалайки,

ПАУЗА. Картинка с изображением гуслей.

ПАУЗА. Картинка с изображением домры

Муз. рук. Раньше люди сами сочиняли песни, хороводы, плясовые мелодии, сами учились играть. Их называли самоучки.

6 ВИДЕО. Картины и рассказ о балалайке.

ПАУЗА. Картинка с изображением балалайки.

Муз. рук. В старые времена жили бедные крестьяне и, чтобы как-то скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого полюбилось людям. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», т. е. разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент балалайка. Это струнно-щипковый инструмент, звук у него возникает благодаря игре на трех струнах.

Муз. рук. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздика, а детали соединяют специальным клеем.

Музыкант, который играет на балалайке называется балалаечник. Давайте все вместе проговори – БАЛАЛАЕЧНИК. Хотите послушать, как она звучит балалайка?

Посмотрите, как играет балалаечник-самоучка Михаил Бородулин.

7 ВИДЕО. Играет балалаечник-самоучка Михаил Бородулин.

Муз. рук. А это играет профессиональный музыкант, который специально учился в музыкальной школе, а потом в консерватории.

8 ВИДЕО. Играет Сергей Архипов.

ПАУЗА. Картинка с изображение берёзы.

Муз. рук. Много песен сложено о балалайке, вот и в хороводе «Во поле берёза стояла, тоже поётся об этом музыкальном инструменте. Заводите хоровод.

Хоровод «Во поле берёза стояла»

ПАУЗА. Картинка с изображение домры – рассказ о домре

Муз. рук. Домбра – тоже считается русским музыкальным инструментом.

Муз. рук. В старинные времена домру делали из разрезанной пополам тыквы. Поэтому корпус домры круглый. На длинной шее-грифе расположены полоски-лесенки, - лады; каждый лад соответствует определённой ноте. На головке – три ушка-колка. На них крепятся три (реже – четыре) струны.

В середине деки находится круглое отверстие с фигурной розеткой. Из этого отверстия вылетает звук. Играют на домре с помощью медиатора. Скоморохи играли на домрах косточками и пёрышками.

Игроки на домре назывались домрачеями. На Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью.

ПАУЗА. Картинка с изображением скоморохов с домрой.

ПАУЗА. Заставка узор.

Муз. рук. Музыкант, играющий на домре - ДОМРИСТ. Давайте посмотрим и послушаем, как она звучит.

9 ВИДЕО. Играет Рината Юсупова

ПАУЗА. Заставка со знаком вопроса

Муз. рук. Ребята, а чем домра похожа на балалайку? А чем домра отличается от балалайки?

ПАУЗА. Картинка с изображением детских шумовых инструментов.

Муз. рук. А сейчас я приглашаю вас поиграть.

Игра «Оркестр»

Дети встают в круг, в центре – стоит дирижёр. У каждого ребёнка - шумовой музыкальный инструмент. Звучит музыка 1 часть (р. н. м. «Ах вы, сени», дети играют на ДМИ, дирижёр машет руками. С окончание останавливаются и кладут инструмент на пол перед собой. 2 часть (р. н. м. «пойду ль я, выйду ль я да») исполняется в быстром темпе, дети бегут по кругу, дирижёр тоже встаёт в круг с ребятами и бежит. С окончанием музыки быстро берут любой инструмент. Кто остался без инструмента, тот - дирижёр.

Муз. рук. Молодцы! Занимайте места.

ПАУЗА. Картинки с изображением гуслей

Муз. рук. Гусли – древнейший русский инструмент. Он появился еще в 10 веке. Вырезали гусли из одного куска дерева, выдалбливая его изнутри, а позже, когда струны стали делать из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми». Часто на гуслях играли Баяны – древние сказители. Они исполняли свои песни, аккомпанируя себе на гуслях.

ПАУЗА. Картинки с изображением гусляров

Муз. рук. Гусли сопровождали древние пиры и праздники. На гуслях играли такие персонажи, как гусляр Садко и Добрыня Никитич. Гусли часто встречаются в сказках, на них играют различные герои.

Посмотрим, как играет гусляр. Проговорим все вместе – ГУСЛЯР.

ПАУЗА. Заставка – узор

10 ВИДЕО. Играют гусляры

ПАУЗА. Заставка – узор

Муз. рук. Ребята, скажите, с какими инструментами мы сегодня познакомились? Я думаю, вы были внимательными и сейчас давайте проверим, сможете ли вы по описанию определить, о каком инструменте идёт речь.

Достаньте из кармашков карточки, Итак, слушайте загадку и показывайте карточку с отгадкой.

11ВИДЕО - загадки

- Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

В три струны ударю,

Частушки петь заставлю.

- На деревянной плитке

Стальные нитки.

Русские былины, сказы

Под звуки звончатые их поют.

- Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

Муз. рук. Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием.

ПАУЗА. Картинка –пляска.

Звучит русская народная мелодия (фонограмма)

Муз. рук. Выходите, не стесняйтесь!

Выручал не раз он нас -

Быстрый русский перепляс.

Говорят не зря в народе:

Перепляс и нынче в моде!

Весело, задорно, ловко

Пляшут все без остановки!

Свободная пляска

(под попурри р. н. м. «Светит месяц», «Коробейники», «Калинка»)

Муз. рук. Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось? Что вам запомнилось больше всего? А кто хотел бы научиться играть на этих музыкальных инструментах?

В нашей школе искусств вы можете научиться играть на балалайке.

ПАУЗА. Спасибо за внимание.

Муз. рук. На этом наше занятие закончилось, а путешествие по этой замечательной стране - оркестра русских народных инструментов продолжится. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект ООД с использованием пластилинографии для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну Здоровья»Конспект ООД с использованием пластилинографии для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну Здоровья» Программные задачи: Формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни. Уточнить представления о.

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10»Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10» Задачи: • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Закреплять умение считать.

НОД по музыке с использованием ИКТ «Путешествие в страну духовых музыкальных инструментов» для детей средней группы Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам. Закреплять названия знакомых.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов» Проект «Оркестр русских народных инструментов». Вид проекта: исследовательский. По числу участников: подгрупповой. Участники проекта: подгруппа.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов»Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цель: создание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей. Задачи: 1. Коррекционно- образовательная: • Систематизировать.

Конспект занятия «Путешествие в страну Правильного питания» для старшей группы Путешествие в страну «Правильного питания» для старшей группы Задачи: Обучающие: Рассказать детям о продуктах питания и их значении для.

Путешествие в Страну сказок. Конспект занятия для детей второй младшей группы Цель. Закреплять знания детей о русских сказках, их героях. Задачи. Развивать интерес к сказкам. Формировать представления детей о диких.

«Путешествие в страну Светофорию». Конспект занятия для детей старшей группы«Путешествие в страну Светофорию». Конспект занятия для детей старшей группы Цель: Закрепить знания основных правил дорожного движения, назначение светофора и дорожных знаков. Задачи: Образовательные: закрепить.

Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов» Тема урока во 2 классе: «Оркестр русских народных инструментов» Тип урока: «Урок изучения новой темы». Цель урока: 1. 2. Знакомство с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну русских народных инструментов» для детей старшей группы
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 17:47
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну русских народных инструментов» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Нина Николина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД