МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Посуда» с использованием техники «Синквейн»

Товстокорова Светлана
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Посуда» с использованием техники «Синквейн»

Конспект логопедического занятия

по совершенствованию связной речи и

лексико - грамматического строя речи

у детей с ТНР

в подготовительной группе комбинированной направленности

Тема занятия «Посуда»

Цель занятия. Совершенствование лексико - грамматического строя речи, развитие связной речи.

Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме „Посуда“ с использованием техники „Синквейн“» размещена в разделах

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана. Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда» (посуда, чайник, ковш, дуршлаг, сковорода, вилка, чашка, кружка, ложка, подстаканник, солонка, тарелка, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствовать грамматический строй речи (образование приставочных глаголов, относительных прилагательных). Совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов. Совершенствовать навыки составления синквейна.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать навыки выражения эмоций, тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие и внимание, конструктивный праксис, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, карточки с изображением посуды, тетрадь по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостные изображения посуды, мяч массажный, карточки – пиктограммы, чашка из фарфора, кружка из стекла, ложка из серебра, вилка из алюминия, подстаканник из меди, солонка из глины, стакан из пластмассы, тарелка из бумаги, скалка из дерева.

Предварительная работа.

Чтение с родителями сказки К. Чуковского «Федорино горе», работа воспитателей по расширению словаря по теме «Посуда», беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Машина каша».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед встречает детей и предлагает встать около стола. На столе под салфеткой осколки посуды. Логопед открывает салфетку.

Логопед. Дети, посмотрите, что у меня на подносе?

Предполагаемый ответ детей. Это осколки от чашек.

Логопед. Как вы думаете чьи это были чашки?

Предполагаемые ответы детей. Я думаю, что чашки от Федоры сбежали.

А я, догадался….

Я точно знаю, что…

Логопед. Вы правы - это чашки Федоры. Чашки от нее убежали, через сугробы и снежные заносы перескакивали, на скользком льду поскальзывались. Столько чашек разбилось! Покажите, как вам жалко чашки. (Эмоции жалости)

- Дети, почему чашки убежали от Федоры?

Предполагаемые ответы детей.

-Федора не любила посуду.

- Она их била.

- Она не мыла посуду.

- А еще посуда рассказывала: «Не любила нас она, била, била нас она…»

Логопед. Вы удивлены такому обращению с посудой? Покажите, как вы удивлены (эмоции удивления).

Если Федора била посуду, то на нее можно даже рассердиться.

Покажите, как можно рассердиться на Федору. (Дети изображают гнев, злость).

Логопед. Кто знает, исправилась ли Федора?

Предполагаемые ответы детей.

- Да. Федора пожалела посуду.

Логопед. Покажите, как вы рады этому. (Дети изображают радость).

Улыбнитесь! Спасибо вам за неравнодушие. Садитесь за столы.

Основная часть.

Логопед. Дети, как вы думаете, можем ли мы научить Федору бережно обращаться с посудой?

Предполагаемые ответы детей.

Да, можем!

Логопед. Как же нам это сделать?

Предполагаемые ответы детей.

- Я думаю, что мы расскажем все что знаем про посуду.

- Мы научим ее обращаться с посудой.

- …

Логопед. Я предлагаю взять на воспитание нашу горе-хозяйку Федору и рассказать ей о посуде. Наше послание будет необычным. Мы пошлем Федоре нерифмованное стихотворение – синквейн. Но для того, чтобы его сочинить, сначала мы вспомним, всю, что знаем о посуде и составим елочку - схему нашего послания.

Логопед. Вот и первое задание. Сейчас мы с вами построим лесенку из слов, чтобы посуда смогла подняться по ступенькам, когда будет возвращаться к Федоре.

Упражнение «Лесенка» (Совершенствование навыков слогового анализа слов)

У вас на столах лежат картинки с изображением посуды. Разделите названия посуды на слоги и выложите «лесенку», начиная со слова из одного слога до слова из четырех слогов.

Дети выполняют задание.

Логопед. Проверьте свою лесенку еще раз, а теперь лесенку у соседа по парте.

Поднимет руку тот, кто справился правильно с заданием. Все молодцы!

Логопед. Посмотрите на лесенку и скажите, что обозначают слова, которые вы делили на слоги? На какой вопрос они отвечают?

Предполагаемые ответы детей.

Это слова – предметы. Они отвечают на вопрос «Что?»

Логопед хвалит детей за правильно выполненное задание. И размещает на доске кружок -- мнемотаблицу с символом предметов (верхушку елочки – синквейна). Это будет первая строка нашего послания.

Логопед. Посуда у Федоры из разного материала. Давайте попробуем на ощупь определить, из чего она сделана.

Подойдите к ширме. Детей подходят к столику, на котором стоит ширма с прорезями для рук.

Игра «Что за ширмой?» (Образование относительных прилагательных)

Логопед. Определите и скажите, что это и из чего сделано.

Предполагаемые ответы детей.

- Это стакан из пластмассы. Он пластмассовый.

- Это скалка из дерева. Она деревянная.

И так далее (чашка из фарфора, кружка из стекла, ложка из серебра, вилка из алюминия, подстаканник из меди, солонка из глины, тарелка из бумаги).

Логопед. Вы правильно определили предметы и назвали материал из которого они сделаны. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «Какой? Какая?»

Предполагаемые ответы детей.

- Это слова – признаки.

Логопед размещает на доске два треугольника - мнемотаблицы под кругом. Теперь мы готовы подобрать вторую строчку послания Федоре.

Логопед. А теперь отдохнем! А наши пальчики поработают!

Пальчиковая гимнастика «Машина Каша» (Координация речи с движением)

Логопед приглашает детей занять свои места за столами и предлагает размять пальчики

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила,

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам,

И в корыто поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала

Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки. Затем наоборот.

Разворачивают ладошки

Загибают по одному пальцу на каждой руке, начиная с большого на каждое название посуды

Разжимают кулаки

Сдувают воображаемые крошки с ладошек.

Логопед. Дети, посуда у Федоры была не мытая. Поможем и научим ее мыть посуду. Поиграем в игру «Ручеек». Опустим нашу посуду в ручеек, и чистая водичка смоет с нее всю грязь.

Игра «Ручеек». (Образование приставочных глаголов)

Логопед. Дети, посмотрите на доску. На ней изображения предметов посуды, которые используются для воды. Это будут для вас подсказки.

(На магнитной доске кружка, кастрюля, чайник, дуршлаг, сковорода, ковшик).

Логопед. Назовите действие - что делает вода, когда вытекает?

Предполагаемые ответы детей.

- Вода льется.

Логопед. Правильно. Давайте придумаем новые слова, у которых будет одна общая часть «ЛИТЬ». Встаньте в круг. Будем передавать друг другу мячик и называть новое слово. Ручеек бежит очень быстро. Если ручеек долго застаивается на одном месте, он превращается в болото. Посуда любит только чистую проточную воду. Так что, кто превратился в «болото» выбывает из игры.

Дети называют слова: налить, залить, пролить, перелить, вылить, долить, слить, отлить…

Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание. Кто может сказать, что обозначают слова, которые вы сейчас придумали.

Предполагаемые ответы детей.

Мы придумывали слова – действия. Они отвечают на вопрос «Что делать?»

Логопед размещает на доске 3 квадратика- пиктограммы с обозначением действий под треугольниками. Это будет третья строчка нашего послания.

Логопед. Мы с вами перечислили много разных предметов, которые принадлежат Федоре. Назовите слово, которое объединяет все перечисленные нами предметы.

Предполагаемые ответы детей.

- Это слово «Посуда».

Логопед. Совершенно верно. Это слово объединяет все предметы, о которых мы с вами сегодня говорили. Оно поможет нам составить последнюю строчку нашего послания. Сейчас мы выложим звуковую схему слова ПОСУДА. Упражнение «Составь схему» (совершенствование навыка звукового анализа слов)

Логопед. Каким цветом вы будете обозначать гласные звуки.

Предполагаемые ответы детей.

Гласные обозначаются красным цветом.

Логопед. А согласные твердые звуки?

Предполагаемые ответы детей.

Согласные твердые мы обозначаем синим цветом.

Логопед. А согласные мягкие звуки?

Предполагаемые ответы детей.

Согласные мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Возьмите контейнеры с фишками и выполните звуковую схему слова.

Логопед. Выполните задание и проверьте друг у друга.

Первые 3 человека, которые справятся с заданием правильно, придумают стихотворение - послание для Федоры и поделятся им с нами.

Логопед. Дети, мы называли с вами слова – предметы, слова – признаки, слова – действия, общее слово, которое объединяет все наши предметы. Теперь мы вполне готовы сочинить свое послание для Федоры и рассказать ей о том предмете посуды, который вам больше всего нравится. Наша елочка станет для вас подсказкой. Логопед напоминает детям о каждом ряде елочки: верхушка – это слово – предмет, следующий ряд – это слова- признаки, следующий – слова- действия. Нижний ряд – это предложение, которое вы придумаете с вашим словом – предметом. Постарайтесь, чтобы это предложение было напутствием для Федоры, что она должна делать с вашим предметом. И «ствол» нашей «елочки» - это общее слово, которое объединяет все предметы нашей темы. Логопед. Придумайте свои маленькие рассказы.

Предполагаемые ответы детей.

- Я расскажу про дуршлаг. Дуршлаг. Пластмассовый, круглый. Сливать, промывать, мыть. В дуршлаге промывают макароны. Посуда.

- Мое послание про сахарницу. Сахарница. Стеклянная, маленькая. Насыпать, пересыпать, хранить. В сахарнице хранят сахар. Посуда.

И так далее.

Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу. Скажите, чему мы научили Федору? Что для нее вы сочинили? Скажите, что вам понравилось? Какие игры вы запомнили? Какие задания трудно было выполнять?

На занятии вы были внимательными и старательными. Красиво, четко и внятно говорили. Вы замечательные дети! Я вами горжусь!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [С]» по лексической теме «Транспорт» подготовительный этап, 1. Развитие речевого дыхания и голоса. Дуем на перышко (губы трубочкой) Дуем через желобок.

Конспект комплексного обобщающего занятия для детей с ОВЗ 6–7 лет по лексической теме «Посуда» Программное содержание: Закрепить познания детей о посуде. Учить называть и различать посуду. Полным предложением отвечать на вопросы.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Посуда» .

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Осень» Цель: Уточнение и развитие лексико-грамматических представлений и связных высказываний по теме «Осень». Задачи: 1. Расширить и активизировать.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Домашние животные» Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»; - учить употреблять предлог.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по лексической теме «Посуда»Конспект НОД по развитию речи в средней группе по лексической теме «Посуда» Тема: «Посуда» Цель: развитие лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Посуда» Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе «Федора в гостях у ребят» по лексической теме «Посуда»Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе «Федора в гостях у ребят» по лексической теме «Посуда» Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Федора в гостях у ребят» Лексическая тема: «Посуда» Подготовила воспитатель.

Конспект занятия по лексической теме «Посуда» в старшей логопедической группе Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные - Согласование притяжательных.

Конспект занятия по лексической теме «Посуда. Продукты питания» (старшая логопедическая группа с общим недоразвитием речи) Составитель занятия учитель-логопед МБДОУ№299: Кулигина С. А. Лексическая тема: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. (старшая логопедическая группа.

Конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки» по лексической теме «Посуда» Лексическая тема «Посуда». Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие Тема: «В гостях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Посуда» с использованием техники «Синквейн»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 16:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД