Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла»

Татьяна Виноградова
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла»

Виноградова Татьяна Сергеевна

учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 1 компенсирующего вида,

Россия, Санкт-Петербург

Конспект логопедического занятия по развитию речи с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий

с детьми подготовительной группы с диагнозом ТНР

на тему «Осень к нам пришла»

Цель: Обогатить и активизировать речь детей.

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР „Осень к нам пришла“» размещена в разделах

Задачи:

1. Познавательные:

• Закрепить знания детей о характерных признаках осени.

• Совершенствовать связную речь, творческое воображение;

• Формирования навыка работы по алгоритму.

2. Коррекционно-развивающие:

• Развивать связную речь и формировать словарь по теме.

• Расширение и активизация словаря глаголов

• Расширение и активизация словаря прилагательных

• Развитие речевого слуха и внимания.

• Развивать общую и мелкую моторику.

3. Воспитательная: Воспитывать культуру общения, умение выслушать сверстника.

4. Индивидуальная работа: побуждать к активное речевой деятельности малоактивных детей

Оборудование:

Картинки "золотая осень в лесу", «осень в грибном лесу», «осенний дождь», серия иллюстраций "Дары осени", иллюстрация к рассказу Сладкова «Осень на пороге», графическая схема рассказа, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, мяч, осенние листочки из тонкой бумаги на подносе, каштаны для массажа.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы.

Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из

собранных листьев, рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме осень.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. Организационный момент

(Создание эмоционального положительного фона занятия.

Объявление темы.)

Логопед приглашает детей пройти в кабинет и встать в круг

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М.)

Логопед: а теперь я загадаю вам загадку – отгадка и есть тема нашего сегодняшнего занятия:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Дети садятся на стульчики перед доской с картинками.

Ребята, а что мы можем рассказать об осени? Посмотрите на картинки с изображением осенних явлений. Они помогут нам рассказать о ней.

1. Игра «Закончи предложение об Осени»

Я буду говорить начало предложения, а вы должны его закончить.

• На смену лету пришла. (золотая осень).

•Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч).

•Деревья надели. (разноцветный наряд).

•. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

•Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам).

• Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края).

• Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму).

Вопросы:

• После какого времени года наступает осень?

• Когда можно сказать, что осень наступила? (называем характерные признаки)

• Какие листья бывают осенью? (Разноцветные, желтые)

• Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)

- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!

3.Упражнения для язычка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка», отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.

По дороге в лес увидел «Ручеек»-холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком:«А какая вода в твоем ручейке?»)

Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»-широкий язык «присасывается» к нёбу.

Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это сыроежка.» и т. д. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.

пр. «Моторчик»--во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

4. Логопед: Ребята, посмотрите в окно: с деревьев опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)

Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

5. Сказка: Николай Сладков "Осень на пороге" (Развитие речевого слуха и внимания)

Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге» о том, как животные в лесу готовятся к наступлению холодов.

Николай Сладков "Осень на пороге"

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы.

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Ребята, вам понравился рассказ?

Беседа по содержанию рассказа

- О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?

- Что сделает осень?

- Что ответили звери?

- Что ответили птицы?

- Какое второе дело сделает осень?

- Что ответили звери?

- Что ответили птицы?

- Какое третье дело сделает осень?

- Что ответили звери и птицы?

Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)

Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)

Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)

Какие птицы улетают на юг? (перелетные)

А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)

6. Игра с мячом «Что делает?»

(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)

Логопед: а сейчас я предлагаю встать полукругом и вспомнить, а что бывает осенью?

- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»

- Дождь. (Льет, мочит, моросит)

- Ветер. (Дует, срывает, воет)

- Тучи. (Ползут, летят, закрывают)

- Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)

- Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)

- Деревья. (Качаются, желтеют)

- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)

- Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).

7. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

8. Повторное чтение рассказа. (Развитие речевого слуха и внимания)

Логопед: А сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз, а вы помогите мне. Дети договаривают начатые педагогом фразы.

9. Пересказ с наглядной опорой в виде графической схемы и иллюстрации к рассказу.

Развитие связной речи. Формирования навыка работы по алгоритму.

Молодцы, ребята, как внимательно вы слушали рассказ!

10 Упражнение «Каштаны» (Развитие тонкой моторики и ловкости.

Расширение и активизация словаря прилагательных.)

Логопед предлагает взять детям по одному плоду каштана.

- Давайте вспомним упражнение «Каштаны». Держите каштаны крепко,

катайте их вокруг, старайтесь не уронить.

Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

Н. Нищева.

Дети складывают каштаны обратно в корзинку.

- Вы были очень ловкими и не уронили ни одного каштана. (Гладкие)

- А какие они на ощупь? Какие еще плоды мы собирали на прогулке? (Ягоды

рябины, шишки.)

- Вспомните и расскажите, какие они? (Шишки большие, маленькие,

шершавые, коричневые…; ягоды рябины: оранжевые, красные, маленькие,

мягкие)

11. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?

-Чем мы занимались?

-Кто напомнит как называется рассказ?

-А кто написал этот рассказ?

-Чему вы сегодня научились?

-Что запомнили?

Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.

Список литературы:

1. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

2. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР : метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск : Цицеро, 2015.

3. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс, 2015.

4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. –М. : ТЦ Сфера, 2017.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи «Письмо из леса» Цель: совершенствовать лексико-грамматические категории. Задачи: коррекционно – обучающие: - закреплять умение правильно употреблять притяжательные.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Ударение» Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в подготовительной группе Тема «Ударение» Цель: Познакомить с.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» Цель: Развитие фонематического восприятия через активизацию познавательно-речевой деятельности. Задачи: 1. Закрепить умение четко произносить.

Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе 5–7 лет «В гости осень к нам пришла» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Упражнять детей в умении интонационно выразительно.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Осень в гости к нам пришла» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Осень в гости к нам пришла» Воспитатель МДОАУ детского сада №3 города Зеи Иотко А. В. Тема.

Конспект организации и проведения занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимушка-зима» Тема занятия: «Зимушка - зима» Цель: обобщить представления детей о зиме как о времени года, ее признаках; о зверях и птицах; обучение связной.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Весна» .

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в цирк» Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в цирк» Цель занятия: Уточнить знания об основных.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе «История автомобиля» Тема занятия: транспорт. Цели: расширить знания детей о транспорте. Задачи. Коррекционно-образовательные: закрепить и обобщить знания детей.

Конспект занятия по развитию речи с детьми второй группы раннего возраста «До свидания, лето, здравствуй, осень золотая» Задачи. Расширять представления детей об окружающем мире, закрепить знания о лете и расширить об осенних изменениях в природе. Устанавливать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Виноградова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла»
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 22:08
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД