Получи документы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук [Ш] и буква «Ш»

Маргарита Валиахметова
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук [Ш] и буква «Ш»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ

Тема: «Звук [ш]и буква Ш».

Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах, в словах, в предложениях, в скороговорках;

2) развивать фонематическое восприятие;

3) развивать мелкую моторику и общую моторику, координацию речи с движением, пространственную ориентировку;

4) развивать внимание, память, мышление;

образовательные:

Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ „Звук [Ш] и буква „Ш“» размещена в разделах

1) обучать умению выделять существенные признаки звука;

2) продолжать учить производить звуко-буквенный анализ слов, определять последовательность звуков в слове, преобразовывать слова;

3) упражнять в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец);

4) познакомить детей с буквой Ш;

5) закрепить зрительный образ буквы Ш;

6) учить печатать букву в тетради;

воспитательные:

1) воспитывать умение слушать взрослого;

2) воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга;

3) формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование:

Ход занятия:

I.Организационный момент

Логопед : «Сядет тот, кто стоит за, перед, слева от, справа от, ближе всех к, дальше всех от меня… и т. д.»

Cообщение темы занятия.

Дидактическое упражнение «Назовите одинаковый звук в словах».

- У меня для вас есть сюрприз - шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней? Слайд №1.

Логопед проговаривает названия предметов из шкатулки (мишка, подушка, шахматы, шляпа) с усилением голоса на звук [ш].

- Какой одинаковый звук вы слышите во всех этих словах? (Звук [ш]).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком [ш]. Артикуляция и характеристика звука.

- Змея ползет и шипит: шшш… Слайд №2.

- Ребята, давайте покажем, как она ползет и шипит. (Волнообразные движения правой, потом левой рукой в стороны, вперед с одновременным произнесением звука [ш]).

- А теперь, ребята, посмотрите в зеркало и произнесите звук [ш].

- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? (Губы выдвигаются вперед, они похожи на «бублик»).

- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Язычок наверху и похож на «чашечку»). Покажите рукой, какой язык.

- Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный? Почему? (Согласный, потому что и язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]).

На доске размещены домик гласных звуков и домик согласных звуков, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.

- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В домик согласных звуков).

- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (Фишкой синего цвета).

- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш… (Воздух теплый).

- А что делает голос, когда мы произносим [ш] : спит или звенит? Приложите все руку к шее, скажем шшш… (В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали).

- Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой).

- Запомните: звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой.

2. Дидактическое упражнение «Там шипит, тут шуршит».

Логопед читает стихотворение Е. Г. Карельской, а дети произносят звук [ш].

Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш…

Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…

А змея – увидев мышку: Ш-ш-ш-…

Пар – подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…

Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…

Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш-…

То шипенье, то шуршанье…

Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…

3. Дидактическое упражнение «Крестики-нолики».

У детей в тетради расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики».

Если логопед произносит слово со звуком [ш], то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

Речевой материал: кошелек, конфета, дедушка, шампунь, ковш, штанга, петух, капюшон, охотник.

4. Дидактическое упражнение «Четвёртый лишний». Слайд №11-13.

Дети по очереди называют предметы, изображённые на картинках.

- Назовите предмет, в названии которого нет звука [ш].

Шкаф, наушники, вишня, дельфин

Кошка, лягушка, конфета, машина

5. Дидактическое упражнение «Определите позицию звука [ш] в словах» Слайды 3,4.

6. Физминутка «Как живешь?»

- Как живешь? - Вот так (дети показывают большие пальцы обеих рук, держа их вверх)

- Как идешь? - Вот так! (маршируют)

- Как бежишь? - Вот так! (бег на месте)

- Ночью спишь? - Вот так! (ладошки соединяют вместе и кладут на них голову)

- Как берешь? - Вот так! (прижимают ладошку к себе)

- Как даешь? - Вот так! (ладошку от себя вперед)

- Как шалишь? - Вот так (надувают щечки и кулачками ударяют по ним)

- Как грозишь? - Вот так! (грозят пальцем вперед или друг другу)

7. Заучивание скороговорки с использованием приемов мнемотехники.

Дети внимательно рассматривают мнемотаблицу, проговаривают названия картинок, которые на ней изображены, выделяя звук [ш] в словах. Слайды №5,6.

- А сейчас мы с вами проговорим скороговорки.

Логопед медленно произносит скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту (2-3 раза).

8. Знакомство с буквой Ш.

- Ребята, звук [ш] обозначается буквой Ш.

- Из каких элементов состоит буква? (Из 4-х палочек).

- Напишите букву Ш в воздухе, на ладошке.

- Выложите букву Ш из счетных палочек.

- А теперь построим букву Ш из пальцев рук.

Один, два, три, четыре, пять - Будем буквы составлять.

Пальцы ручек выручайте – Строить буквы помогайте!

Левая рука. Указательный, средний, безымянный пальцы направлены вверх. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Правая рука. Указательный палец правой руки прилегает к основанию указательного, среднего, безымянного пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.

9. Звуко-буквенный анализ слов «мышка» и «мишка». Слайд №7 и написать на доске

Дети выкладывают слово с помощью фишек.

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Назовите 1-ый звук. Какой он?

- 2-ой звук. Какой он?

- 3-ий звук. Какой он?

- Назовите только гласные звуки.

- Назовите только согласные звуки.

- Выполните схему слова в тетради.

10. Дидактическое упражнение «Волшебные превращения».

- Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мошка» («мишка»).

- Какой звук нужно поменять?

11. Определи количество слогов в слове. Слайд №8.

III. Подведение итогов занятия, поощрение детей.

- Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем, что мы узнали о звуке [ш] :

Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный);

• Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык);

• Звонкий или глухой? (глухой);

• Твёрдый или мягкий? (твёрдый);

• Каким цветом обозначаем? (синим).

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! А вам, что понравилось больше всего? (Ответы детей)

Прикреплённые файлы:

og-zvuk-shpptx_ccoka.pptx | 1369,53 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук [Ш] и буква «Ш» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Маргарита Валиахметова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук [Ш] и буква «Ш»
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 09:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД