Лучший педагог года

Сценарий квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе «Аптека под ногами»

Наталья Шувалова
Сценарий квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе «Аптека под ногами»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38 «Парус» общеразвивающего вида г. Владивостока»

Конспект квест – игры

по познавательному развитию в

подготовительной группе «Солнышко»

на тему: «Аптека под ногами».

Воспитатель: Шувалова Н. А

Конспект квест – игры по познавательному развитию в

Публикация «Сценарий квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе „Аптека под ногами“» размещена в разделах

подготовительной группе на тему : «Аптека под ногами».

Цель:

Дать представление о лекарственных растениях Приморского края, правилах их сбора, хранения, применения.

Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.

Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Познакомить детей со значением венка, его историей и техникой плетения.

Задачи:

Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.

Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.

Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Оборудование и материалы: Участок д. /с, где растут: подорожник, крапива, лопух, одуванчик, полынь, василек, клевер.

Словарная работа: Обогащение: Репейное масло, настойки.

Активизация: Подорожник, крапива, лопух, одуванчик, полынь, василек, клевер.

Место проведения: Участок детского сада.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Воспитатель:

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

Я не степью хожу

- Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. Это путешествие будет необычным. Мы попробуем опровергнуть предание о том, что не существует бесполезных растений.

Воспитатель: По, существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение нужно отгадать загадки, которые написаны на листочках. Загадки эти о лекарственных травах. Эти травы растут в нашей местности, а где мы живём? Верно, на Дальнем Востоке. Эти травы помогают людям выздороветь, и сегодня мы с вами попробуем отыскать их на нашем участке.

И так начнём.

Воспитатель достает первый листок, и загадывает загадку:

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может

И трудней расти,

И всё же он с людьми

Находится в пути. (С. Баруздин)

- Кто знает, почему так назвали это растение? (Ответы детей).

Дети вместе с воспитателем ищут подорожник и рассматривают его.

Воспитатель: Подорожник люди используют для заживления ран, при заболевании желудка, при простудах. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно.

В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.

- Отрываем следующий листок и читаем загадку.

Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Сама холодна, а людей жжёт.

Какую траву и слепой узнает?

Воспитатель: Да, это крапива. Ищем крапиву. Нашли, молодцы.

Я цветы обходил стороной.

Их считал за ненужное диво,

И искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зелёным огнём,

Обрезал я колючие ножки,

Необычного цвета лепёшки,

Обжигаясь мы ели потом.

А сейчас я любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо,

На задворках стоит крапива,

Словно память тех грозных годов. (В. Сергин)

- Крапиву люди используют для приготовления щей, салатов. Но если сырую крапиву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычисти раны и заживит. Ещё крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Косметологи используют отвары крапивы в косметологии.

- О каком же растении следующая загадка?

Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберёшь,

На себе их все найдёшь. (Лопух)

- Где же у нас спрятался лопух? Вот он. (Показывает лопух).

Лопух, он же репей, замечательное растение.

Лопух по величине листьев даже чемпион! Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения. Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители.

Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом). Недаром появились такие поговорки: «Лопух — от ста недуг», «Репей не прилипала, хорош, когда здоровья мало!».

- Отрываем следующий лепесток, и читаем загадку.

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух,

И превратился в пух. (Одуванчик)

Одуванчик – это тоже лекарственное растение. Лекарства на основе одуванчика помогают от многих болезней и обладают, например, противомикробными свойствами. А, ещё из цветков одуванчика люди делают вкусный салат, варят очень вкусное и полезное варенье, поджаренные корни одуванчика могут с успехом заменить кофе. И не только люди пользуются одуванчиками. К этим красивым цветам любят прилетать пчёлы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. Пчёлы потом из него делают одуванчиковый мёд – густой и ароматный.

-Дети, а как вы думаете, что будете, если мы сорвём все одуванчики?

( Ответы детей: если мы сорвём все одуванчики, то для бабочек не будет сладкого сока.)

Воспитатель: Правильно, бабочки или погибнут от голода, или улетят искать себе новые цветочки. И нам будет плохо - скучно, некрасиво вокруг. Поэтому давайте мы не будем срывать одуванчики и сохраним красоту на земле. Пусть они растут и радуются солнышку! Да и пчёлки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

- А сейчас немного поиграем.

Физкультминутка «Одуванчики».

Распускается одуванчик. Поднимают руки вверх.

Прямо к солнцу, на восток. Встают на носочки, тянутся.

Так прекрасны, так тонки

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса, Стряхивают руки.

Как упавшая слеза. Руки к глазам и в стороны.

Листик ярок и зелен, Качают руками.

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям, Руки вперед-назад.

Он согнется тут и там, Наклоны в стороны.

Даже буря не сломает, Круговые вращения.

Лишь немного помотает, Раскачиваются из стороны в сторону.

Всех приветствует головкой, Ладошки под подбородок.

Улыбается, звенит, «Фонарики», повертели ладошками.

Свежесть дарит, наслажденье, Повороты.

Береги его, малыш!

- Продолжим наши поиски лекарственных растений.

Горькая травка,

К животу поправка,

И сама душиста,

И метёт чисто. (Полынь)

Попробуем отыскать это растение.

В современной медицине полынь применяют как средство, возбуждающее аппетит и улучшающее пищеварение. Применяется при заболевании печени, желчного пузыря. Лекарства из полыни рекомендуется употреблять по совету врача, поскольку эфирное масло полыни ядовито.

В наши дни существует традиция брать с собой веточку полыни, если вы отправляетесь в дальний путь. Она оградит путника от бед и не даст забыть свою малую родину.

- Отрываем следующий листик, и отправляемся искать…

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

Дети: - Это василек.

Воспитатель: Вы, конечно-же, узнали василек. У василька огромное множество родственников. Ученые говорят: «У василька много видов». Среди них есть и вовсе не синие: они бывают и красноватые, и розоватые, и желтые, и голубые и почти белые.

Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть. И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений.

Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз и некоторых других заболеваниях. И современная медицина использует целебные свойства василька. Василек — лекарственное растение.

Раньше из васильков делали синий и голубой краситель.

- Отрываем следующий листик, и отправляемся искать…

Спроси телёнка и барашка –

Цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно «Красной кашкой»

Его зовут за вкус и цвет.

Дети: Клевер

Клевер красный, луговой, или «кашка» — краса русских лугов. Лекарственным сырьем является трава, которую заготавливают в период цветения Лекарства, сделанные из клевера, применяют при лечении многих серьезных заболеваний — бронхитов, бронхиальной астмы и одышки, при хроническом кашле, для ванн при рахите у детей. Свежие толченые листья помогают останавливать кровотечения, заживлять раны, используются при ожогах и болях. Свежий сок растения хорошо помогает при лечении воспалительных заболеваний ушей и глаз.

Ход занятия

Воспитатель: Испокон веков славяне уважали цветы. Нет ни одного дома, около которого заботливые руки хозяйки не устроили бы цветочные островки. Наши предки боготворили цветы, считая. Что это творение природы подарено людям от Бога.

Цветы- постоянные спутники нашей жизни.

Воспитатель: Вы правы, венок из полевых цветов, украшавший голову девушки в летние праздники, стал со временем прообразом женского народного головного убора- венца.

Венки, сплетенные на Ивана Купалу, вешали на окна, двери, ворота и хозяйственные постройки. Настоящей школой рукоделия для девочек было плетение венков из полевых и луговых цветов.

(детям показывают карточки с изображением венков)

Навыки, приобретенные в работе с простыми природными материалами, давали возможность в дальнейшем более успешно осваивать приемы вышивки, ткачества, вязания и плетения.

-Ну вот, мы и отгадали все загадки. Сегодня мы убедились о том, что не существует бесполезных растений.

Все эти растения произрастают в районах нашего края. Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить? (Ответы детей).

Запомните правила сбора лекарственных трав:

Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.

Если не знаешь растения, то его не рви.

Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.

Нельзя рвать много растений.

Нельзя пробовать плоды, корневища.

После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

Итог игры:

Что мы сегодня делали? О чём говорили? (Ответы детей).

Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения.

Какое растение используют для заживления ран? (подорожник)

Какое растение жжётся, но используют в еде и для остановки кровотечения? (крапива).

Настоем, какого растения укрепляют волосы? (лопух).

Из стеблей какого растения делают вкусный салат и варят варенье. (одуванчик).

Отвар какого растения помогает возбудить аппетит. (полынь).

Настойка из цветков помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз? (василек).

Свежие толченые листья помогают останавливать кровотечения, заживлять раны? (клевер).

Вы хорошо всё запомнили. Молодцы, не болейте и дружите с лекарственными растениями бережно к ним относитесь, не рвите их зря, иначе лечиться нам будет нечем, если мы их все уничтожим.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Вывод.

1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.

2. Из лекарственных растений делают лекарства.

3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Публикации по теме:

Конспект квест-игры по познавательному развитию во второй младшей группе «В гости к бабушке»Конспект квест-игры по познавательному развитию во второй младшей группе «В гости к бабушке» Конспект квест - игры по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «В гости к Бабушке». Цели: Учить детей узнавать и правильно.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Сказочный квест» Сказочный квест Цель: развивать интерес к математическим заданиям. Задачи: 1. Закрепить знания детей о последовательности дней недели.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе в формате квест-игры «Посвящение в эколята»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе в формате квест-игры «Посвящение в эколята» Цели: 1. Формировать у воспитанников представления о самоценности природы и необходимости бережного отношения к природному окружению; 2. Развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию в форме квест-игры «Моя малая Родина — Курган» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию в форме квест-игры «Моя малая Родина — Курган» (старший дошкольный возраст) Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Задачи. Образовательные: уточнить и расширить знания о родном городе,.

Сценарий квест-игры по познавательному развитию для детей разновозрастной группы от 3 до 7 лет «Тайны Снежной королевы»Сценарий квест-игры по познавательному развитию для детей разновозрастной группы от 3 до 7 лет «Тайны Снежной королевы» Ведущая ОО: «Познавательное развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое»,.

Квест-игра по познавательному развитию «Зиму провожаем — весну встречаем» в младшей группеКвест-игра по познавательному развитию «Зиму провожаем — весну встречаем» в младшей группе Цель квеста - формировать представление детей о времени года «Весна» по средствам игровых технологий. Задачи: Образовательные: уточнить.

НОД по познавательному развитию «Лесная аптека»НОД по познавательному развитию «Лесная аптека» Познавательная деятельность. Цели и задачи: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения; учить различать растения.

ООД по познавательному развитию с применением игровой квест-технологии на тему «Домашние животные» в средней группеООД по познавательному развитию с применением игровой квест-технологии на тему «Домашние животные» в средней группе Цель: Сплочение коллектива группы и расширение представлений детей о домашних животных. Задачи: Образовательные: Способствовать расширению.

Сценарий квест — игры к 23 февраля «Секретный пакет» для детей подготовительной группыСценарий квест — игры к 23 февраля «Секретный пакет» для детей подготовительной группы Сценарий квест — игры к 23 февраля «Секретный пакет» для детей подготовительной группы. Цель: Расширять и систематизировать знания детей.

Сценарий квест-игры «Маленькие хозяюшки» к 8 Марта для подготовительной группыСценарий квест-игры «Маленькие хозяюшки» к 8 Марта для подготовительной группы Сценарий «Квест - игры «Маленькие хозяюшки» к 8 Марта для подготовительной группы. Цель: Создать праздничную атмосферу, развивать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе «Аптека под ногами»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 14:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД