Папки-передвижки

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему «Народные промыслы России»

Людмила Баган
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему «Народные промыслы России»

Департамент образования Администрации города Тюмени

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 78 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 78 города Тюмени)

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе

на тему : «Народные промыслы России»

Воспитатель высшей квалификационной категории: Баган Л. Н.

г. Тюмень, 2019 г.

Публикация «Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему „Народные промыслы России“» размещена в разделах

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему :

«Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, развитие речи, музыка, физическая культура.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная

Форма работы: групповая

Цель: развитие речи и творческих способностей детей через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Образовательные задачи:

1. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, упражнять в умении различать и называть их виды.

2. Продолжать учить особенностям изображения, характерным для каждого вида росписи.

3. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательную активность, внимание, творческую фантазию, самостоятельность в росписи своего изделия.

2. Формировать у детей чувство цвета, композиции.

3. Способствовать развитию музыкально – ритмических движений.

Воспитательные задачи:

1. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного искусства.

2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, соблюдение правил при проведении народной игры «Золотые ворота».

Оборудование и материалы: мини –музей с изделиями народных промыслов : Хохломы(№3, Городца(№2, Гжели(№1, Дымки(№4); начатые работы детей из глины и дерева, по мотивам этих промыслов; эскизы работ на бумажных образцах; кисти №1, №2 и №3; поворотные круги; баночки с водой; салфетки; листочки для упражнений; палитра с гуашью. Подносы с сухой и влажной глиной; поднос с деревянными палочками из липы. Дидактическая игра «Подбери узор».

Предварительная работа: НОД по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством, создание мини - музея предметов народного искусства для обогащения детских впечатлений.

Индивидуальная работа: рассматривание предметов народного искусства, иллюстраций, фотографий, заучивание стихотворений загадок о народных промыслах; работа в раскрасках, выполнение упражнений по изображению элементов различных промыслов, посещение музеев города.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

- Ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем.

Приветствие: «Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, лёгкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень, здравствуйте!»

В. Ребята, как вы понимаете такую пословицу: «Славится птица опереньем, а человек уменьем»?

Дети. Человек славится тем, что он хорошо умеет делать своё дело.

В. Ребята, а кто из вас знает, что такое «народный промысел»? (Ответы)

В. В старину, летом, у людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто строгал из дерева, кто лепил из глины, кто работал с камнем, кто с железом.

Русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев, разноцветную радугу. Своими руками они тоже творили чудеса: делали посуду, мебель, игрушки и много других предметов; не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.

Так и появились русские народные промыслы. Каждое село славилось своим искусством, и каждый вид декоративно-прикладного искусства получал своё название от местности, в которой был придуман.

В. Как называли людей, которые создавали красивые, необходимые в быту вещи? (Мастерами, народными умельцами).

Это умение передавалось по наследству: от отца к сыну, от матери к дочери. Эта цепочка не прерывается и в наше время. Народные мастера продолжают создавать изделия по законам красоты, на радость всем нам. Их изделия знают не только в России, но и во многих других странах.

И наша Родина гордится своими мастерами.

-Ребята, а как вы понимаете поговорку: «Хорошая работа два века живёт»?

-А вы хотите, чтобы вас тоже помнили? Скоро у вас выпускной бал. Вы

5 лет ходили в детский сад. Вас привели сюда маленькими, беспомощными. Здесь вас любили, заботились о вас. Вы выросли, многому научились. Теперь, вы можете отблагодарить сотрудников детского сада, сделать для них подарки своими руками. Мы с вами уже начали эту работу: слепили поделки из глины, подготовили деревянные досочки и лопатки, сделали эскизы, осталось «нарядить» поделки, расписать.

И, прежде, чем мы продолжим эту работу в нашей мастерской, скажите, пожалуйста, как называется место, где можно полюбоваться произведениями народного искусства? (Музей)

Сегодня, в нашем д/ саду, оформлен мини - музей «Народные промыслы России». Я вас приглашаю на экскурсию. У вас будет возможность внимательно рассмотреть узоры, которыми украшены изделия, а понравившиеся, вы можете использовать в росписи своих поделок. Не забывайте о правилах поведения в музее. (Выходим в холл).

Ребёнок.

«Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!»

-Ребята, обратите внимание, каждая выставка пронумерована, сколько их? (Четыре).

А, теперь, загадка, пожалуйста, Васелина:

-Резные ложки и ковши.

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

Под каким номером изделия из Хохломы? (дети отвечают)

В. Ребята, если эти изделия из Хохломы, какие они (Хохломские)

Как называется орнамент, которым они украшены (Растительный)

В. И опять, для вас, загадка, Варя, пожалуйста:

Коль на досточке девица,

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица,

Это значит … (Городец.) Под каким номером изделия из Городца?

В. Как называется роспись, которой украшены все эти предметы?

Дети: Городецкая роспись!

В. Почему она называется городецкой?

Дети: Потому, что она из старинного русского города Городец.

В. Какие элементы узоров присутствуют, чьи изображения? (Цветы, листья, птицы, животные, люди)

В. Дети, а что это? (кусочки дерева). Потрогайте, понюхайте, постучите.

Дети. Кусочки дерева.

В. А почему они находятся именно здесь, как вы думаете?

Дети. Потому что Хохлому и Городец изготавливают из дерева.

В. А, сейчас, отдохнём, физминутку проведём.

Физминутка: «Матрёшки»

Цель: Формирование умения у детей сочетать слова с движениями, исполняя танцевальные элементы.

«Мы, матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево).

Как у нас, как у нас красные сапожки. (Руки на поясе, движения «ковырялочка», завершаемое тремя притопами.)

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе, приседания с поворотом вправо и влево).

Как у нас, как у нас розовые щёчки. (Растирание руками щёк).

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе, приседания с поворотом вправо и влево).

Как у нас, как у нас яркие платочки. (Поворот головы вправо и влево, взявшись за кончики платков.)

В. И, опять, загадка, Маша, пожалуйста:

- Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка, меня! (Дымково.)

В. Под каким номером изделия из Дымково? (Ответ)

Как называются эти весёлые и нарядные игрушки?

Дети: Дымковские.

В. Почему их так называют?

Дети: Потому что их мастерят умельцы из села Дымково.

-Какую форму имеют элементы дымковского узора? (Геометрическую)

В. Теперь, Юлина загадка:

«Эта роспись на белом фарфоре - синее небо, синее море.

Синь васильков, колокольчиков звонких. Синие птицы на веточках тонких?» (Гжель)

В. Под каким номером изделия из Гжели? (Ответ)

В. Изделия из Гжели как называют? (Гжельские). Почему?

Дети: потому что Родина этого промысла - деревня Гжель.

В. Какую краску используют в изделиях Гжели? (Белую и синюю.)

Какие элементы чаще встречаются в Гжельском узоре? (Растительные)

В. Дети, что лежит на тарелочке? (Глина сухая и влажная)

Возьмите её в руки. Из какой глины можно лепить, почему?

В. Ребята, вы посмотрели изделия разных промыслов. Подумайте и скажите, изделия каких промыслов похожи? Чем похожи? (материал, элементы росписи). В. Какие отличия вы можете назвать? Как вы думаете, что прочнее, дерево или глина? (ответы).

В. Все эти изделия украшают нашу жизнь, обращаться с ними нужно бережно.

-Ребята, вам понравились изделия мастеров? И, вы запомнили названия всех народных промыслов и элементы узоров, которыми они украшены? А у меня всё перемешалось. Помогите разобраться.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери узор»,

Узнаем, действительно ли вы всё запомнили. (Дети берут с подноса карточку с элементом узора, называют его и кладут к предмету на выставке, к которому он относится).

В. Молодцы, с заданием справились.

В. Ещё раз посмотрите на эти чудесные произведения искусства, чтобы чувство красоты осталось в вашем сердце. Обратите внимание на изделия, по мотивам которых, вы выполняете свою работу. Экскурсия закончилась. Нам пора возвращаться в нашу мастерскую. Надеюсь, после посещения музея, у вас появилось желание сделать свою работу такой же яркой и нарядной.

Работа в мастерской.

В. Подойдите к своим поделкам, садитесь.

В. Берё м кисточки в руки:

«Держим кисточку вот так. Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз, побежала наша кисть.

А потом, а потом кисточка бежит кругом:

Закрутилась, как волчок, за тычком идёт тычок!

В. Дети, прежде чем нанести рисунок, попробуйте изобразить его на листочке для упражнений. Приступайте к работе. Если возникнут вопросы, поднимите руку. (Звучит русская народная мелодия «А, я по лугу…»)

В. Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство, осторожно – осторожно, не спугните вы его! (Во время работы подбадриваю и хвалю детей).

В. «У маленьких умельцев ручки - то ладные, мастеровые да складные»; «Не работы бойтесь, пусть она вас боится». (Через несколько минут разминаем пальчики).

Пальчиковая гимнастика (повторить 3 раза).

«Мы узоры рисовали, наши пальчики устали. Их вот так мы разомнём, снова рисовать начнём» (сжимают - разжимают).

В. «Старание и труд всё перетрут»; «Есть терпенье – будет и уменье».

Зрительная гимнастика:

«Встанем дружно по порядку, сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять - можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем, снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять - открываем их опять.

А, теперь, всем вместе нужно поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите, вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо. Устанем, повторим еще.

В. Ребята, вы хорошо потрудились, подарки ваши диво, изящны и красивы, они доставят много радости людям, которым вы их подарите. Вашими изделиями будут любоваться и вспоминать вас.

В. «Какие дивные узоры, сколько радости для глаз,

Мастера и мастерицы подрастают среди вас!» (дети показывают работы, говорят, по мотивам какого промысла она выполнена).

В. Сделал дело - гуляй смело! Эй, мастеровой народ! Становись в хоровод!

Кто работы не боялся, тот и пляшет и поёт!

Народная игра «Золотые ворота».

«Золотые ворота, проходите, господа!

В первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз - не пропустим вас».

Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко»,

другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним

словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.

Игрок: - «Золотые ворота, пропустите вы меня». Ответ: - «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь, наливное яблочко или серебряное блюдечко? (Игрок отвечает и переходит на выбранную сторону).

Литература:

1. Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе.

2. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду в подготовительной группе детского сада.

3. О. А. Скоролупова. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Публикации по теме:

Фотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТФотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТ Уважаемые коллеги! В среду я проводила открытый показ непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе "Народные.

Фотоотчёт по тематической неделе «Народные промыслы в средней группе»Фотоотчёт по тематической неделе «Народные промыслы в средней группе» Самоизоляция продолжается, а значит и дистанционное обучение продолжается. Предыдущая неделя носила тематическое название "Народные промыслы".

Ярмарка «Народные промыслы России» (Фотоотчет)Ярмарка «Народные промыслы России» (Фотоотчет) В нашем детском саду появилась новая традиция! В марте мы проводим «Ярмарку», где представлены народные промыслы России. В прошлом году.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России» Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество. Образовательные задачи: дать знания о государственном флаге,.

Лэпбук «Народные промыслы России»Лэпбук «Народные промыслы России» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образования, не позволяют стоять нам на месте, заставляют нас двигаться вперед,.

Мини-музей «Народные промыслы России»Мини-музей «Народные промыслы России» Мини-музей "Народные промыслы России" Цареградская Анна Сергеевна. В рамках проекта "Народные промыслы России", в старшей группе я создала.

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Проект «Народные промыслы России» в старшей группеПроект «Народные промыслы России» в старшей группе Керимова Амина Проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247», г. Нижний.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы» для детей с ЗПР старшей и подготовительной группЭкскурсия в мини-музей «Народные промыслы» для детей с ЗПР старшей и подготовительной групп Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Экскурсия в мини-музей.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему «Народные промыслы России» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Баган на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему «Народные промыслы России»
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 20:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД