Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русский сувенир»

Елена Зыбайло
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русский сувенир»

ТЕМА: «Русский сувенир»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о народных промыслах посредством при

Образовательные задачи:

• Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями.

• Познакомить с Павловопосадским платком.

Закрепить знания детей об отдельных видах народных промыслов: Гжельской и Хохломской росписи.

2. Развивающие задачи:

• Развивать танцевальные умения, свободно двигать в разных направлениях

3. Воспитательные задачи:

• Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства;

Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Русский сувенир“» размещена в разделах

• Приобщать детей к истокам народной культуры.

Предварительная работа:

• Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

• Беседы о традициях и обычаях русского народа;

• Организация мини-музея с предметами старины и народного декоративно-прикладного искусства, принесённые родителями для временной экспозиции.

• Заучивание стихов;

• Разучивание русской народной игры «Под платком»

Материалы и оборудование:

• Для воспитателя – поднос с караваем и полотенцем, русский народный костюм, предметы народного промысла для ярмарки (гжельская и хохломская посуда, павловопосадские платки, 3 стола, магнитофон, аудиозапись с русской народной музыкой.

• Для детей – русские народные костюмы.

Ход занятия

1 часть

Занятие начинается в группе. Группа украшена в стиле русской народной ярмарки, расставлены столы с предметами народного декоративно-прикладного искусства.

Звучит русская народная музыка.

В группу вбегают зазывалы :

1 ребенок (зазывала)

-Внимание! Внимание!

Гости и компания!

На ярмарку Вас приглашаем,

Веселья большого желаем,

Здоровья, удачи и жизненных благ.

На праздник на наш

Поторапливай шаг.

2 ребенок (зазывала)

- На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь песни, шутки, сладости

Давно вас ждут друзья!

Выходят остальные дети и воспитатели. Музыкальный номер. Песня

Зазывалы продолжают приветствовать гостей.

-Дорогих гостей встречаем

Вкусным пышным караваем,

Каравай мы Вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

По старинной русской традиции гостей встречаем «хлебом-солью». Угощают гостей.

Воспитатель:

- Что я вижу!

Что за диво?

Сколько радости вокруг,

Правда, дети тут красиво?

Аж, захватывает дух!

- Ребята, а куда мы с вами пришли? (На ярмарку)

- Правильно, а кто мне расскажет, что такое ярмарка? (Ответы)

Ответ: Ярмарка и городские гулянья - это часть русской культуры и истории. Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы, ремесленники, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой.

Ответ: Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, шуты и скоморохи.

Ответ: Ярмарки нужны были для того, чтобы мастера могли продавать свои изделия. Много труда, выдумки, любви вкладывали мастера в свои изделия. Хотели и людей порадовать и денег заработать.

Ответ: Ярмарки бывали несколько раз в году, и там торговали всем и по многу. Если мука- то мешками, если дрова- то телегами. Продавали коров и свиней, домашнюю птицу. Торговали и мелкими отдельными предметами.

Воспитатель:

- В больших городах торги собирали огромное число народу. Были здесь и продавцы, покупатели, балаганщики, зазывалы, лоточники и зеваки.

Воспитатель:

- Как, по-вашему, кто такие продавцы? (Покупатели, зазывалы, балаганщики, лоточники, зеваки)

Воспитатель:

Народ приходил на ярмарку не только купить что-то, но и повеселиться, людей посмотреть, да и себя показать. Поэтому надевали на ярмарку все самое лучшее.

-Ребята! Давайте представим, как это было.

Дети прохаживаются по ярмарке, рассматривают товар на столах. (Они покупатели). Часть детей продавцы. Кто-то ходит с лотками по ярмарке предлагает товар.

1лоточник

-Эй, народ подходи!

Платки и платочки

Для мамы и дочки.

Подходи! Налетай! Покупай!

2 лоточник

-А вот посуда расписная!

Была у царя такая,

Да вся побилась.

3 лоточник

-А наша не бьется,

Из нее ничего не прольется,

Щи из нее вкусней,

Да и каша добрей.

4 лоточник

Свистки и свисточки

Для дочки с сыночком!

Свистульки хороши,

Голосят от души.

Лоточники все вместе:

- Не товар, а сущий клад,

Разбирай нарасхват!

Давай, подходи

И других приводи!

Воспитатель:

- Ребята, а как вы понимаете такую пословицу? : «Славится птица опереньем, а человек уменьем?»

Ответ: Человек славится тем, что он умеет делать, в чем он мастер.

Значит, мы можем назвать такого человека - народным умельцем.

Воспитатель:

- Ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие : кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера!

Воспитатель: Давайте подойдем к столу и посмотрим, что там привезли умельцы?

- Расскажите-ка, откуда

Появилось это чудо?

Ребё нок за первым: столом (продавец) рассказывает:

Фарфоровые чайники

Подсвечники, часы

Животные и птицы

Не виданной красы

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь

Известно всем в народе

Её назвали - Гжель.

Голубизну небесную

Что сердцу так мила

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла

У каждого художника

Есть свой узор любимый

И в каждом отражается

Сторонушка любимая.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой

Не встретите на свете

Вы красоты такой!

Музыкальный номер:

Воспитатель:

- Все листочки – как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Ребё нок за вторым: столом (продавец) рассказывает

Простые по форме, а радуют взор

Богат и наряден чудесный узор

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется

Попробуй, сумей-ка!

А где-то кудри по черному полю

Мерцаю, как звезды, в небесном раздолье.

-И в беде и в ненастье красотою полна,

Добрым людям на счастье создавалась она.

Вместе с этой посудой входит радость в дома

Рукотворное чудо – «золотая хохлома».

Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир

С позолотой - не простые,

Прогремели на весь мир.

Ребят, а вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и это стало искусством. А в последствии появились ложкари. Это - люди которые играют на них и с ними танцуют.

Музыкальный номер: Игра на ложках.

Воспитатель:

Это что за городок

Символ города платок?

Ребё нок за третьим: столом (продавец) рассказывает:

Это город называется Павловский–Посад.

Он славится своими платками,

а они всему миру очень нравятся.

Вот павловопосадские мягкие платки

В холод согревают, на плечах легки

Собраны в букеты дивной красоты,

На тончайшей шерсти расцвели цветы.

Воспитатель:

-Ребята, а вы слышали про такую красоту? Как же платки появились? Расскажите про свое ремесло.

Воспитатель: (предлагает детям присесть и послушать).

- В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от города Москвы, посреди полей и лесов, стоит славный город – Павловский Посад. Давным-давно жили в том городе мастера умелые. Собрались они однажды все вместе и стали думать думу, как бы им мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали они, думали и придумали…

- Основали в городе небольшую шелкоткацкую фабрику. Хозяевами стали братья Лабзины: Андрей, Иван да Еремей.

- Ткали на фабрике ткани шелковые. Шло время, и решил один из братьев начать ткать да разукрашивать разными красками платки набивные - теплые, удобные, красивые. И назвали те платки – шалями. С тех пор стала фабрика выпускать великое множество шалей для красавиц русских. А когда повезли павловопосадские шали на выставки в другие страны, то полюбились они всем людям на земле. В разных странах хвалили русских мастеров да уважали.

- А украшали платки цветами, листьями, букетами красоты невиданной. Стоит приглядеться, и увидишь в узорах цветы знакомые, что в лесу растут, в саду да на лужайке.

Воспитатель: Ребята, а какие цветы вы знаете?

Воспитатель: Правильно ребята. Много еще разных цветов можно увидеть на павловопосадских шалях: розы, тюльпаны, незабудки, лилии.

- Так и стали яркие и цветастые шали модными и всем русским барышням понравилось их носить: кто на голову наденет, кто на плечи набросит, а кто и дом свой украсит. Очень любили русские красавицы получать платки в подарок. Люди начали стихи и песни слагать о платках, а русские красавицы, еще и танцевали с платками.

Музыкальный номер: Танец.

- Ребята, павловопосадские платки называют набивными. И вот почему: 100 лет назад рисунок на шали наносился вручную на деревянные доски. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, доску били тяжелым молотком. Так появилось слово «набивной». Создание набивной шали это был очень

тяжелый труд. Узор разбивается на несколько частей, в основном на 4. Большой цветок располагается в центре, а по углам цветы поменьше и собраны в букеты. Причем узор в каждом углу повторяется. Художники оформляли свои платки на голубом, желтом, черном, белом, зеленом, вишневом фоне.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что с Павлово-Посадскими платками можно играть? Я предлагаю поиграть в игру «Кто под платком?»

Подошёл весёлый час –

Игры русские у нас.

Дети передвигаются по группе под русскую народную музыку. С окончанием музыки садятся на корточки и закрывают глаза. Одного ребенка воспитатель накрывает платком. Дети, открывают глаза, угадывают, кто спрятан.

Итог: И так, ребята, где мы сегодня с вами были? (На Ярмарке). Что интересного мы узнали о Ярмарке?

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Фотоотчёт о празднике к 8 Марта в народном стиле «Русский сувенир»Фотоотчёт о празднике к 8 Марта в народном стиле «Русский сувенир» Цель: формирование у детей представления о народном творчестве. Задачи: • продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;.

Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев»Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев» Игорь Григорьев – явление уникальное в нашем литературном мире. Если говорить о его творчестве, то у поэта было две основные темы: любовь.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Мир былин»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Мир былин» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Мир былин». Задачи. Расширять у детей знания и представления об особенностях.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Поможем Незнайке» Цель - сформировать социально-коммуникативную компетентность дошкольников с учетом принципа интеграции. Задачи: - продолжать формировать.

Конспект НОД «Русский Сувенир» Задачи Формирование эмоционального отношения к жизни: дать представление о матрешке как символе изобилия и плодородия матушки-земли (одна.

Конспект занятия по тестопластике «Рыбка-сувенир» в подготовительной группеКонспект занятия по тестопластике «Рыбка-сувенир» в подготовительной группе Конспект занятия по лепке. Тестопластика «Рыбка-сувенир» в подготовительной группе. Цель: Поддерживать интерес у детей к занятиям тестопластикой,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русский сувенир» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Зыбайло на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русский сувенир»
Опубликовано: 28 января 2024 в 16:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД