МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи Адыгов. Первое укладывание ребёнка в колыбель»

Алла Белоконева
Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи Адыгов. Первое укладывание ребёнка в колыбель»

Программное содержание

Познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ);

Продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа.

Поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины.

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях

Закреплять знания старинных адыгейских имен.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Семейные обычаи Адыгов, Первое укладывание ребёнка в колыбель“» размещена в разделах

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька.

Подготовительная работа:

• беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы адыгейской старины»; «Я и мое имя»,

• чтение адыгейских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание адыгейских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми адыгейских народных игр.

Оборудование: предметы адыгейского быта и культуры, люлька адыгейская, кукла-младенец, яйцо белого цвета, игрушка-кошка.

Ход занятия :

Дети входят в зал, оформленный в соответствии с темой занятия.

Воспитатель: Ребята, мы пришли в гости в семью, где родился ребёнок. Сегодня мы вас познакомим с очень интересным обрядом «Укладывание малыша». А что нас согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Дети:

Солнышко, солнышко!

Мы – твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель: Вот мы и согрели своим теплом своих друзей и поделились хорошим настроением.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша страна? (Россия).

-Наша Россия — огромная, могучая страна. В состав России входит много маленьких республик. Мы с вами живём в одной из таких республик. Как называется наша республика? (Республика Адыгея).

-Правильно. От берегов Черного моря далеко на восток с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги. В Адыгее живут люди разных национальностей: и русские, и адыги, и многие другие национальности.

В нашей республике есть красивые города, сёла, хутора, станицы, аулы.

Мы с вами живём в станице. Как она называется? (станица Гиагинская).

А ещё в республике есть селения, в которых живут адыги.

А как называют селения, в которых живут адыги? (аул)

Сейчас в аулах большие современные дома, а раньше, в старые времена адыги жили в домах, построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом.

- Как назывались дома в ауле в старые времена? (сакля).

Бабушка: Уважаемые ребята! У нас в ауле сегодня большой праздник — родился наш долгожданный первенец!

Бабушка: Присаживайтесь, ребята, будете гостями. Посмотрите,у нас в доме вывешен красный флаг. Хотите узнать, что это означает?

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная.

Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека.

Какой флаг висит на этом доме? (красный) Значит, кто здесь родился? (мальчик).

(Раздается звук плача ребенка.)

Воспитатель: Ребята, что это за звук? Кто плачет?

Бабушка — Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Его нужно покачать, чтобы он успокоился.

(Бабушка достаёт куклу, качает, плач стихает.)

Бабушка: С давних времен, когда ребёнок рождается, родители ему придумывают имя. Наречение именем считается большим событием, так как с ним связывают все будущие удачи и неудачи в жизни человека. По обычаям адыгов мальчика нарекали именем дедушки или доблестного джигита, девочку — именем бабушки или счастливой, красивой женщины.

Воспитатель: Ребята, давайте и мы придумаем этому ребеночку имя. Дети, какие вы знаете адыгейские имена? (Рашид, Ислам, Алан, Альбина, Бэлла, Рустэм, Джанета, Тимур, Хазрет, Зарема, Рузана, Салим).

(Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют Салим).

Бабушка: Вы знаете, нашего дедушку зовут — Салим. Салим означает: здоровый, миролюбивый. Давайте назовём ребёнка Салимом в честь дедушки.

Бабушка: Ребята, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Салимчик. А когда он вырастет, то его уже будут называть Салимом. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

(дети называют сначала свои имена как они звучат сейчас, а потом, как они будут звучать, когда дети станут взрослыми: Таня – Татьяна, Настя – Анастасия, Дима –Дмитрий).

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Салимом, и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с обрядом первого укладывания в колыбель в адыгской семье.

Бабушка: Первое укладывание в колыбель совершалось приблизительно через 2 недели после его рождения. К этому дню семья готовила обильное угощение. Бабушка (мать молодой женщины) привозила люльку со всеми необходимыми принадлежностями. Очень важным считалась колыбель из боярышника – он назывался счастливым деревом. Люди верили, что ребенок в такой колыбели вырастал здоровым, крепким и счастливым. По представлениям адыгов, это дерево имело силу оберега, отводило дурной глаз. Матрасик в колыбельке должен быть заполнен шелухой от проса (ужъгъап1, так как она хорошо проветривается, просушивается, принимает нужную ребенку форму.

Бабушка: Пришло время нашего малыша укладывать в колыбель. Сейчас мы с вами будем её готовить.

(Бабушка достает яйцо и кота и укладывает его в колыбель.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего их туда положили? Как вы думаете?

(Ответы детей.)

Бабушка: Ребята, яйцо предвещает ребенку долгую жизнь. В старину говорили, «Пусть доживет до тех дней, пока не побелеет как яйцо». А если кот поспит в колыбели, он оставит в люльке свой сон, и ребенок будет хорошо спать.

Воспитатель: А сейчас, ребята послушайте адыгейскую песенку про котенка.

Песня «Котенок. муз. У. Тхабисимова

Воспитатель: Дети, а давайте, и мы споем колыбельную для Салима. Ребята, давайте мы с вами споем русскую колыбельную.

«Колыбельная» р. н. п.

Бабушка: Молодцы, ребята, как хорошо вы спели колыбельную! Салим почти уснул А теперь послушайте адыгейскую колыбельную для Салима.

Бабушка: В люльке кот поспал,

Сон сладкий в ней оставил.

Что сон сладкий к нему придет,

Предрекая в люльку его укладывая

Изголовье твоей колыбели с луной играет

Твоя постель в люльке золотом вышита

На золотой подушке ты у меня спишь

И прекрасной лай-лай тебя укачивает.

Детство светлое, как май,

Дал тебе отцовский край.

Он могучею рукой

Охраняет твой покой.

Чистый светлый как родник…

Спи, мой маленький адыг!

Воспитатель: — Вот и уснул наш Салим. У нашего Салима сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. А ещё для детей делали обереги. Как вы думаете, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал и охранял ребёнка от бед.

Воспитатель: — Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.

Воспитатель: На днях рождения, гости попусту не сидели, а дарили подарки.

-Что подарить, — решали люди, -

Мальчонке? Будущий джигит.

Такой в седле – беды не будет,

Сажай сейчас – и усидит.

-Кинжал дарите – смерч разящий, -

Сказал юнец в толпе стоящий.

- Коня дарите – друг надёжный, -

Джигита довод посерьёзней…

Сказал седой как лунь старик:

-Дарите мальчику – родник.

Воспитатель: Как вы думаете, почему старый дедушка предложил подарить ребёнку родник? (ответы детей).

-Что такое родник? Это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу. Без воды нет жизни на Земле.

Родниковую воду называют «живой водой». Родник – это символ жизни, здоровья и долголетия. Вот почему старик предложил подарить мальчику родник. Чтобы ребёнок рос здоровым, крепким и долго жил.

Но чаще всего гости дарили ребёнку рубашку или ткань для рубашки. Мы в подарок Салиму, тоже сделали вот такие рубашки с адыгейским орнаментом.

(отдаю бабушке рубашки, которые сделали дети. Бабушка благодарит детей за подарок).

Воспитатель: А теперь давайте подарим Салиму наши стихи и танец.

Стихи

Как тянется к солнцу

И небу орлёнок,

Так тянется

К матери нежный ребёнок.

Как ветер играет,

С кудрявым ягнёнком,

Так возится мать,

С шаловливым ребёнком.

Пусть жизнь им подарит

Нечётные дни,

Пусть радостью будут

Друг другу они.

Дождинкой, упавшей на тело Земли,

Ребёнок приник к материнской груди.

А вырастет – ахнешь:

Джигит – удалец!

Как счастливы будут и мать и отец.

Адыгейский танец

Бабушка: — Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? А хотите поиграть в самые настоящие адыгейские игры?

Адыгейская народная игра «Птичка»

Игра «Скачки»

Игра «Подлог шапки»

Воспитатель: Когда рождается ребенок, все желают ему только самого хорошего:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай, и уважай отца и мать.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть будет честным и смелым.

- Соблюдает обычаи.

Песня: «У адыгов обычай такой»

Бабушка - Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящее адыгейское угощение.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Цветик-семицветик» Занятие Тема: «Цветик-семицветик» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Конспект интегрированного занятия «Покорение космоса»Конспект интегрированного занятия «Покорение космоса» Конспект интегрированного занятия «Покорение космоса» Цель занятия: - расширять знания детей о космосе; Задачи: - закреплять знания о первых.

Конспект интегрированного занятия «Прилетели к нам синички»Конспект интегрированного занятия «Прилетели к нам синички» Интегрированное занятие"Прилетели к нам синички" образовательных областей:познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Конспект интегрированного занятия «Морские сокровища»Конспект интегрированного занятия «Морские сокровища» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «МОРСКИЕ СОКРОВИЩА» (Занятие проведено на базе МАДОУ №16 "Белоснежка") Цель- Введение детей в мир искусства по средствам.

Конспект интегрированного занятия «Спасем Снеговика»Конспект интегрированного занятия «Спасем Снеговика» Форма совместной деятельности: квест-игра Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально–коммуникативное.

Конспект итогового занятия за первое полугодие для детей 5–6 лет «Дом, который построил Джек» Цель: Закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели. Задачи: Способствовать.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект интегрированного занятия «Лабиринт знаний» Цель: закрепить с детьми полученные знания, доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Задачи: 1. Закрепить.

Конспект интегрированного занятия «Дружные пингвины»Конспект интегрированного занятия «Дружные пингвины» Конспект интегрированного занятия "Дружные пингвины"образовательных областей:познания и художественное творчество в средней группе. Задачи:.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи Адыгов. Первое укладывание ребёнка в колыбель» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алла Белоконева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи Адыгов. Первое укладывание ребёнка в колыбель»
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 09:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД