Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия с дошкольниками «Путешествие в пустыню»

ХУДИК ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА
Конспект интегрированного занятия с дошкольниками «Путешествие в пустыню»

Актуальность темы заключается в том, что исследовательская деятельность, даёт дошкольникам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память дошкольника, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Цель темы: Способствовать формированию развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности у дошкольников

Задачи:

1. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной активности в проведении исследовательских работ;

Публикация «Конспект интегрированного занятия с дошкольниками „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах

2. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований;

3. Учить работе с наглядным материалом;

4. Развивать способности у дошкольников к исследовательской деятельности; умению вести дискуссию, эвристическую беседу;

5. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять знания; развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость, обогащать практический опыт детей.

Исследовательская деятельность является одним из видов познавательной активности у дошкольников. В процессе исследовательской деятельности:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе исследовательской деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов : Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную познавательную активность.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Образовательная:

- познакомить детей с климатическими условиями пустыни;

- формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания;

- учить решать познавательные задачи, делать выводы на основе простейших опытов;

- закрепить представления детей о свойствах песка, полученные в ходе экспериментирования;

-расширять кругозор, словарный запас детей: варан, змея – эфа, жук- скоробей, скорпион, караван верблюдов, барханы;

- повышать уровень развития ребёнка;

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать представления о свойствах песка;

-расширять и активизировать словарь детей (верблюд, варан, саксаул, бархан, пустыня).

2. Развивающая:

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;

- развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;

- развивать сенсорные системы восприятия (зрительная, осязательная, слуховая) ;

- способствовать развитию творчества детей в работе с цветным песком.

3. Воспитательная:

- совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения;

- воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.

4. Оздоровительная:

- развивать мелкую моторику и тактильно-мнемоническую чувствительность,

-при взаимодействии с песком стабилизировать эмоциональное состояние.

Методическое обеспечение:

глобус, ковер и подушки, кувшин, макет пустыни; презентация с изображением животного и растительного мира пустыни; а/запись «Гул самолета» восточной музыки; оборудование для опытов: емкости с водой, емкости без воды, подносы, емкости с песком, ложечки, воронки, салфетки бумажные, розетки с сухим цветным песком, контейнеры с песком, закрытые крышкой и вставленной трубкой, зеркала, лупы, микроскоп, иллюстрации песка под микроскопом, иллюстрация верблюда, носа верблюда и человека, настольная лампа, варежка, костюм Хоттабыча, заготовки для оазиса, игрушки- животные пустыни, макет с песком- пустыня, цветной песок, силуэтные заготовки для изготовления оазиса, клей, кисти, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание картин, энциклопедий; работа с картой мира; проведение опытнической деятельности; чтение х/л «Ящерица без хвоста» Н. Романов; «Караван» Ю. Измайлов; «Неизведанное рядом»; «Желтая страница» С. Маршак, беседы индивидуальные и групповые.

Ход занятия:

Организационный момент. Дети входят, здороваются с гостями, воспитатель обращает внимание на кувшин.

Воспитатель.

- А это что такое? (сосуд, кувшин) Кто его сюда принес? (разглядываю, встряхиваю) Интересно, что же там внутри! (снимаю пробку, заглядываю внутрь)

- Ой! (делаю вид как – будто что-то кольнуло в глаз).

Звучит восточная музыка, появляется Хоттабыч.

Хоттабыч:

- О, прекраснейшая из воспитательниц всех детских садов Европы, Азии, Америки и островов земного мыса. Благодарю тебя за избавление от тяжких и мучительных страданий. Позволь мне в знак глубочайшей признательности поиграть с тобой в мяч.

Воспитатель:

- Хоттабыч, это не мяч!

Хоттабыч: - Вай, вай, как не мяч? Он же круглый, цветной!

Воспитатель:

- Ребята, скажите Хоттабычу что он принес (глобус).

Хоттабыч:

- Вай, 1000 лет живу, но такого не слыхал. Что такое глобус!

Дети:

- Глобус – это модель нашей Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. С помощью глобуса можно путешествовать.

Воспитатель:

- А вот почему глобус такой разноцветный, тебе расскажут дети Хоттабыч, присаживайся и послушай.

Воспитатель:

- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!

Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны? (Синим и голубым.) Каким цветом изображена на глобусе суша (земля? (Коричневым.)Каким цветом изображены на глобусе леса? (зелёным).

Хоттабыч:

- О, мудрые отроки, как интересно! А я вижу желтый цвет на глобусе. Что же он может обозначать?

Дети.

- Песок, пустыню.

Хоттабыч:

- Вай! Так это же моя Родина! Я хочу, чтобы вы немедленно отправились посмотреть мой родной край!

Воспитатель:

- А на чем мы туда отправимся?

Хоттабыч:

- Полетите на ковре-самолете.

- Воспитатель:

-А это не опасно?

Хоттабыч:

- О, моя ханум, не опасно! Клянусь своей бородой. Усаживайтесь на «ковер», любознательные из любознательных, летите в пустыню! (звучит а/запись «Гул самолета). Возьмите и смотрите в мою волшебную трубу и увидите что там на горизонте? (дает подзорную трубу воспитателю, дети садятся на подушки, на ковер, звучит гул самолета)

Воспитатель смотрит в подзорную трубу

Воспитатель:

- Внимание, внимание, вижу кругом один песок, светит яркое солнце. Приземляемся. Выходим.

Дети подходят к макету пустыни.

Воспитатель.

-- Вот мы и добрались до пустыни. Кругом песок, один песок. Скажите дети почему это место называется пустыней (от слов «пусто», «пустынно») .

Поиграем в игру «Я знаю….» (мяч передается игроком к игроку и дети говорят что знают о пустыне).

1 ребенок. Я знаю пустыни : Сахара, Каракумы.

2 ребенок. В пустыне днем очень жарко, а ночью, наоборот очень холодно.

3 ребенок. Лето очень жаркое, зима очень холодная

4 ребенок. В пустыне почти не бывает дождей, нет воды. Сухо.

5 ребенок. Песок такой горячий, иногда такой горячий, что в нем можно сварить яйцо.

6 ребенок. В пустыне растут низкие растения с маленькими листочками, растет верблюжья колючка, кактусы. Есть деревья – саксаул.

7 ребенок. В пустыне живут птицы, звери, ящерицы, насекомые.

8 ребенок. Весной цветут маки, тюльпаны.

9 ребенок. В пустыне надо быть очень осторожными.

Воспитатель.

-А почему надо быть осторожными мы сейчас с вами узнаем.

Садитесь поудобней на стульчики и внимательно посмотрите.

Презентация – показ слайдов о животном и растительном мире пустыни.

пустыне нужно быть очень осторожными, т. к. здесь водятся: ядовитая змея – эфа, самая крупная ящерица – варан, она не ядовита, но после его укуса начинается воспалительный процесс, поднимается температура и человек может погибнуть. А если вам встретится жук-скоробей, не трогайте его. Он приносит огромную пользу – убирает весь навоз после животных А еще в пустыне можно увидеть скорпиона, тушканчиков, фенек – пустынная лиса, черепахи, в пустыне растет немного растений это кактусы, саксаул, осока, верблюжья колючка. Растения низкие, с колючками. Колючки – это листья, чтобы меньше испарялась влага, а вот у верблюжьей колючки корни очень длинные с 15-ти этажный дом. Дерево саксаул - без листьев, корни глубоко уходят в почву. Зачем растения длинные корни? (Чтобы достать воду). Показ заканчивается показом песчаной пустыни.

Воспитатель.

- Ребята, а вы хотите узнать что-то новое о песке и его свойствах? Здесь в пустыне находится передвижная лаборатория и я приглашаю вас ее посетить.

Воспитатель.

-Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.

1. Слушать внимательно. Не мешать друг другу, когда работаете.

2. Соблюдать правила. В конце опыта вытереть руки салфеткой.

3. Приступать к выполнению опыта после словесной инструкции (Дети проговаривают правила поведения)

(Дети подходят к столам, где находится оборудование).

Опыт 1. Песок.

Обследовать сухой песок пальцами; рассмотреть песок через лупу.

Воспитатель:

-Дети, возьмите немного песка, что вы ощущаете? (ответы детей).

Воспитатель.

-Дети: песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель:

-Возьмите, пожалуйста, песок в ложечку и высыпите его на подносы и рассмотрите песок через лупы. Из чего состоит песок?

Дети:

-Из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, разной формы, полупрозрачные.

Воспитатель:

- Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).

Дети:

-Микроскоп.

Воспитатель:

-Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы. Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, разрушается и получается… песок. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!

(показ фотографий)

Воспитатель.

- Дети вы хотите узнать что происходит с водой в пустыне?

Опыт 2. Что происходит с водой. Возьмите стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. (Проведение опыта «Что происходит с водой в пустыне)

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Воспитатель.

- Кто знает, как лежит песок в пустыне? Как называется?

(Песок лежит неровно, как волны, это барханы.)

Воспитатель.

- Кто знает, как образуется бархан? Хотите сами попробовать его устроить?

Опыт 3. Песчаная буря. Контейнер с песком закрыт крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка.

Воспитатель.

- Подуйте, дети, в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает неровным слоем- бархан).

Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Воспитатель.

- Как вы думаете, о каком животном говорится в загадке?

Я на спине мешки вожу, вовек я их не разгружу.

И в мешках тех еда, и в мешках тех вода,

Что спасает от зноя и жажды меня. (Верблюд)

Рассматривание рисунка.

Это домашнее животное. Верблюд служит человеку уже много лет. Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Его еще называют кораблем пустыни. Длинная густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходится колючим кустарником и травами. Самое замечательное у верблюда – его горбы. В горбах накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыни. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут, и будут болтаться. Как вы думаете верблюду в пустыне жарко? Сейчас мы это проверим.

(На столе стоит настольная лампа и лежат варежки)

Опыт № 4. «Почему верблюду не жарко в пустыне»

На стол ставиться зажженная настольная лампа и дети подносят ладошку поближе к ней.

Воспитатель.

- Что вы чувствуете? (ладошке стало горячо) На другую руку одевается варежка и предлагается ребенку снова поднести руку к лампе.

Вывод: густая, длинная шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей и помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод.

Воспитатель.

- Ребята, представьте, что вам в лицо дует сильный ветер. Что вы делаете? (Зажмуриваем глаза и дышим носом, чтобы пыль не попадала нам в глаза и в нос).

Воспитатель.

- А верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри.

(На столах лежат зеркала. Показ строения носа человека и верблюда на ватмане).

Опыт 5 «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды» :

Воспитатель.

-Дети, возьмите зеркала и подышите на них. (Зеркальце затуманилось).

Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.

Воспитатель.

- Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы).

Показ слайда – оазис.

Воспитатель.

-Посмотрите, как вы думаете, такое может быть в пустыне? Что это? Это оазис. В пустынях встречаются участки, которые благоприятны для жизни как для людей так и для растений и животных потому что здесь есть вода.

Создание оазиса.

Воспитатель.

-Приглашаю вас в мастерскую песка. Художники рисуют не только красками и карандашами, но и цветным песком. И мы нарисуем растения пустыни цветным песком. Каждый берет деталь, кладет перед собой и намазывает всю поверхность клеем, потом берем ложкой и насыпаем песок на клей. Аккуратно стряхиваем на клеенку лишний песок и чтобы растения установить на макете - воспользуемся бельевыми прищепками (прицепить снизу, в виде подставок). А теперь выберем животных которые живут в пустыне.

Вот у нас и получился оазис. Молодцы. Эти замечательные работы обязательно порадуют старика Хоттабыча, который ждет нас в детском саду, а теперь нам пора возвращаться.

Возвращение.

Воспитатель.

- Займите места на ковре самолете. (Звук гула самолета).

Внимание, внимание, вижу детский сад Сказка, приземляемся. Прибыли. Звучит восточная музыка Хоттабыч встречает детей.

Хоттабыч:

- О мудрые отроки, что интересного видели и узнали на моей Родине. (Дети отвечают).

Воспитатель:

-Молодцы ребята. Вам понравилось? А еще дети приготовили для тебя сюрприз - который всегда радует странствующего путника- это Оазис в пустыне.

Воспитатель.

- Дети, подойдите к песку еще раз и посмотрит на него. Старик Хоттабыч колдует (приподносит сюрприз) .

Хоттабыч:

-Разве мог я вас оставить без подарков ищите их в песке, а мне пора простится с вами дети, до свидания.

Дети ищут в песке зверей пустыни - подарки, благодарят Хоттабыча. Хоттабыч уходит.

Воспитатель:

- Дети расскажите что понравилось и чем запомнилось наше путешествие?

Литература

Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - издательство Арки 2005г.

Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

Журнал «Школьное образование»№6/2012г.

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников.

«Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. -2009г.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного музыкального занятия «Удивительное космическое путешествие» Конспект интегрированного музыкального занятия /музыка, изо, «познание», элементы экспериментирования/ «Удивительное космическое путешествие».

Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие»Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие» Возраст детей: старший дошкольный возрастЦель:Расширить представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных и конструктивных.

Конспект интегрированного занятия по физкультуре «Путешествие по Африке» для детей 5–6 лет с ОВЗКонспект интегрированного занятия по физкультуре «Путешествие по Африке» для детей 5–6 лет с ОВЗ Цель: создание условий для ознакомления родителей с методами профилактики нарушения осанки и плоскостопия, совершенствования координации.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зайкино путешествие» Цель: Знакомить детей с родным краем, через помощь Зайчонку. Закрепить умение сравнивать по величине, закрепить счет «ОДИН» «МНОГО» Окр. мир.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в космическую вселенную»Конспект интегрированного занятия «Путешествие в космическую вселенную» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики,.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в зимний лес, полный чудес!»Конспект интегрированного занятия «Путешествие в зимний лес, полный чудес!» Цель: подготовка дошкольников 6-7 лет к успешному обучению в школе. Задачи: • Формировать личность ребенка: изучать потребности и индивидуальные.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес» Цель: Расширение знаний и представлений детей об окружающей природе. Задачи: Образовательные: - Закрепить с детьми характерные особенности.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Морское путешествие»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Морское путешествие» Интегрированное занятие «Морское путешествие»Старшая группа Музыкальный руководитель Сидорова М. В. Тип занятиятематическое, сюжетно-игровое,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в пустыню»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в пустыню» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в пустыню»Воспитатель Абдулова Джанет Гаджиевна МБДОУ ЦРР Детский сад №42.

НОД «Путешествие в сказку» конспект интегрированного занятия для младшей группыНОД «Путешествие в сказку» конспект интегрированного занятия для младшей группы Цель: Формирование знаний о посадке культурных растений и применение знаний в практической деятельности Задачи: • Закреплять знания детей.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект интегрированного занятия с дошкольниками «Путешествие в пустыню» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ХУДИК ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия с дошкольниками «Путешествие в пустыню»
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 14:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД