Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия «Поморская изба»

Мария Кошелева
Конспект интегрированного занятия «Поморская изба»

Теме: «Поморская изба».

Группа: подготовительная.

Возраст: 6 - 7 лет.

Форма проведения: мастер – класс, интегрированное занятие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседа «Что такое музей?», «Кто такие поморы; виртуальная экскурсия «Малые Корелы».

Материалы и оборудование: гофрированный картон, ножницы, клеящий карандаш, технические средства обучения, презентация, магнитная доска.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Поморская изба“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с самобытностью и архитектурой деревянного зодчества северной избы.

Задачи:

Образовательные:

- формировать знания детей об архитектуре и особенностях северной избы;

- дать представления о материале, из которого строили дома на севере;

- учить определять своеобразие конструкции домов и сооружений и называть их;

- продолжать совершенствовать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас.

Развивающие:

- продолжить развивать кругозор и любознательность;

- продолжить развивать мышления, слуховое и зрительное восприятие, внимание, воображение;

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- развивать умение работать с гофрированным картоном, действовать по инструкции;

- продолжить развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к деревянному зодчеству русского севера;

- воспитывать чувство гордости за талантливых мастеров нашей малой Родины;

- воспитывать умение выслушивать ответы друг друга;

- побуждать детей доводить начатое дело до конца.

Ход занятия:

Дети входят в мини – музей деревянной избы ДОУ.

Логопед: Здравствуйте ребята. Я вижу у вас отличное настроение и это здорово. Ведь сегодня нас с вами ждет очень интересное занятие, которое пройдет в мини – музее деревянной избы.

Логопед: Ребята, у каждого человека на земле есть большая и малая Родина. Большая Родина, это наша страна Россия. Скажите, а что такое малая Родина?

Ответы детей: Это то место, где мы родились, где живет наша семья.

Логопед: Как называется наша малая Родина?

Ответы детей: Архангельск.

Логопед: Как еще называют Архангельскую область?

Ответы детей: Беломорье, Поморье.

Логопед: Правильно, Поморье. А людей, живущих в Поморье, называют поморами. Представьте, что мы сейчас находимся в поморской деревне, где, когда то жили наши предки. Что вы видите?

Ответы детей: Мы видим дом.

Логопед: Как называется дом поморов?

Ответы детей: Изба.

Логопед: Послушайте стихотворение, обратите внимание на экран (презентация).

Стоит избушка из бревна.

Её собрали без гвоздя

Бревно черно - прошли ведь годы,

Но нас чарует красота.

Пережила прошедшие невзгоды

И в ней жива ещё душа.

Логопед: Дом, ребята, в одиночку не построишь. На строительство дома выходила вся деревня. Поморы вместе рубили и возили лес для строительства дома. «Чем больше рук, тем легче труд» гласит народная пословица.

Логопед: Из чего сделан дом поморов?

Ответы детей: Из бревен.

Логопед: Если он из брёвен, значит он какой?

Ответы детей: Бревенчатый.

Логопед: Раньше мастера строили дома без единого гвоздя, были только топор, пила, долото и рубанок, а чтобы бревно окорить, соскоблить (снять с него кору) был инструмент – скобель.

Дети повторяют новое слово.

Логопед: Давайте определим, сколько частей в слове «скобель».

Ответы детей: Две части (определяют хлопками).

Логопед: Предлагаю вам поиграть в игру «Без чего не построить дом?».

Ответы детей: Дом не построить без топора. Дом не построить без пилы. Дом не построить без рубанка. Дом не построить без бревен.

Логопед: Мастера, который рубил дом называли плотник. Назовите последовательно все звуки в слове «плотник».

Ответы детей: П. л. о. т. н. и. к.

Логопед: Огромные брёвна плотники укладывали венец за венцом под крышу, без единого гвоздя, а после все вместе радовались построенному дому. Как вы считаете, дома у поморов были одинаковые или разные?

Ответы детей: Разные.

Логопед: Вы правы. Каждый дом был не похож друг на друга. Давайте посмотрим и сравним, чем были похожи, а чем отличались дома.

Ответы детей: Похожи: оба дома сделаны из бревна. Есть стены, крыша, окна, крылечко. Отличаются: дом слева одноэтажный, справа двухэтажный. Один высокий, другой низкий. У одного дома три окна, а у другого восемь. Дома украшены по-разному.

Воспитатель: А сейчас ребята построим дом (речедвигательная гимнастика).

Тук - тук, тук – тук – тук! (стучат кулаком о кулак)

Молоток бери мой друг! (повороты туловища вправо - влево)

Мы построим новый дом, (показать «крышу» над головой)

Есть окошко в доме том, (показать «окошко» руками)

Есть еще одно повыше, (подняться на носочки)

Есть труба наверху на крыше! (поднять руки вверх)

Дом готов, зовем гостей: (руки в стороны, тыльной стороной вверх)

«Приходите, поскорей!» (маховые движения на себя).

Воспитатель: Сейчас мы будем строить дом из гофрированного картона (показ картона). Что он напоминает?

Ответы детей: Доски, бревна.

Воспитатель: Ребята, вспомните, человек, какой профессии строит дом?

Ответы детей: Плотник.

Воспитатель: Вот и мы будем плотниками. Какой инструмент помогает плотнику строить дом?

Ответы детей: Топор.

Воспитатель: Правильно. А какой инструмент будет помогать нам?

Ответы детей: Ножницы.

Воспитатель: Рассмотрим заготовки, что вы видите?

Ответы детей: Прямоугольник, квадрат большой и маленький, полоску.

Воспитатель: Возьмите прямоугольник, найдите середину у стороны снизу и разрежьте его пополам (показ и действия детей). Что у нас получилось?

Ответы детей: Стена дома.

Воспитатель: Наложите на лист, возьмите большой квадрат и разрежьте с угла на уголок (показ, действия). Что сейчас получилось?

Ответы детей: Крыша.

Воспитатель: Крыша, какой формы?

Ответы детей: Треугольной.

Воспитатель: Покрываем дом крышей. Возьмите полоску, рассмотрите ее. Она разделена на узкие дорожки. В каждом окошке должно быть по три дорожки. Отсчитайте три и отрежьте. И так до конца дорожки (показ, действия). Сколько всего получилось окошек?

Ответы детей: Шесть.

Воспитатель: По сколько будет окошек в каждом доме?

Ответы детей: По три.

Воспитатель: Накладываем окошки. Возьмите оставшуюся фигуру и разрежьте пополам так, чтобы получилось две дорожки (показ, действия). Что получилось?

Ответы детей: Получилась труба.

Воспитатель: Для чего служит труба в доме?

Ответы детей: По ней выходит дым из печи.

Воспитатель: А печь в доме зачем?

Ответы детей: Чтобы было тепло, уютно.

Воспитатель: Сколько получилось домов?

Ответы детей: Два дома.

Воспитатель: Соберите дома с помощью клеящего карандаша (действия детей, помощь взрослого). Давайте соединим ваши работы вместе (действия выполняют на магнитной доске). Посмотрите, из домов у нас получилась целая деревенская…

Ответы детей: Улица.

Воспитатель: Вы сегодня настоящие мастера. Плотник - профессия важная и востребованная на Руси. Дерево (то, с чем работает плотник) - один из лучших строительных материалов. Так было во веки веков и остается по сей день.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом:

Это не дом.

Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут.

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом. (Е. Куменко)

Список используемой литературы, ссылки на интернет источники.

1. https://uchitelya.com/pedagogika/90947-konspekt-zanyatiya-vo-pomorskoy-storone-zhivem.html

3. А. В. Ополовников, Г. С. Островский "Русь деревянная" .

4. Т. В. Зайцева, «Поморская азбука».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Цветик-семицветик» Занятие Тема: «Цветик-семицветик» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие»Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие» Возраст детей: старший дошкольный возрастЦель:Расширить представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных и конструктивных.

Конспект интегрированного занятия «Морские сокровища»Конспект интегрированного занятия «Морские сокровища» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «МОРСКИЕ СОКРОВИЩА» (Занятие проведено на базе МАДОУ №16 "Белоснежка") Цель- Введение детей в мир искусства по средствам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Поморская изба»
Опубликовано: 5 апреля 2024 в 14:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Поморская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кошелева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД