МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Письмо Донского казака»

Светлана Красникова
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Письмо Донского казака»

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей:

Социализация.

Коммуникация.

Музыка

Тип: интегрированное.

Возраст детей : 6-7 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности:

Беседа, ситуативный разговор.

Дидактические игры, упражнения.

Формы организации: подгруппа детей – 8 человек.

Задачи:

Задачи обучения.

Продолжать знакомить детей с бытом донских казаков на примере ведения натурального хозяйства

Задачи развития.

Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы „Письмо Донского казака“» размещена в разделах

Развивать познавательные способности, интерес к жизни и традициям казаков.

Развивать у детей умение подбирать к словам пиктограммы.

Развивать умение определять последовательность событий во времени.

Задачи воспитания.

формировать патриотические чувства на народных традициях и правилах, по которым веками жили Донские казаки,

воспитывать у детей чувство гордости за малую Родину

. Словарь новых слов: здорОво дневали, хлопоты, гутарят, весточка, разбитнАя, чёски, чирикИ

Предварительная работа:

- Рассматривание изображений костюмов, жилища и предметов быта казаков.

- Продуктивная деятельность детей : аппликация, лепка, рисование

- Беседы с детьми.

Оборудование и материалы:

Картонные заготовки казачки и ее одежды.

Дидактическая игра «Одень казачку»

Дидактическое упражнение «Помоги казачке подобрать заплатку», «Подбери пару»

Пиктограммы «Занятия казачек».

Конверт с «письмом».

Фотографии занятий казачек конца XIX века.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Фотографии с изображением стрижки овец, чёсок, прялки, процесса вязания и продуктов вязания.

Вязаные варежки, клубок шерстяной пряжи, деревянная прялка, чески, ножницы, очищенная и неочищенная (немытая) шерсть

Листочки с пословицей

Ход непосредственно образовательной деятельности:

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, когда я была в деревне, в гостя у моей мамы, мне в руки попало письмо. Помогите мне прочитать, кому оно адресовано. (Вызванный ребенок читает)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кому адресовано это письмо? И от кого оно?

ДЕТИ: Письмо казака своей жене.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте вспомним, какое занятие для казаков было самым главным?

ДЕТИ: Они охраняли границы России от врагов.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вспомните, ребята, какими качествами обладал казак.

Например, если он был смелым, то, каким качеством обладал казак?

ДЕТИ: Смелость.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Храбрым.

ДЕТИ: Храбрость

ВОСПИТАТЕЛЬ: Удалым?

ДЕТИ: Удаль

ВОСПИТАТЕЛЬ: Лихим?

ДЕТИ: Лихачество

ВОСПИТАТЕЛЬ: Трудолюбивым

ДЕТИ: Трудолюбие

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот оказывается, сколько хороших качеств имел казак.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Обратите внимание на конверт. Как вы думаете, это письмо написано в наше время?

ДЕТИ: Нет, потому что такими конвертами сейчас не пользуются. И там написано про станицу

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. А станица – это деревня казаков. А вы знаете, что раньше в деревне было очень мало грамотных людей. И это были в основном мужчины. А женщины-казачки оставались неграмотными, поэтому ни читать, ни писать они не умели. Как вы думаете, к кому она могла бы обратиться, чтобы прочитать письмо?

ДЕТИ: К человеку, который умеет читать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня этим человеком буду я. Я помогу казачке прочитать письмо. Слушайте внимательно, и если вы услышите незнакомые слова, то потом мы вместе с вами попытаемся объяснить их значение. (Читаю письмо)

Какие незнакомые слова вы услышали?

ДЕТИ: Здорово дневала, хлопоты, гутарят, весточка.

Далее идет обсуждение и объяснение этих слов. (здорово дневала - здравствуй, хлопоты – дела, гутарят – говорят, весточка – новость, известие).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, о чем просит в письме казак свою жену? Поможем казачке?

ДЕТИ: Да

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы будете называть какое-либо занятие, а один из вас будет подбирать к нему соответствующую пиктограмму. С помощью этих пиктограмм мы поможем казачке рассказать о ее занятиях своему мужу. Чем же занималась казачка?

ДЕТИ: Приготовление пищи. (Ребенок ищет из предоставленных пиктограмм соответствующую картинку)

- уход за детьми, их воспитание;

- вязание и шитье;

- стирка;

- починка одежды;

- ношение воды из реки;

- уход за домашними животными;

- дойка коровы;

- работа в огороде;

- работа в поле.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, сколько у женщины забот. Так какими же качествами должна обладать в этом случае женщина. Какой она была?

ДЕТИ: сильная, смелая, работящая (трудолюбивая).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Еще говорили, что она «разбитнАя», то есть бойкая, шустрая.

Давайте с вами вспомним внешний вид казачки. Какая она?

ДЕТИ: Она большая, крупная

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята. Считалась, что казачка не должна быть худой, иначе у нее не будет сил работать.

Какие у нее волосы?

ДЕТИ: гладкие, длинные, убраны в пучок и под платок или косынку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, иначе она будет «простоволосой». Отсюда и выражение пошло «опростоволоситься» - оплошать, сделать глупость. Так для чего же нужен был платок?

ДЕТИ: защищать от ветра и пыли, холода и зноя, от загара, т. к. у казачек ценилась белая нежная кожа.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с вами уже знаем, что одежда казачки была праздничной и повседневной, то есть на каждый день.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Одень казачку». Каждый из вас выбирает фигурку казачки и подбирает для нее одежду.

Дидактическая игра «Одень казачку» : праздничная и повседневная одежда.

После выполнения задания воспитатель задает вопросы:

- Назови, из чего состояла повседневная одежда казачки?

- Для чего надевали фартук-передник?

- Чем отличалась праздничная одежда от повседневной?

ДЕТИ отвечают

ВОСПИТАТЕЛЬ: Зимой казачки носили длинную шубу или жупейку. На ногах носили чирикИ (туфли-калоши) или сапоги, а в них круглый год надевали шерстяные носки или чулки.

Ребята, скажите, из чего вязались шерстяные носки?

ДЕТИ: Из шерсти

ВОСПИТАТЕЛЬ: А откуда казачки брали шерсть?

ДЕТИ: От овцы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, казаки выращивали коз и овец. От овец они получали шерсть, от коз – более мягкий пух.

Но как же получить из клочка шерсти или пуха теплый носок или варежку?

Предлагаю вам выстроить процесс производства в обратной последовательности. А помогать нам в этом будут вот эти инструменты (прялка, чёски, овечьи ножницы, а также стриженая шерсть – чистая и неочищенная, клубки шерсти и пуха). Например, у нас с вами есть варежка. Ее связали из чего? Из пуховых НИТОК. Или говорят из пряжи. Как получили пряжу?

ДЕТИ: Спряли шерсть на прялке.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сразу клубок получился?

ДЕТИ: Нет. Шерстяные нитки намотаны на большую катушку

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да с этой катушки пряжу сматывали в клубок.

Итак, мы с вами определили, что нити эти будут прясть на прялке. Посмотрите на нее. Женщина надавливала на рычаг ногой, он крутил колесо, а колесо через струны крутило катушку. Казачка только успевала подавать расправленные легкие клочки шерсти. Посмотрите внимательно на прялку. На что она похожа?

ДЕТИ: На штурвал. На старую швейную машинку с педалью.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все правильно. Молодцы.

Но давайте потрогаем стриженную шерсть. Какая она на ощупь?

ДЕТИ: колючая.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Из нее можно сразу скрутить тонкую нить? Давайте попробуем скрутить ее в руках. Получается тонкая ниточка?

ДЕТИ: Нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что же делали казачки? Они выдергивали мелкие кусочки и вплетали их в нить.

Но для нити нужны длинные волокна, тогда она будет прочной. Посмотрите, что я делаю. Я пушу плотный кусок шерсти, как вы пушили синтепон для белых медведей. Но шерсти много, а руками это делать очень долго, поэтому для того, чтобы распушить шерсть придумали такой инструмент, который называется ЧЁСКИ. Как вы думаете, от какого слова произошло такое название?

ДЕТИ: Чесать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Казаки говорили «чесать пух». С помощью чёсок шерсть можно было распушить гораздо быстрее. Давайте попробуем это сделать.

Дети пробуют распушить шерсть с помощью чесок.

Тяжело работать ческами?

Дети отвечают.

Итак, брали клочок шерсти, который состригали с овцы или козы специальными ножницами. Посмотрите, насколько они просты и удобны.

Дети рассматривают ножницы, пробуют ими отрезать клочок шерсти.

Посмотрите на эту фотографию. Что вы видите на ней?

ДЕТИ: Люди стригут овец.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Именно так. Эта фотография сделана больше ста лет назад в наших краях.

Овцам или козам состригали их теплые шубки. Как вы думаете, в какое время года это делали? Почему?

Ответы детей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, Стригли овец ранней весной, когда шерсть у животных была мягкой, пушистой.

Итак, давайте вспомним и выложим последовательность переработки шерсти.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».

ДЕТИ выкладывают картинки в следующей последовательности:

Стрижка – ческа – пряжа – вязание

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вязали казачки разные изделия. Назовите, какие вязаные изделия вы знаете.

ДЕТИ: варежки, носки, шапки, кофты, платки, шарфы

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Но все они были разные наощупь и разные по рисунку.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру

Дидактическое упражнение «Помоги казачке подобрать заплатку», «Подбери пару»

(одни дети подбирают заплатки к вязаным деталям по рисунку, другие - пары к вязаным вещам)

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

Давайте с вами вспомним, что же мы сегодня с вами делали.

Читали письмо казака своей жене. И с помощью пиктограмм определили занятия казачек (подбирали картинки)

Подбирали праздничную и повседневную одежду для казачки

Познакомились с тем, как из шерсти можно получить теплые вещи.

Правильно, ребята! Сегодня с вами мы узнали еще немного из жизни казаков. Ведь мы с вами живем в казачьем краю и должны знать историю своего края. Есть такая пословица: Без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего! Я раздаю вам листочки с этой пословицей, вы дома с родителями о ней поговорите, а завтра расскажите, как вы и ваши родители ее понимаете.

Спасибо за внимание!

Без корней нет и ветвей,

а без истории нет и будущего!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

Образовательная область «Художественное творчество в контексте ФГТ» Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение следующих задач: Развитие продуктивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Письмо Донского казака»
Опубликовано: 27 августа 2014 в 17:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Письмо Донского казака»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Красникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД