Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятие по речевому развитию и ручному труду (дизайн) «Какие раньше были куклы» в старшей группе

АЙГУЛЬ НУРМАГАМБЕТОВА
Конспект интегрированного занятие по речевому развитию и ручному труду (дизайн) «Какие раньше были куклы» в старшей группе

Конспект открытого интегрированного занятия

по речевому развитию и ручному труду

«Какие раньше были куклы» в старшей группе

Цель:

Развитие интереса детей к истокам народного творчества.

. Задачи:

Публикация «Конспект интегрированного занятие по речевому развитию и ручному труду (дизайн) „Какие раньше были куклы“ в старшей группе» размещена в разделах

Образовательные: Сформировать представления о народной игровой кукле, об ее истории возникновения.

• Научить детей, создавать куклу своими руками, передавая характерные особенности внешнего вида.

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства к своей истории.

Развивающие : Развивать у детей творческое мышление, память, воображение, внимание, наблюдательность. Продолжать развивать умение детей вступать в речевое и игровое взаимодействие.

Ход занятия

Дети заходят в групповую комнату, садятся на стульчики, стоящие полукругом.

Воспитатель: Ребята, я хочу с вами побеседовать и поиграть. Но для начала вам надо отгадать загадки, о чём у нас с вами будет идти разговор.

Загадка:

Ребенок Чем играются детишки?

Куклы, кубики да пушки,

Дудки, зайки и лягушки

Дети, что это?

Дети: Игрушки

Ребенок Я ее кормлю, пою,

Одеваю, спать ложу.

Вместе ходим на прогулки,

Вместе с ней играем в жмурки.

Для меня она дочурка,

Жаль, что это только (кукла)

Воспитатель: Правильно. Это игрушки и кукла. Вот сегодня мы об этом и поговорим.

Воспитатель: Мальчики, какие у вас есть игрушки?

Воспитатель: Девочки, у вас есть куклы? Любимая кукла, та с которой вы больше всего играете?

Воспитатель: А то хочет рассказать мне про свою куклу? Но рассказывать будем по мнемотаблице.

Воспитатель: Теперь мы мальчиков попросим рассказать по свою любимую игрушку.

Воспитатель : А на этом столе у нас игрушки современные, в которые вы играете сейчас. Какие они все красивые.

Воспитатель: .(выставка современных игрушек)Ребята, здесь собраны игрушки, которыми играете вы. Как вы думаете, а наши бабушки и дедушки играли в игрушки?

-А во что они играли?

Проходим в импровизированную русскую избу

-Ребята посмотрите, вокруг, есть ли здесь место куда вам непременно хотелось заглянуть? (на столике накрытый расписным платком стоит сундучок)

Воспитатель: Что это? Хотите посмотреть, что там? И я тоже очень. Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие : «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

-Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.) Воспитатель открывает сундук и говорит.

- Пришла пора заглянуть сундучок, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем. (в сундуке лежат игрушки. Деревянные матрешки, глиняные игрушки, свистульки, тряпичные куклы.)

- А из чего они сделаны?

Во время рассматривания и вынимания игрушек из сундучка проводится словесная игра «Из чего сделаны?» (матрешка ид дерева – деревенная и тд)

-Как вы думаете эти игрушки сделаны на заводе?

- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала.

Воспитатель:- Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей.

берет тряпичную куклу.

-Как вы думаете, из чего сделана эта кукла?

Ребенок Сейчас в магазинах есть много игрушек,

Полезные ищем среди безделушек,

А в Древней Руси мастерили девчушек

Из лоскуточков, да ниток катушек.

Народные куклы — так в чём их секрет?

- А чтобы узнать секрет этих замечательных куколок мы вернемся на стульчики

- Из глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом.

-Давайте поподробнее рассмотрим куколок.

(мини-рассказы детей)

Ребенок: Куколка-утешница- это ласковая, добрая куколка-малышка. Мамы, няни, бабушки всегда носили ее в кармане, а когда ребенок грустил или плакал, доставали и утешали малыша.

Ребенок: Кубышка- травница наполнена душистыми лекарственными травами. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной аромат. Кукла оберегала дом от болезней. Ее подвешивали над колыбелью малыша или ставили рядом с кроватью.

Ребенок: Десятиручка. В помощь хозяйке делали куклу десятиручку, которая помогала по хозяйству. И дарили с пожеланиями того, чтобы хозяйка всегда и все успевала и чтобы в ее руках все ладилось.

Ребенок: Кукла «на счастье» - это маленькая куколка с длинной косой и поднятыми к солнцу ручками. Главное в в кукле коса, она символизирует женскую силу. Дарили куклу с пожеланиями счастья, удачи, здоровья.

Ребенок: Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка— и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречхи. Из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После сбора урожая мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник.

Ребенок: Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте). Роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.

-Сейчас мы с вами отдохнем и сделаем небольшую разминку

Физминутка

• Наша куколка сидела (дети приседают)

Да решила погулять (тихонько встают и ходят как куколки на ровных ногах и ручки в строну)

Наша куколка гуляла

И играла и плясала (выполняют действие)

Приседала и скакала

Наша куколка моргала (Моргают глазками)

Быстро глазки закрывала

А потом их открывала

Наша куколка устала

И присела отдыхать. (Приседают)

На столах приготовлены клей, ножницы, украшения для декора: косынки, ленточки, тесемки, цветные ручки для рисования частей лица, различные украшения

Воспитатель: А сейчас садитесь за столы, на прошлом занятии мы начали делать с вами куколок по вашему желанию, кто-то мартиничек, кто-то утешниц, а кто-то бумажных куколок. Сегодня мы продолжим изготовление кукол, украсим их.

Воспитатель: но прежде чем приступать к работе проведем пальчиковую гимнастику

Пальчиковая игра «Куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло. (Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Воспитатель объясняет, помогает проводит индивидуальную работу. Во время работы воспитатель беседует о бережном отношении к игрушкам.

- Безусловно все куколки делают, соблюдая русские традиции, с душой и большой любовью. В наше время такая кукла может стать добрым подарком для друзей и близких, или просто придать вашему дому гармонию и уют. Сейчас времена изменились. Куколка тряпичная может быть безликой, как мотанка или крупеничка. Современные мастера часто изготавливают ее с личиком.

Воспитатель: Ой, какие красивые у вас получились куклы. Как их зовут?

Рефлексия:

Ребенок Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте,

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить

Тепло, добро и счастье

Ваше сторожить!

О чём у нас с вами сегодня была беседа? И что мы с вами изготовили?

Воспитатель: Вы были молодцы. Спасибо вам.

(Если остаётся время дети танцуют с куклами)

По принципу игры «Жаворонок»

Наша куколка шагает

Громко весело поет

Никого не забывает

В гости к нам сейчас зайдет.

Публикации по теме:

Занятие по ручному труду «Кошечка» в средней группеЗанятие по ручному труду «Кошечка» в средней группе В мире мало людей, которые были бы совершенно равнодушны к кошкам. Одни их чуть ли не обожествляют, другие выискивают в них недостатки,.

Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы»Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы» Программное содержание: • Расширять представления о первоцветах, бережном отношении человека к природе. • Формировать реалистическое представление.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик»Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик» Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик.

Конспект интегрированного НОД по речевому развитию и экспериментальной деятельности в старшей группе «Зима»Конспект интегрированного НОД по речевому развитию и экспериментальной деятельности в старшей группе «Зима» Образовательные задачи: уточнить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях; формировать умение детей в ходе экспериментирования.

Конспект интегрированного занятия по лепке и ручному труду «Поросята» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по лепке и ручному труду «Поросята» во второй младшей группе Цель: изготовление объемной поделки поросенка с использованием картофеля. Задачи: 1. Продолжить знакомство с домашними животными; 2.

Конспект НОД по ручному труду в старшей коррекционной группе «Плот»Конспект НОД по ручному труду в старшей коррекционной группе «Плот» Цель: расширение знаний о водном транспорте. Задачи: • учить детей создавать водный транспорт - «плот» из бросового материала (трёх пробок);.

Конспект НОД в старшей группе по ручному труду «Платье для Золушки»Конспект НОД в старшей группе по ручному труду «Платье для Золушки» Тема «Платье для Золушки» Цели: учить называть предметы одежды, обобщающее слово «одежда», закрепить умение согласовывать числительные с.

Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «Снеговик»Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «Снеговик» Цель: продолжать развивать умение детей конструировать из бумаги. Задачи: 1. закрепить знания детей о зиме как о времени года; 2. развивать.

Конспект занятия по ручному труду «Лесовичок» в старшей группеКонспект занятия по ручному труду «Лесовичок» в старшей группе Ручной труд: “ Лесовичок” в старшей группе. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка" МДОУ - Центр развития ребёнка.

Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы).Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы). Занятие по ручному труду в старшей группе "Мартинички" (нитяные куклы).Цель: -Познакомить детей с историей создания кукол. Задачи: - Научить.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект интегрированного занятие по речевому развитию и ручному труду (дизайн) «Какие раньше были куклы» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем АЙГУЛЬ НУРМАГАМБЕТОВА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятие по речевому развитию и ручному труду (дизайн) «Какие раньше были куклы» в старшей группе
Опубликовано: 13 апреля 2023 в 17:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД