МААМ-картинки

Сценарий интегрированного мероприятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Донские казаки»

Надежда Переверзева
Сценарий интегрированного мероприятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Донские казаки»

1. Пояснительная записка.

1.1. Тематическое направление.

Данное мероприятие разработано в рамках тематического направления воспитательной деятельности «Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности».

1.2. Тема мероприятия и обоснование ее выбора.

Публикация «Сценарий интегрированного мероприятия по патриотическому воспитанию в старшей группе „Донские казаки“» размещена в разделах

Интегрированное мероприятие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему : «Донские казаки».

Актуальность:

Дошкольное детство - важнейший период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Важно вернуть утраченные человеческие ценности в неповторимой народной культуре, восстановить связь времен. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа.

Одним из уникальных ресурсов в решении этой задачи является культура Донского казачества.

Без знаний основ народной русской жизни, жизни казаков Дона, родного фольклора трудно воспитать патриота и гражданина России. Этим продиктована актуальность данного мероприятия. Посиделки ориентированы на детей среднего и старшего школьного возраста и позволяют создать радостную и эмоциональную атмосферу.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия.

Целевая аудитория данного мероприятия группа старшего и подготовительного к школе возраста детей.

1.4. Роль и место мероприятия в системе работы воспитателя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Данное мероприятие является одним из цикла мероприятий посвященных «Году памяти атамана Платова М. И.»

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: изучение истории и традиций казачества через

знакомство с культурой Донских казаков.

Задачи:

Образовательные: - познакомить детей с историей чаепития у казаков.

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- воспитывать любовь к традициям донских казаков.

Воспитательные : - воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Ожидаемые результаты:

• В процессе бесед, рассказов о самобытности жизни казаков расширить знания и представление детей о культуре Донского края, о народных обычаях и традициях.

• Раскрыть творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.

• Отлично провести праздник

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Данное мероприятие проходит в форме тематического чаепития. Данная форма проведения мероприятия выбрана не случайно. Чаепития в дошкольном возрасте - одни из самых важных событий в жизни детей. Русская народная традиция-чаепитие, приобщает ребят к народной культуре, является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.

1.7. Педагогическая технологии, используемые для достижения планируемых результатов.

В воспитательном мероприятии используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые технологии.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) :

Ресурс Содержание

Кадровые *воспитатели ДОО;

*музыкальный руководитель.

Материально-технические *проектор с экраном;

*переносная аудио-колонка;

*песня «Как за Доном за рекой казаки гуляють» и др. ;

*дидактическая игра «Остуди чай»;

*мультимедийная презентация «Донские казаки»;

*самовар, сахар, баранки, пряники, чашки с блюдцами;

Используемые интернет источники https://multiurok.ru/files/igra-dlia-razvitiia-rechevogo-dykhaniia-ostudi-gor.html

https://aksay-museum.ru/about/chaepitie.php

https://infourok.ru/kartoteka-fizminutok-i-palchikovoy-gimnastiki-3321595.html

Изображения для презентации взяты с разных интернет источников, через поисковую систему.

Методические Картотека «Физкультминутки», картотека «Загадки о чаепитии».

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций жизни донских казаков, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков; беседа с воспитанниками о традициях чаепития; игры в казачьи игры; знакомство и заучивание пословиц и поговорок. Разработка мультимедийной презентации «Донские казаки».

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.

Конспект интегрированного мероприятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему : «Донские казаки».

Цель: изучение истории и традиций казачества через

знакомство с культурой Донских казаков.

Задачи:

Образовательные: - познакомить детей с историей чаепития у казаков.

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- воспитывать любовь к традициям донских казаков.

Воспитательные : - воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

Оборудование: куклы в национальных костюмах донских казаков, предметы утвари, аудио-записи казачьих песен, проектор, переносная аудио-колонка; дидактическая игра «Остуди чай»; мультимедийная презентация «Донские казаки»; самовар, сахар, баранки, пряники, чашки с блюдцами.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практическая деятельность детей, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.

Ход мероприятия:

Звучит музыка «Как за Доном за рекой казаки гуляють» дети входят в группу в казачьих костюмах.

Воспитатель : Сегодня мы решили устроить чаепитие.

Чаепитие – давняя традиция гостеприимства и застолий русского народа. Гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!». За вкусным чаем поговорим о Донских казаках, о традициях и обычаях народа, который жил и живет у нас на Дону.

400 лет назад, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Селились эти люди на берегу рек. Почему именно селились на берегу рек? (ответы детей) Правильно, что, где вода – там и жизнь. Беглецы обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. Казак – это значит вольный человек, удалой.

На экране слайды с иллюстрациями донских казаков.

Воспитатель : Донские казаки славились гостеприимством. Если нечем было накормить гостя, то часто угощали чаем. Чаепитие для казаков было своеобразным образом жизни. Когда гость появлялся на пороге дома, то хозяйка скорее приглашала его присесть к столу. А встречал всех «генерал» - самовар, который «кипит, просит чаю пить». Самовар всегда красовался на почётном месте. Его передавали по наследству, он входил в приданое девушки. Раз в неделю казачка чистила его речным песком, чтобы он блестел, словно, зеркало.

Физминутка. Воспитатель и дети выполняют движения, проговаривая текст. Повторить 2-3 раза.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка звонко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела».

Воспитатель : В Россию впервые из Китая чай привезли два атамана, Петров и Ялышев. Назвали этот чай «Атаман»- бодрящий, душистый, полезный чай! Закройте глаза и попробуйте почувствовать запах чая.

Воспитатель : Еще на Дону всегда была традиция пить травяные настои и отвары. Ребята, какие вы знаете полезные травы?

Дети: заваривали ромашку, зверобой, мяту, листья малины и смородины.

Воспитатель : Вот еще полезная травка для заваривания чая - Иван-чай или по научному «кипрей». (Продемонстрировать детям на экране иллюстрацию иван-чая) Во время чаепития у казаков Дона было много особенностей. Чай обычно разливали хозяйка дома, или её старшая дочь. Полагалось, что они передают хорошее настроение. Чашку передавали двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!». Принимая чай, следовало ответить: «Благо дарю вас». Эти два слова создавали особую добродушную атмосферу за столом. Давайте сейчас и мы с вами попытаемся создать такую же атмосферу в нашей группе.

Игра «Дарим своё тепло»

Цель: воспитание внимательного и чуткого отношения к окружающим, развитие интереса к личности другого человека.

Описание игры: дети встают в круг. Одному участнику предлагается положить правую руку на левую руку своего соседа и сказать «На здоровье». Сосед берет руку и отвечает «Благодарю!».

Воспитатель : Гости наблюдали, чтобы наливали доверху – значит, жизнь будет полной. По густоте заварки судили о щедрости хозяйки. На «жидкий» чай, сквозь который «Москву видать» обижались. Чем гуще чаёк, тем лучше. Казаки пили чай горячим, наливая в блюдце, и важно раздувая щёки, дули на напиток. У нас с вами есть вот такие чашки с очень горячим чаем. Давайте его остудим. Для этого следует набрать воздуха и подуть на чай, вот так (показать детям как правильно дуть).

Игра «Остуди горячий чай»

Оборудование: 3 чашки с «паром» в виде полосок из бумаги.

Описание: педагог предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на «пар». Если дует правильно, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

Воспитатель : А теперь, детки у меня есть для вас загадки. Отгадаете, что нужно для чаепития узнаете.

1. Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал-

Там и пропал (сахар)

2. Кольцо не простое,

Кольцо золотое.

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (бублик)

3. Четыре ноги,

Два уха.

Один нос да брюхо (самовар)

4. Желтые, зеленые, синие и красные,

Разноцветные, на вкус всегда прекрасные.

Любят взрослые и детки,

К чаю сладкие (конфетки)

Воспитатель : К чаю подавали различную выпечку: пироги, сушки, баранки и ватрушки. Часто чай пили с кусковым сахаром – «вприкуску» да «вприглядку». Сахар в XIX веке продавали в «головах» - огромные куски, которые весили 10-11 килограммов. Сахар рубили на куски, затем чайными щипцами раскалывали на более мелкие кусочки. С одним кусочком сахара казаки могли выпить три, четыре чашки чая. Посмотрите что это у нас? Да это сахар. Предлагаю поиграть в игру.

Веселый сахарок.

Для проведения игры-конкурса потребуется игральный кубик и упаковка сахара-рафинада. Условия игры: участник бросает кубик и получает столько кубиков сахара, сколько выпало точек на верхней стороне кубика. Побеждает самый ловкий и удачливый участник, набравший сахарных кубиков больше.

Воспитатель : На Дону чай пили по несколько чашек (8-10) за беседой. Если гость завершал чаепитие, он переворачивал чашку вверх донышком и сверху положить кусочек сахара. Хозяйка без слов понимала, что для этого человека чаепитие завершено. Предлагаю завершить наше путешествие по истории Донского казачества чаепитием! Садитесь за столы дубовые, да за скатерти узорные, отведайте угощения, конфеты и печенья.

Вместе: Приятного чаепития!

Публикации по теме:

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

Фотоотчёт о внеурочном мероприяти «Мы — донские казаки!»Фотоотчёт о внеурочном мероприяти «Мы — донские казаки!» Фотоотчёт внеурочного мероприятия "Мы - донские казаки!" [/b] Мы живём на донской земле. Наши образовательные учреждения носят статус "казачьих".

Конспект квест-игры по патриотическому воспитанию в старшей группе Татьяна ГоляковаКвест - игра в старшей группе по патриотическому воспитаниюТема: «Моя малая родина, любимый город наш - Тобольск» Цель:.

Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа) Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе.

Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки»Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки» Цель: Формирование знаний о казачестве, его самобытности, культуре, традициях, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи:.

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства» Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории.

Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Никто не забыт, ничто не забыто!» Цель : Познакомить детей с историческими событиями Великой отечественной войны по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков. Задачи:.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Татарстан-моя республика»НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Татарстан-моя республика» Цели и задачи: - Дать детям представление, что такое Родина, родной край. - Познакомить с картой и символикой Республики Татарстан..

Планирование месячника по военно-патриотическому воспитанию в старшей группе 23.01. Тематическое занятие по развитию речи,посвящённое Дню родовых войск. (разучивание стихов) 24.01. Музыкально-тематическое занятие,посвящённое.

Автор публикации:
Сценарий интегрированного мероприятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Донские казаки»
Опубликовано: 12 июля 2023 в 14:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД