Лучший педагог года

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [ш]

Айгуль Нуриева
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [ш]

Постановка звука Ш

(конспект индивидуального занятия)

Коррекционно-образовательные цели:

Постановка звука [ш];

Развитие фонематического звука слуха;

Формирование представления об артикуляционном укладе [ш];

Обогащение словаря по теме «Домашние животные».

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие слухового и фонематического восприятия, слуховой памяти;

Укрепление мышц языка, умение им управлять, вырабатывать подъем языка;

Публикация «Конспект индивидуального занятия по постановке звука [ш]» размещена в разделах

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитание стремления к правильному произношению звука [ш];

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участии в занятии.

Оборудование:

Игрушки животных (волк, заяц, кошка, лиса);

Картинки с изображением кошки в различных действиях («лакает», «царапает», «изгибает спинку», «облизывается»);

Комплекс массажных упражнений в картинках для лицевых мышц;

Танграм;

Картинки-символы на звук [ш] (змея, гусь, шина);

Инструменты для постановки звука [ш] (шпатель).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Д/и «Четвертый лишний». Перед ребенком игрушки – волк, лиса, кошка, заяц.

Логопед: - Лена, перед тобой игрушки, назови их. (ребенок называет). А теперь выдели четвертую лишнюю игрушку. (Ребенок объясняет, почему кошка лишняя). Правильно, кошка лишняя, потому что это домашнее животное. А давай дадим ей кличку и оставим ее с нами. Посмотри какая она? Погладь.

Ребенок: - Пушистая, мягкая, гладкая, красивая и т. д.

Логопед: - А давай назовем этого котенка Пушок. А интересно, что умеет делать Пушок, давай подойдем к зеркалу.

2. Артикуляционная гимнастика

Садимся перед зеркалом. На столе разложены картинки с изображением кошки в разных действиях.

Логопед: - Чтобы подружиться с Пушком, давай ему улыбнемся. (упражнение «Улыбочка»). А теперь, посмотри, у Пушка вытянутая мордочка, и ты тоже вытяни губки. (Упражнение «Улыбка»- «Трубочка» выполняется 3 раза). А что еще умеет делать Пушок? (Ребенок перечисляет)

Ребенок: - Царапаться, кусаться.

Упражнение «Накажем непослушный язычок» выполняется 5 раз.

Логопед: - А еще кошки ловят мышей. Давай поиграем в «кошки-мышки». Положи широкий язычок на нижние губы. Губы не напряжены – вышла мышка из норы – а теперь убери язычок в рот, спрячь мышку в нору. (упражнение «Блинчик» выполнить 3 раза). Во время удержания языка – счет до 5. А теперь покажи, как кошка лакает молоко. (Ребенок показывает). Покажи, как кошка слизывает остатки молока с губ. Упражнение «Вкусное варенье» выполнить 3 раза. Кошка умеет выгибать спинку. Упражнение «Кошечка» выполняется 3 раза. А из чего кошка лакает молоко?

Ребенок: - Из миски.

Логопед: - Правильно, из миски. Теперь попробуем сделать языком. Выполняем упражнение «Чашечка». Если не получается, помогаю шпателем.

3. Массаж лицевых мышц.

Логопед: - А теперь давай покажем, как кошка умывается.

«Водичка»

Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтоб щечки горели.

Чтоб глазки блестели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

Логопед: - на улице зима, но мы мороза не боимся, мы разминаем наши щечки, гладим их, чтобы не замерзли. Покажем, как мы это делаем.

Выполнение комплекса массажных упражнений для лицевых мышц.

Массаж языка.

- потирание;

-надавливание;

- разминание боковых краев.

4. Развитие речевого дыхания.

Логопед: - Лена, когда наши ручки мерзнут, как мы их греем? Покажи. (Ребенок показывает).

5. Постановка звука [ш].

Логопед: - Лена, покажи еще раз чашечку. А теперь, сделай такую же чашечку во рту. Широкий кончик языка за верхними зубами, сейчас погладь широким кончиком языка бугорок за верхними зубами. Зубы сближены. Оставляем узкую щель. Губы округляем. Теплый ветерок идет посередине языка. Голос не включаем. Получается шшшшшш. Если ребенок затрудняется, поднимает шпателем кончик языка.

6. Динамическая пауза

Логопед: - Ну, а теперь мы с тобой отдохнем и поиграем в снежки.

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним и … сломаем.

7. Развитие речевого дыхания.

Подходим к столу.

Логопед: - Кого любит ловить кошка?

Ребенок: - Мышей.

Логопед: - А давай спрячем мышку в норку, чтобы Пушок не поймал. Упражнение «Задуй мышь в нору» выполняется 3 раза.

Логопед: - Кошка не смогла поймать мышку и поэтому сердится.

8. Артикуляционный уклад.

Подходим к кошке.

Логопед: - А когда кошка сердится, что она делает?

Ребенок: - Шипит.

Логопед: - Давай вспомним, что делает наш язык во рту?

Ребенок: - Чашечку.

Логопед: - Где находится широкий кончик языка?

Ребенок: - За верхними зубами. У бугорка.

Логопед: - Что делают зубы?

Ребенок: - Сближаются. Остается узкая щель.

Логопед: - Что делают губы?

Ребенок: - Округляются.

Вызываю шшшшшш

Логопед: - А кто еще поет такую песенку? Кто шипит?

Ребенок: - Змея. Гусь.

Логопед: - А еще такой звук издает проколотая шина колеса. Показываю картинку. Даю картинку в руки ребенка.

Логопед: - Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки, но когда ты услышишь звук [ш] – поднимай свою картинку.

П К Ш М Н Ш

- А теперь буду называть слоги.

ТА МУ ШО НЫ ША

- А теперь будь внимательна, я буду называть слова, когда услышишь слово, в котором есть звук [ш], подними картинку.

ТЫКВА КАПЮШОН КОТ ШАПКА

- Молодец!

Логопед: - А теперь, давай мы с тобой поработаем руками. Собери из геометрических фигур гуся.

9. Работа над мелкой моторикой

Ребенок собирает гуся.

Логопед: - Туловище у гуся больШое. Шея длинная. Лапки Широкие. Голова небольШая. Гусь увидел нашего Пушка и зашипел Ш-Ш-Ш.

Логопед: - Скажи, пожалуйста, кто стоит к гусю близко?

Ребенок: - Мышь.

Логопед: - А кто подальше?

Ребенок: - Змея.

Логопед: - А кто далеко?

Ребенок: - Кошка.

Выработка длительного изолированного произношения звука [ш].

Логопед: - Молодец! Кошка осталась довольна, что пришла к нам. Лена, нарисуй дома для Пушка три картинки в названии которых есть звук [ш].

10. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы (звуки С-З): 1. Развитие внимания, памяти, мышления. 2. Совершенствование фонематического слуха.

Структура логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Постановка звука Цели: - продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме. - формировать направленную воздушную струю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [ш]
Опубликовано: 23 октября 2014 в 21:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД