Лучший педагог года

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием дидактических игр в работе

Изабелла Попова
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием дидактических игр в работе

В последнее время количество детей с различными нарушениями речи увеличивается, что является одной из актуальных проблем, стоящих перед обществом. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше у него возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Если не исправить речевые нарушения своевременно, то у детей возникает закомплексованность, мешая им учиться, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому поиск новых форм, методов организации коррекционных работ с детьми дошкольного возраста становится приоритетным направлением нашего времени.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием дидактических игр в работе» размещена в разделах

Постановка звука - не простая работа. В основном не так трудно поставить ребенку звук. А автоматизировать и ввести его в речь куда сложнее и может занимать много времени, требовать немало усердия. Дошкольнику сложно несколько раз просто повторять за логопедом слова с автоматизируемым звуком. И во время таких занятий ребёнок бывает психологически зажат. Частое явление, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, после занятий, дети забывают все приобретенные произносительные навыки. И. А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Для дошкольников игра была и остаётся ведущим родом деятельности. В частности для детей с различными речевыми патологиями игра является неприемлемой основой логопедических занятий.

Дидактическая (обучающая) игра включена в педагогический процесс. Ее сущность заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся организовать непринужденную, дружескую и комфортную среду для обучения детей. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению учебного материала в школе. Дидактические игры позволяют проводить занятия с дошкольниками в игровой форме и таят в себе большие возможности. В дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Благодаря использованию игр, процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме.

Впервые система дидактических игр для дошкольников была разработана Ф. Фребелем. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М. Е. Хватцев, М. Ф. Фомичева. Их опыт я использую в практической работе по постановке и автоматизации звуков. Изучая опыт логопедов – практиков Н. Нищевой, Т. А. Ткаченко, М. Мезенцевой я научилась подбирать, классифицировать и систематизировать дидактические игры, что помогает успешно использовать их в работе.

Тема занятия : «Использование дидактических игр в работе по автоматизации звука Р».

Целью представленной работы является : автоматизация звука Р у дошкольников путем использования дидактических игр.

Задачи исследования:

1. Коррекционно-обучающая:

- закрепить правильное произношение звука Р изолированно, в слогах, словах, предложениях, скороговорках через дидактические игры;

- уточнение акустического и произносительного образа звука Р;

- совершенствовать лексико-грамматические стороны речи.

2. Коррекционно-развивающая:

- развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

- формировать правильное речевое дыхание;

- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательная:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

- формирование ответственности, самостоятельности, инициативности и доброжелательности;

- воспитывать говорить красиво и правильно.

Оборудование: игрушки, в чьих названиях встречается звук Р; картинки с артикуляционной гимнастикой, схема артикуляции звука Р, с изображениями природных явлений; карточки со слогами, атрибуты на выбор (шапочка, очки, зонтик, ПК, презентация, зеркало, стол, два стула).

Ход занятия:

I. Организационный момент

- Я приглашаю тебя в парк. Скажи, пожалуйста, в какое время года лучше всего прогуляться на природе?

- Правильно, летом.

- Сегодня мы вместе с нашими любимыми друзьями-игрушками прогуляемся по парку и будем играть в интересные, увлекательные игры.

- Но до парка далеко. На чем мы поедем, ты узнаешь, если соберешь вот эту картинку. (Ребенок собирает из частей картинки машину.)

- Так на каком транспорте мы доберемся до парка?

- На машине.

- На машине доберемся очень быстро. Поехали. В машине мотор ревет: р-р-р-р.

- Как мотор ревет? (Ребенок повторяет и громко произносит звук Р).

- Сегодня вместе с нами отправится еще и звук Р, он будет тебе помогать.

- Какой звук вместе с нами поедет в парк?

-Звук Р.

II. Характеристика звука, акустико-артикуляционный образ звука Р

- Посмотри в зеркало и расскажи про звук.

- Кончик языка за верхними зубками, «дрожит». Зубы приоткрыты, губы в улыбке. Воздушная струя теплая, сильная.

- Какой он - звук Р?

- Согласный, твердый, звонкий.

III. Артикуляционная гимнастика (логопед показывает карточки с артикуляционной гимнастики).

- Приехали!

В парке красота! открываем шире рот (а-а-а-а)

Нам поднимут настроенье! упр. «Лягушка»

Много разных аттракционов! упр. «Уточка»

Будем кушать мороженое! упр. «Вкусное варенье»

На качели покатаемся! упр. «Качели»

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Крепче, крепче, держись!

Поскачем на лошадке! упр. «Лошадка»

А вот тир! Постреляем? упр. «Дятел» (д-д-д-д)

С горки спускаться любят все дети! упр. «Горка»

Купим шарик надувной! Может красный? Или синий? упр. «Шарик»

IV. Развитие дыхания: – мыльные пузыри спустили, подуем на них сильнее

(ребенок дует, не надувая щек и не поднимая плеч.)

V. Работа над фонематическим слухом

- Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

шар, игра, воробей, река, карета. Используя схему, ребенок определяет место звука Р в словах. И выкладывает фишки.

- играем в «Классику» : ребенок прыгает с квадратика на квадрат только тогда, когда услышит звук Р: в слогах: са, ра, та, ры; ор, ук, ур, ос, ре, затем в словах: книга, ракета, куст, трактор, лейка, стул, карта, кролик, краска.

VI. Автоматизация звука

1) в слогах:

- Паровозик погоди, покатай нас по пути!

дра-дра-дра, дро-дро-дро, дру-дру-дру, дри-дри-дри,

ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ри-ри-ри,

пра-про-пру-при, тра-тро-тру-три, кра-кро-кру-кри,

ар-ар-ар, ор-ор-ор, ур-ур-ур, ир-ир-ир.

- Молодец!

VI. Короткая разминка

У фонтана посидим, и немножко отдохнем:

Разминаем кисти рук,

Так массируем мы пальцы.

Тянемся мы – вверх!

И выбрасываем усталость.

(продолжаем автоматизацию звука)

2) в словах: (ребенок образует уменьшительно-ласкательные формы заданных существительных).

вода-водичка, ложка-ложечка, стакан-стаканчик, медведь-медвежонок, капля-капелька.

3) в словосочетаниях: (ребенок просматривает картинки с явлениями природы и повторяет).

ранний рассвет, утренняя роса, розовые розы, далекие горы, двойная радуга.

4) в предложениях: (с помощью игрушек ребенок составляет предложения).

У Ромы черные перчатки. Рита красит раму краской. В клетке рыжий тигренок.

VII. Упражнение в правильном произнесении звука Р

Прогулка по парку завершается (ребёнок проговаривает скороговорки за логопедом).

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

притаился за бугром.

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

VIII. Итог занятия

- Пора возвращаться домой.

- Скажи, пожалуйста, что тебе больше всего понравилось в парке?

- А какой звук мы брали с собой в парк?

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Играем с Гномом» с использованием Су-джок-терапии Задачи: 1. Продолжать учить детей образовывать существительные множественного числа в Именительном падеже; 2. Тренировать умение детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш]» Задачи: 1. Образовательные: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках. 2. Коррекционные: • закрепить навыки.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Фрукты»Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Фрукты» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Встреча с Карлсоном» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - автоматизировать звук [Р] в словах; - развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием дидактических игр в работе
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 08:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием дидактических игр в работе» (включая файлы) размещена пользователем Изабелла Попова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД