Получи документы

Конспект фронтального занятия в группе компенсирующей направленности «Грибы»

Дарья Дряглева
Конспект фронтального занятия в группе компенсирующей направленности «Грибы»

Тема логопедического занятия: «Грибы».

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- уточнение и активизация словаря по теме «Грибы»;

- систематизация знаний детей о грибах, ее назначении, их строении, видах;

- совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование и употребление существительных в родительном падеже множественного числа);

- развитие навыков слогового анализа слов;

Публикация «Конспект фронтального занятия в группе компенсирующей направленности „Грибы“» размещена в разделах

- совершенствование навыка языкового анализа и синтеза структуры предложения.

Коррекционно-развивающие:

- развитие физиологического дыхания;

- развитие общей моторики;

- развитие мышления, связной речи, внимания, памяти;

- развитие фонематического восприятия.

Воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, презентация, аудиозаписи, ребус, керамическая фигурка «Ёж», керамическая фигурка «Белка», муляжи грибов, лукошко, листья, картинка с изображением гриба и его частей, плоскостные изображения грибов (большого размера, мяч, плоскостные изображения корзинок (маленького размера). Природные материалы (листва, ветки, наборы для составления схемы предложения, картинки с символами вилок и ложек, печенье «Гриб».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сообщение темы занятия.

Логопед. Ребята, к нам сегодня в группу залетел осенний листочек, а на этом листочке что-то написано, давайте прочтём?

Дети. Давайте.

Логопед просит кого-то из детей прочитать письмо.

Ребёнок. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ёжик Жорик, а живу я в лесу. Хочу пригласить вас к себе в гости. Но сначала отгадайте мой ребус, отгадав его, вы узнаете, что я люблю больше всего собирать в лесу. С нетерпением жду вас, Ёжик.

Логопед по необходимости напоминает детям, что означают в ребусе запятые в конце и в начале картинки, что означает знак «=» и др. Дети разгадывают ребус и называют получившееся слово.

Дети. У нас получилось слово «гриб».

Логопед. Как вы поняли, что это слово «гриб»?

Дети. В начале ребуса стоит буква «г», значит, в нашем слове «г» - первая буква. После буквы «г» нарисована рыба, в конце стоит запятая, значит, в слове «рыба» нужно убрать последнюю букву, получается – «рыб», а ещё внизу написано, что букву «ы» нужно поменять на «и», тогда будет «риб». Вместе с буквой «г» получается слово «гриб».

Логопед. Верно, ребята, выходит, что Ёжик любит в лесу собирать грибы. Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

Ответы детей.

Логопед. Правильно, сегодня мы будем говорить о грибах. Хотите отправиться в лес в гости к Ёжику?

Дети. Хотим.

2. Основная часть.

1. Дыхательная гимнастика.

Логопед. А сейчас, чтобы из нашей группы попасть в осенний лес, нужно устроить осенний листопад. Скажите, что такое листопад?

Ответы детей.

Логопед раздаёт детям листочки.

Логопед. Верно. Листопад – это явление в природе, когда деревья сбрасывают свои листья. Листья кружатся в воздухе перед тем, как им попасть на землю. Чтобы устроить листопад, возьмите листочки и положите на ладонь. Подуйте на листья так, чтобы они закружились в воздухе. Но прежде чем мы это сделаем, вам надо вспомнить, как правильно дуть. Сначала набираем полную грудь воздуха через нос. При этом чего нельзя делать?

Дети. Поднимать плечи.

Логопед. Верно, нельзя поднимать плечи. Затем выдыхаем плавно, а не толчками через рот, губы слегка вытягиваем вперед. Щёки не надуваем.

Дети дуют на листья. На экране проектора появляется сюжетная картинка «Лес».

Логопед. Молодцы, вы устроили настоящий листопад! И теперь мы с вами не в группе, а в настоящем лесу.

2. Беседа о грибах.

Логопед. В начале занятия вы догадались, что наш Ёжик очень любит грибы. Давайте вспомним, что же мы уже знаем о грибах. Кто помнит, из каких частей состоит любой гриб?

Логопед выставляет картинку с изображением гриба и его частей.

Дети. Гриб состоит из шляпки, ножки.

Логопед. Правильно, а как называются корни у грибов?

Дети. Грибница.

Логопед. Верно, у гриба есть корни – грибница. Ребята, скажите, а как называют людей, которые собирают в лесу грибы?

Дети. Их называют грибниками.

Логопед. Молодцы. Сегодня мы с вами станем настоящими грибниками. По дороге в лес, в гости к Ёжику Жорику, мы будем собирать ему гостинец – лукошко грибов. За каждое выполненное задание вы будете получать гриб, и, думаю, что к концу занятия наше лукошко будет полным. Ну, что, отправимся в путь?

Дети. Да.

Логопед. Ребята, а кто мне скажет, где могут расти грибы? Не забывайте, что нужно отвечать полным предложением.

Дети. Грибы могут расти под берёзой, под осиной, в траве, на пеньке и др.

На магнитную доску логопед прикрепляет плоскостные изображения грибов, дети рассматривают их.

Логопед. Рассмотрите  грибы, которые  растут  в  нашем  лесу. Все ли названия грибов вам знакомы?

Ответы детей.

Логопед. Ёжик хотел узнать, настоящие ли вы грибники или нет, поэтому оставил вам загадки о грибах. Хотите ли вы отгадать эти загадки?

Дети. Да.

Дети задают друг другу загадки, выученные к занятию заранее, и показывают картинки грибов на доске.

Ребёнок 1. Бледная она стоит, 

У нее съедобный вид.  

Принесешь домой - беда, 

Будет ядом та еда.  

Знай, что этот гриб - обманка, 

Враг наш - бледная…

Дети. Поганка.

Ребёнок 2. Я родился в день дождливый, 

Под осиной молодой, 

Круглый, гладенький, красивый, 

С ножкой толстой и прямой.

Дети. Подосиновик.

Ребёнок 3. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это…?

Дети. Сыроежки.

Ребёнок 4. Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Ребёнок 5. Знают даже малыши 

Красно-белые грибы 

Те, что с мухами не дружат.  

Не бери ты их на ужин - 

Несъедобен этот гриб, 

Хоть красавец он на вид.  

Называют с давних пор 

Гриб тот - красный…

Дети. Мухомор.

Ребёнок 6. Эти хитрые грибочки,

Прячутся от нас в листочках.

Светло-рыжие сестрички.

Как зовем мы их?

Дети. Лисички.

Ребёнок 7. Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый…

Дети. Боровик.

Логопед. Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

Дети. Подберезовик.

Логопед. А эти грибы вы знаете?

Дети показывают на доске картинки с изображением рыжиков, опят, подберёзовиков.

Дети. Да. Это рыжики и маслята.

После каждой угаданной загадки, логопед указкой показывает детям гриб. Если дети затрудняются в ответе, логопед напоминает название гриба.

Логопед. Молодцы, оказывается, все вы у нас настоящие грибники, все загадки отгадали. Ну, раз вы так много о грибах знаете, давайте ещё раз вспомним, на какие две большие группы делятся грибы? Какие грибы мы считаем несъедобными?

Дети. Съедобные и несъедобные. Несъедобные грибы – это поганки и мухоморы.

Логопед. Молодцы! Но помните, мухомор ядовит для людей, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому–то другому.

3. Задание «Съедобное-несъедобное».

Логопед. Посмотрите, а вот и наше первое задание. У каждого на столе лежат карточки. Если я назову съедобный гриб, то вы поднимаете карточку с вилкой и ложкой, если несъедобный – то карточку, где нарисованные ложка и вилка зачеркнуты.

Логопед называет грибы, дети поднимают нужные символы.

Логопед. Молодцы, вы справились с заданием, и нашли первый гриб.

Дети кладут гриб в лукошко.

4. Задание «Один-много».

Логопед. Ребята, а какую погоду любят грибы, как вы думаете?

Дети. Грибы любят дождливую погоду.

Логопед. Верно.  Вот и у нас в лесу дождь пошёл.

Включается звук дождя. Анимация «Грибы на полянке».

Логопед. После дождя в лесу появилось много грибов. Ну что пойдём их искать? Проходите на полянку.

Дети проходят на полянку.

Логопед. Сейчас мы узнаем, каких грибов в лесу стало много. Я буду кидать вам мяч, и говорить, об одном грибе, а вы будете отбрасывать мне мяч обратно и называть, что таких грибов теперь стало много. Например, в лесу росла одна сыроежка, а теперь стало много сыроежек. Попробуете выполнить это задание также?

Дети. Да.

Логопед. В лесу рос один опёнок, а стало много.

В лесу росла одна лисичка, а стало много.

В лесу рос один подосиновик, а стало много.

В лесу рос один белый гриб, а стало.

В лесу рос один подберёзовик, а стало.

В лесу рос один маслёнок, а стало.

Логопед. Молодцы, вы правильно назвали, каких грибов стало много, и справились с этим заданием. За это вы получаете ещё один гриб для Ёжика.

Дети кладут гриб в лукошко.

5. Физминутка «Как звери грибы собирали».

Логопед. А сейчас, вижу, вы что-то устали. Давайте немного отдохнём. Вставайте в круг и повторяйте движения за мной.

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.   Дети идут в хороводе.

Белочки скакали, 

Рыжики срывали. Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Лисичка бежала, 

Лисички собирала. Бегут, собирают воображаемые грибы.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.   Скачут стоя, “срывают” грибы.

Медведь проходил, 

Мухомор раздавил. Идут вразвалку, топают правой ногой.

6. Задание «Корзинки».

Логопед. Грибов мы много повстречали, давайте теперь их в корзинку собирать. Но не в одну, а в 4. Посмотрите, на корзинках цифры: 2, 3, 4, 5. Мы будем делить название гриба на слоги, и складывать его в корзинку с нужной цифрой. Например, в слове подосиновик – 5 слогов, значит, я положу его в корзинку с цифрой 5. Попробуете также?

Дети. Да.

Около 5-6 детей по очереди выбирают картинку, называют гриб, считают количество слогов в слове. Если ребёнок затрудняется, логопед помогает ему. Логопед следит за тем, чтобы дети отвечали полными и грамматически правильными предложениями.

7. Задание «Назови ласково».

Логопед. Посмотрите, кто встретился у нас на пути. Это белочка. Она нам подарит один гриб в лукошко, если мы научим её называть грибы ласково. Она очень любит грибочки и хочет научиться называть их ласково, но у неё ничего не выходит. Ребята, поможем белочке?

Подберёзовик – подберёзовичек,

Подосиновик – подосиновичек,

Маслёнок – маслёночек,

Опёнок – опёночек,

Мухомор – мухоморчик,

Поганка – поганочка,

Сыроежка – сыроежечка,

Белый гриб – белый грибочек.

Логопед. Молодцы, ребята, белочка благодарит вас за помощь и дарит вам лисички.

Дети кладут гриб в лукошко.

8. Задание «Составь схему».

Логопед. Посмотрите, на нашей полянке появилась какая-то коробочка. Давайте узнаем, что же в ней лежит.

Дети. В ней лежат грибы.

Логопед. Ребята, наверное, это наше следующее задание. Давайте постараемся выполнить его. Те, кого я сейчас назову, подойдут к коробочке и выберут по одному грибочку из коробки.

Несколько детей подходят к коробочке, берут плоскостные изображения грибов.

Логопед. Переверните грибы и прочтите предложения, написанные на них.

Дети по очереди читают предложения на обратной стороне гриба.

Логопед. А теперь давайте составим схемы предложений, которые мы прочитали. С какой буквы у нас начинается предложение? Какую мы возьмём полоску, чтобы обозначить начало предложения?

Дети. Предложение начинается с большой буквы, значит, сначала мы поставим полоску с уголком.

Логопед. Какое слово мы обозначим короткой полоской? А длинной полоской?

Дети. Короткой полоской мы обозначим короткое слово, короткой- короткой слово.

Логопед. А как мы обозначим конец предложения.

Дети. Поставим точку.

Дети составляют схемы предложений, объясняют, почему они взяли ту или иную полоску. После каждой составленной схемы логопед задаёт детям вопросы: «какое слово в предложении 1, 2, 3, 4?», «сколько всего слов в предложении?», предлагает проверить друг друга и свериться со схемой предложения, представленной на доске.

III. Заключительная часть.

Логопед. А теперь пойдем дальше Ёжика искать. Ой, кажется, мы уже почти пришли. Посмотрите, что это?

Дети. Это ветки и листва.

Логопед. Давайте заглянем, кто же там сидит?

Логопед подводит детей к веткам, засыпанным листвой. Дети обнаруживают под ними Ёжика. Включается аудиозапись 1.

Ёжик. Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.

Логопед. Мы к тебе не с пустыми руками, Ёжик, мы к тебе – с гостинцами! Правда, ребята? Подарим Ёжику угощение?

Дети. Да.

Включается аудиозапись 2.

Ёжик. Спасибо, друзья! Я очень люблю грибы! Я тоже приготовил для вас подарки.

Логопед достает лукошко с шоколадными грибами для детей.

Включается аудиозапись 3.

Ёжик. Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедите их, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!

Дети благодарят за угощение, прощаются с Ёжиком, съедают по 1 грибочку и садятся на стулья.

Логопед. Мы снова группе, а, значит, наше занятие подходит к концу. Куда мы сегодня на занятии отправились? Зачем? Что мы собирали? Какие задания вам понравились больше всего? С какими заданиями было трудно справиться? Как думаете, кто из детей больше всего потрудился сегодня? Кто справился с самым трудным заданием?

Ответы детей.

Логопед. Вы сегодня хорошо поработали. Надеюсь, на следующем занятии вы будете также стараться! До свидания, ребята, буду ждать нашей следующей встречи.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности «Здоровье — главная ценность»Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности «Здоровье — главная ценность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 Белоглинского района» Конспект интегрированного.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР «Путешествие в осенний лес» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Путешествие.

Конспект занятия по аппликации в группе компенсирующей направленности «Поздравительная открытка ко Дню Победы»Конспект занятия по аппликации в группе компенсирующей направленности «Поздравительная открытка ко Дню Победы» Конспект занятия по аппликации в группе компенсирующей направленности «Поздравительная открытка ко Дню Победы». Провела: Воспитатель В. В. Захарова.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]» Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности. Звук [Ч] Цели: Коррекционно-образовательные: закрепить.

Конспект занятия по рисованию «Картины весны» в группе компенсирующей направленности (ЗПР) Конспект занятия рисования «Картины весны» в группе компенсирующей направленности (ЗПР) Цель : ознакомление с признаками ранней весны, создание.

Конспект музыкального занятия «В гости к Осени» в подготовительной группе компенсирующей направленностиКонспект музыкального занятия «В гости к Осени» в подготовительной группе компенсирующей направленности Конспект занятия «В гости к Осени» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. Цель: Формирование музыкальных и творческих.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные»Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные» Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные»Задачи: коррекционно-образовательные: - обобщить и.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Водный и воздушный транспорт» Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических категорий Тема: «Водный.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком»Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком» Тема занятия: «Знакомство с язычком и его домиком» Группа компенсирующей направленности детей 5-6 лет Цель: Сформировать у детей представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия в группе компенсирующей направленности «Грибы»
Опубликовано: 31 августа 2023 в 19:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального занятия в группе компенсирующей направленности «Грибы»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Дряглева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД