Лучший педагог года

Конспект бинарного занятия по развитию речи для детей старшей группы «Морозные узоры красавицы зимы»

Наталья Тютюнникова
Конспект бинарного занятия по развитию речи для детей старшей группы «Морозные узоры красавицы зимы»

Коррекционно-образовательные цели: закрепить представление детей о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря (зима, снег, снежинка, хлопья, кружка, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный; завывать, заметать, сыпать). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова, закрепление знаний о предложении, составление предложений из заданных слов).

Публикация «Конспект бинарного занятия по развитию речи для детей старшей группы „Морозные узоры красавицы зимы“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие цели : развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, воображения, тонкой, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением, ориентацию в пространстве, силу голоса, тактильной чувствительности.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: снежинки, снежинки половинки, игра «Остуди чай», мелодия звука «Вьюга», мелодия для релаксации, рукавички, сундук, картинка-пазлы, схема с частями снеговика, разносы с манкой по количеству детей.

Предварительная работа: прогулка в парк с родителями, наблюдение за зимними изменениями в природе. Заучивание примет о зиме, стихотворений, пальчиковой гимнастики «Снежинка». Чтение рассказов о зиме.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Создание эмоционально положительного фона занятия. Объявление темы).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Доброе утро солнышко лучистое,

Доброе утро речка чистая,

Доброе утро всем гостям, доброе утро всем нам.

Воспитатель: Как же сегодня холодно на улице, может согреемся и скажем теплые слова друг другу (эмоциональная разминка).

Логопед: Ребята, отгадайте загадку, а отгадка будет темой нашего занятия.

После осени пришла, да сугробы намела. (зима).

II. Основная часть.

(Совершенствование грамматического строя речи – образование однокоренных слов).

Логопед: Молодцы, сегодня мы будем разговаривать с вами о зиме и ее приметах.

Логопед: Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Дети: Снегопад.

Логопед: Какую бабу лепят из снега?

Дети: Снежную.

Логопед: Как зовут внучку Деда Мороза?

Дети: Снегурочка.

Логопед: Как называются первые цветы, которые появляются из-под снега?

Дети: Подснежники.

Логопед: Каким станет парк, если его занесет снегом?

Дети: Заснеженным.

Логопед: Правильно. А теперь подумайте, от какого слова образованы слова – снегопад, снежная, Снегурочка, подснежники, заснеженный?

Дети: Снег.

Логопед: Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Дети: Снеговик, снежинка, снежок.

Воспитатель: (Звучит аудиозапись вьюги)

Ребята, закройте глаза и представьте зимнее утро.

Воспитатель: (Проблемная ситуация)

Все замело снегом, все дороги, как же нам добраться домой? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какие поговорки о зиме вы знаете?

Дети:

1. Больше снега, больше хлеба.

2. Зима лодыря морозит.

3. Лед сильно трещит, будет мороз.

4. В зимний холод всякий молод.

5. Если зимой тепло – летом холодно.

6. Зима не лето, в меха одета.

7. Зиме и лету никак союзу нету.

8. Новый год – к весне поворот.

9. Первый снег за 40 дней до зимы выпадает.

10. Перед холодом зима яркая.

11. Снег идет хлопьями к хорошему урожаю.

12. Сильно блестят зимой звезды – к морозу.

Логопед: Какой снег идет, поиграем с ним?

Пальчиковая гимнастика Н. В. Нищевой «Снежинка» (координация речи с движением, развитием общих речевых навыков).

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Пальчиками по очереди, начиная с

указательного, ритмично бьём по ладони

правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Тоже по ладони левой руки)

Но где же снежинки? (Сжать кулаки)

В ладонях вода. (Разжать кулаки)

Куда исчезли снежинки? Куда? (Сжать кулаки и разжать)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи, (Мелкие потряхивания

Как видно ладошки мои горячи… расслабленными ладонями)

Логопед: Что-то снежинки заморозили ручки, давайте погреем их волшебными рукавичками.

Игра «Волшебные рукавички» (развитие тактильной чувствительности, совершенствование тактильного восприятия. Одна рукавичка – мягкая, другая – колючая).

Логопед: Какие рукавички на ощупь внутри?

Дети: мягкая, пушистая, воздушная, приятная, теплая;

твердая, колючая, шершавая, грубая.

Логопед: Рукавички у нас волшебные, если наполнить рукавичку добрыми словами, то она тоже станет мягкой, попробуем?

Игра «Скажи наоборот» (развитие лексического состава языка, употребление антонимов)

Логопед:Злой – добрый, грубый – нежный, ленивый – трудолюбивый, лживый – правдивый.

Логопед: Потрогайте рукавичку теперь. Она стала мягкой, нежной, теплой.

Воспитатель: Снежинки кружились и сугробы намели, а под сугробом сундук, как вы думаете, что в нем?

(Ответы детей. Воспитатель открывает сундук, а так пазлы)

Воспитатель: Ребята, сундук волшебный и отдаст нам пазлы в том случае, если мы выполним его задания. Я буду задавать вам вопросы, но отвечать «да» нельзя.

Игра «Назови» (развитие диалоговой речи).

- Зимой жарко? (холодно)

- Медведи белыми бывают? (бывают)

- Заяц зимой серый? (белый)

- Зимой опадают листья? (зимой идет снег)

- А птицы прилетели? (улетели в теплые края)

- Зимой три месяца (декабрь, январь, февраль)

Воспитатель: Молодцы, а теперь соберите картинку из пазлов, что на ней изображено?

Игра «Пазлы» (развитие зрительного тозиса, конструктивногго праксиса, мышления, тонкой моторики)

Воспитатель: Посмотрите еще раз на картинку и запомните ее, а теперь другая картинка, что изменилось? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, а давайте поиграем с вами в игру. Вы будете петьзвук «у», то тихо, то громко, в зависимости от того. Как я буду поднимать или опускать руку.

Упражнение «Вьюга» (развитие силы голоса).

Воспитатель: А как можно назвать по-другому вьюгу? Что такое вьюга?

Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом.

Логопед: После вьюги сколько сугробов, можно покататься на саночках. (развитие артикуляционной моторики)

Поднимаем язычок вверх и опускаем вниз, будто катаемся с горки

Как же холодно зимой, горячий чай нас согреет.

Ты чай душистый любишь пить?

Его сначала нужно остудить.

Дыхательная гимнастика «Остуди чай» (формирование направленной воздушной струи).

Логопед:А чай можно пить с «вкусным вареньем» (облизывание языком медленно верхней, затем нижней губы, совершая круговые движения языком).

Мы варенье смаковали,

Потом губы облизали.

Логопед: Посмотрите, сколько снежинок вьюга намела, а почему снежинки половинками? Ребята, помогите найти пару снежинке.

Игра «Снежинка-половинка» (совершенствование слоговой структуры слова, трехсложные слова, произнесение предложений с трехсложными словами). (Дети ищут половинки).

Логопед: Ребята, какой звук живет в начале слова снежинка, сосулька, санки, снеговик?

Дети: звук «с» (развитие фонематических представлений, определение места звука в слове)

Логопед:Почему он согласный?

Дети: Твердый, не поется, воздух холодный.

Логопед:А в каком положении мы его произносим?

Дети: Губы в «улыбке», зубы «заборчик»

Логопед: Посмотрите, зима еще одно задание приготовила (вывешивается схема с частями снеговика). Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все части?

Дети: Снеговик.

Логопед:Почему вы так думаете? Давайте еще раз четко произнести это слово по слогам и прохлопаем его.

Дети: Сне-го-вик.

Логопед:Сколько слогов в этом слове?

Дети: Три.

Воспитатель: А давайте поиграем с вами в игру «Слова-предложения» (на слова дети руки вперед, на предложения – руки в стороны.

Снег. На земле лежит снег. Небо светлое, чистое, высокое. Деревья. Деревья голые, заснеженные. Мороз. Мороз рисует на окнах узоры.

Воспитатель: Ребята, а зима она какая?

Дети: Снежная, морозная, белая, холодная, красивая.

Логопед: Рассмотрите карточки, которые лежат у вас на столах, закройте снежинками те поля, которые не имеют отношения к зиме. (Закрывают)

Воспитатель: Музыкальная минутка. Давайте с вами закроем глаза, дышится нам легко, ровно, глубоко. Отдыхают наши ручки, ножки, глазки. Представьте как мороз рисует узоры на окнах. (совершенствование умения эмоционально передавать характер мелодии, развитие слухового внимания)

Воспитатель: А теперь, давайте перенесем эти узоры на наши с вами окна. Работаем аккуратно, не спеша.

III. Итог занятия.

Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались на нашем занятии?

Воспитатель: Вам понравилось занятие? Молодцы, за то, что вы хорошо работали зима угостила вас своими сугробами (белый зефир).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы»Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике рисования «Морозные узоры»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике рисования «Морозные узоры» Конспект непосредственно образовательной деятельности Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред.

Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры»Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры» Методы и приемы: художественное слово, вопросы, наглядность, опора на личный опыт детей. 1. Цели занятия: - вызвать у детей интерес к.

Конспект НОД по рисованию солью в старшей группе «Морозные узоры»Конспект НОД по рисованию солью в старшей группе «Морозные узоры» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. Цель: Ознакомление.

Конспект познавательной беседы «Морозные узоры на окне» для детей старшей группы Конспект познавательной беседы «Морозные узоры на окне» для детей старшей группы Цель: учить устанавливать связь морозной погоды и морозными.

Конспект занятия «Морозные узоры» для старшей группы Цели: — Познакомить с техникой рисования фотокопией. — Формирование навыков работы в технике рисования свечой. Задачи: развитие внимания.

Конспект занятия «Морозные узоры для Деда Мороза» Цели : Создать условия для развития интереса детей к изобразительному творчеству. Задачи: Познакомить детей с техникой рисования фотокопией.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Морозные узоры»Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Морозные узоры» Задачи: вызывать интерес к зимним явлениям природы; помочь освоить новый способ рисования – свечой; совершенствовать умения и навыки в.

Конспект занятия рисования в подготовительной к школе группе «Морозные узоры на окне»Конспект занятия рисования в подготовительной к школе группе «Морозные узоры на окне» Тема: «Морозные узоры на окне» Цель: расширить представления о красоте в зимний период. Задачи: Образовательные: учить детей рисовать узоры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект бинарного занятия по развитию речи для детей старшей группы «Морозные узоры красавицы зимы»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 13:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД