МААМ-картинки

Урок по математике для школьников «Конкретный смысл действия умножения»

Мария Хроменкова
Урок по математике для школьников «Конкретный смысл действия умножения»

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цель: раскрыть смысл действия умножения, познакомить с понятием умножение, с записью и знаком действия умножения.

Задачи:

- Развивать умение решать текстовые и занимательные задачи.

- Воспитывать творческое отношение учебному труду, интерес к предмету; умение выражать себя в познавательной деятельности;

- Формировать ценностное отношение к своему здоровью через физкультминутку.

Публикация «Урок по математике для школьников „Конкретный смысл действия умножения“» размещена в разделах

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со старшими и со сверстниками, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться новым арифметическим знаком (умножение); выполнять задания практического характера; слушать собеседника, вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Ход УРОКА

I. Организационный момент.

Сели ровно, оглянулись.

Друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

- Сегодня на уроке вас ожидают математические приключения, потому что мы отправимся с вами в «икс» - педицию. Почему же наше путешествие носит название «икс»?

Так куда мы отправимся? А это вам предстоит самостоятельно узнать, выполнив несколько заданий. Поэтому я прошу вас, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это ваше участие в уроке.

Математический диктант.

- У вас на столах лежат рабочие листы, которыми вы будете пользоваться в течении урока. Предлагаю приступить к первому заданию. Посмотрите какие сложные примеры вам предстоит решить. Что же может нам помочь выполнить такое задание? Конечно мы можем воспользоваться счетами – соробаном. Применим наши знания ментальной арифметики, чтобы безошибочно выполнить задание. Я буду вам помогать -диктовать числа, вы считаете на счетах, а ответ записывать под решенным столбиком.

и к т к а а р

39 85 93 20 48 21 65

-5 3 -2 8 1 -1 -5

60 10 -11 -17 50 -10 -10

-2 1 2 1 -2 2 4

-51 -91 -70 57 2 -12 -53

41 8 12 69 99 0 1

. .. .. . .

- Расположите цифры в порядке возрастания и у вас узнаете место, куда мы с вами отправимся. Почему же мы отправимся именно в Арктику? Сейчас мы это узнаем.

Откройте тетради, отступите от последней работы четыре клеточки и напишите число (28 февраля. Классная работа)

(Проверить правильность посадки детей, наклона тетради, захват ручки)

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

- Посмотрите, какое число показано на карточке?

Запишите это число. Что вы можете сказать об этом числе? (Число 27, 2 дес. 7 ед., соседи числа, двузначное число, всего 27 единицы, нечетное, вчера было 27 февраля.)

Чем же знаменит этот день?

- Вчера 27 февраля в мире отмечался празник - Международный день полярного медведя или День белого медведя.

Белый, или полярный, медведь — житель Севера, он обитает в арктических районах. Белые медведи неплохо переносят условия зоопарков. Сейчас мы отправимся в гости к белому медведю на северный полюс.

3. Устный счет.

На доске два белых медведя с карточками в лапах.

- Ребята мы встретили двух северных медведей, они, проголодались и им нужна наша помощь. Для этого соотнесите числовое выражение с ответом.

4. Работа с именованными числами.

А знаете ли вы, что белый медведь — самый крупный представитель семейства медвежьих Его длина достигает 3 м, а высота в холке —16 дм. Когти у белого медведя 7 см. Хвост – 20 см.

Выполните самостоятельно следующее задание в рабочем листе.

3 м = ___дм

16 дм = ___см

7 см =___мм

20 см = ___дм

Проверим.

III. Самоопределение к деятельности

Постановка темы и целей урока.

- А у этих северных медведей возник спор. Посмотрите сколько рыбы они наловили. Кто из них поймал больше? Давайте их спор разрешим, записав данные математическим языком.

(На слайде 2 медведя, перед ними кучки рыб, запись на доске делает учитель, учащиеся в тетради) Учитель показывает пропуск, учащиеся – отвечают какой знак сравнения следует поставить. При этом дети каждый раз объясняют, почему выбрали этот знак.

7+7+7 7+7+7+7

В первом выражении прибавили 3 раза по 7, а во втором 4 раза по 7.

4+4+4 4+4+4

В первом выражении прибавили 3 раза по 9, а во втором 2 раза по 9.

1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1

В первом выражении прибавили 11 раза по 1, а во втором 10 раз по 1.

- Удобно было сравнивать в последнем случае?

- А кто же знает, как по – другому можно записать эти выражения? (Ответы детей.)

- Сформулируйте тему урока.

Откройте учебник на с. 47 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать. Прочитайте, что мы узнаем и чему мы научимся, изучая этот раздел. Какие (какую) цели мы поставим перед собой? (Познакомится с понятием умножения, с записью и знаком действия умножения)

IV. Работа по теме урока.

1. Объяснение нового материала.

- Хорошо, вы справились заданием. И мы отправляемся дальше. Но вы посмотрите, северные медведи попали в беду. Началось движение льда в океане под действием ветра и течений. Медведи оказались далеко от берега. Кто из них доберется быстрее до суши?

- Как же нам сравнить какому медведю предстоит преодолеть больше льдин, а кому меньше?

У детей в рабочих листах два квадрата. В одном 18 красных точек, в другом 16 синих точек. Они расположены хаотично, поэтому не видно, где больше точек, а где меньше.

- Как вы думаете, где точек больше? (ответы детей.)

- Как можно узнать, где точек больше? (Посчитать.)

- Попробуйте это сделать. (Скорее всего у детей получится разное количество.)

- Почему не получается сосчитать? (Потому что точки расположены не по порядку и трудно запомнить, какие мы посчитали, а какие нет.)

- Давайте попробуем посчитать точки группами по 2. Возьмите карандаши и обведите точки в овалы по 2 штуки в каждом.

- Сколько групп получилось синих точек (9.)

-Сколько групп красных точек? (8.)

- Давайте запишем наши действия на математическом языке. Что мы сделали сначала? (Объединили точки в группы по 2.)

Учитель делает запись на доске, учащиеся – на листочках.

2+2+2+2+2+2+2+2+2

- Сколько групп получилось? (9.)

То есть мы 9 раз взяли по 2.

(Аналогично составляется запись на листочках с красными точками.)

- Давайте теперь попробуем сосчитать, сколько всего синих и красных точек (Синих 18, красных 16.)

- Посмотрите еще раз на наши записи. Как вам кажется, удобно ли так записывать? (Нет, очень длинно.)

Оказывается, в математике существует специальных знак для того, чтобы удобнее было записывать подобные суммы.

(Учитель делает запись на доске.)

2*9=18

Такая запись называется умножением, а точка (показать детям «весёлую точку») – знак умножение. И запись читается так: 2 умножить на 9 или по 2 взяли 9 раз. Повторите (Хором)

- Как мы запишем, сколько красных точек? (2*8=16)

Если учащиеся предлагают сделать запись 8 *2, сделать пояснение, какая запись правильная. И почему.

- Сколько красных точек в группе? (2.)

- Сколько групп? (8.)

- Как это записать? (2*8)

- В каком случае мы можем заменить сложение умножением? (Если все слагаемые одинаковые.)

- Итак, какое открытие мы сделали? (Если складывать одинаковые числа, то можем заменить умножением)

- Так какому же мишке дольше добираться до берега?

V. Физкультминутка.

2. Работа по учебнику.

- Прочитайте на с. 48 текст рядом с красной чертой.

- Обсудите в парах, что такое умножение? (Арифметическое действие – сложение одинаковых слагаемых)

-Как его обозначают на письме? (Точкой.)

- Каким действие можно заменить умножение? (Сложением одинаковых слагаемых.)

- Как прочитать запись 3*4=12 разными способами? (По 3 взяли 4 раза. Получится 12; 3 умножить на 4, получится 12.)

Упражнение №1. Запишите в тетрадь сложение одинаковых слагаемых, замените сложение умножением. Прочитаем запись хором. Одна пара читает записи разными способами и объясняет их.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Рабочий лист. Задача (кейс).

- В дикой природе не всегда есть возможность посмотреть на белых медведей. А вот в Московском зоопарке живет пара белых медведей — Мурма и Врангель. И нам предлагают посчитать рацион питания одного мишки на три дня.

Основу традиционного рациона белых медведей в зоопарке составляют рыба, мясо, а также овощи и фрукты.

В сутки одному взрослому белому медведю требуется примерно 5 кг рыбы. Овощи и фрукты в рационе вольерных белых медведей также являются обязательным компонентом. Обычно выкладывают 4 кг овощей.

Посчитайте сколько кг овощей потребуется медведю на 3 дня.

Учитель выставляет на доску карточки (3 прямоугольника и над ними делает запись 4 кг)

- Ребята, в одном таком прямоугольном брикете 4 кг овощей, нам необходимо взять на 3 дня 3 брикета по 4 кг в каждом. Как оформить запись сложением? По 4 кг взяли 3 раза. Записываем 4+4+4=12 (кг). Давайте заменим сложение умножением и получится запись 4*3=12 (кг).

Ответ: 12 кг овощей потребуется на 3 дня.

-Сделайте вывод: можно ли заменить сложение другим действием и в каком случае? Верно, сложение заменятся умножением, только когда складываются одинаковые слагаемые.

Пальчиковая гимнастика:

Бежали медвежатки – толстые пятки

Бежали и бежали и дружно повторяли:

Ладонь – кулак, ты тоже можешь так

Ладонь – кулак, ты тоже делай так.

А веселые тюлени скакали как олени

Скакали и скакали и дружно повторяли:

Ладонь – кулак, ты тоже можешь так

Ладонь – кулак, ты тоже делай так.

А морские котики – толстые животики

По льду ползли шуршали, и тоже повторяли

Ладонь – кулак, ты тоже можешь так

Ладонь – кулак, ты тоже делай так.

2. Работа по учебнику.

№4 Самостоятельное выполнение.

– Вычислите столбиком и выполните проверку. Взаимопроверка. Оценивание «Две звезды, одно пожелание». Дети, проверяя тетрадь соседа должны сделать два комплимента, и, если есть замечание – 1 замечание.

3. Групповая работа.

- Сейчас нам предстоит выполнить групповую работу. Разбейтесь на группы, возьмите конверты.

1. Игра «Вершки – корешки».

- В зоопарках в рацион питания белых медведей включают и морковь, что является лакомством для мишки. Вам необходимо собрать морковь – соотнести математическое число с числом на спицах соробана. Выбрать те числа, которые подходят теме нашего урока (одинаковые) и заменить их умножением.

VII. Подведение итогов.

- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Что такое умножение?

- Для чего нам нужно умножение?

- Всегда ли мы можем заменить сложение умножением?

VIII. Рефлексия.

И в завершении нашей «икс – педиции» предлагаю вам ввыполнить последнее задание. На ваших столах лежат карточки с изображением чемодана, мясорубки, корзины.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Предлагается выбрать, как ученик поступит с полученной на уроке информацией.

- Ребята, поднимите карточки с картинкой:

Чемодан – беру с собой.

Мясорубка –надо обдумать.

Корзина –не буду пользоваться.

Домашнее задание. С. 48 №6

Публикации по теме:

Конспект занятия «Урок доброты» во 2–3 классах в рамках акции российского движения школьниковКонспект занятия «Урок доброты» во 2–3 классах в рамках акции российского движения школьников Добрый день, уважаемые коллеги! В сентябре стартовала акция российского движения школьников "Урок Доброты". Ученики 2 и 3 класса нашей школы.

Беседа с родителями школьников «Какой смысл несут праздники?» Все мы были детьми и всем нам нравилось, когда в школе устраивались праздничные мероприятия. Это могли быть как внутриклассные, так и общие.

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном селе, приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма,.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Консультация для педагогов «Зачем цветы? Чтоб был понятен смысл жизни»Консультация для педагогов «Зачем цветы? Чтоб был понятен смысл жизни» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов: «Зачем цветы? Чтоб был понятен смысл жизни». (Фото-видео только из личного архива) Конфуций.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Библиотека изображений:

Публикация Урок по математике для школьников «Конкретный смысл действия умножения» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Хроменкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Урок по математике для школьников «Конкретный смысл действия умножения»
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 19:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД