Лучший педагог года

Конференция по жестокому обращению «Детство без жестокости и слез»

Ирина Москвичёва
Конференция по жестокому обращению «Детство без жестокости и слез»

СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«Детство без жестокости и слез».

Ведущий семинара: Добрый день, уважаемые родители. Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого.

Родители – самые близкие для ребенка люди – в первую очередь ответственны за его безопасность и защиту. Однако все чаще основными методами воспитания становятся телесные наказания, крики, оскорбления, унижения и запугивания.

Сегодня мы с вами, в очередной раз, остановимся на рассмотрении важной проблемы, насилия и жестокости по отношению к детям. Почему, именно эта тема?

Публикация «Конференция по жестокому обращению „Детство без жестокости и слез“» размещена в разделах

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.

Чем раньше будут выявлены семьи СОП, тем эффективнее будет оказана помощь ребенку, тем выше вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

«Самым слабым звеном» в обществе оказались дети, поскольку у них меньше всего сил, знаний, навыков и ресурсов для выживания.

Правовое поле, защищающее ребенка от произвола тех, кто осуществляет воспитательные функции, обширно, но в действительности насилия над детьми не становится меньше.

По данным Института федерализма и гражданского общества, опубликованным в альманахе «Личность и мир. Жизненная практика. Современная ситуация». В мире 2 млн. детей ежегодно жестоко избиваются собственными родителями, каждый десятый ребенок умирает от полученных побоев, 2 тысячи детей обрывают свою жизнь самоубийством, более 50 тысяч детей уходят из дома, около 40 % сексуальных насильников несовершеннолетних являются родственниками жертв насилия.

Также, статистические данные, говорят нам о том, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как.

Именно поэтому, особое значение приобретает профилактика жестокого обращения с детьми, а именно превентивная работа с родителями и педагогами по формированию ненасильственных способов взаимодействия с ребенком, развитие критичности мышления по отношению к жестокому обращению с детьми. Сегодня мы попробуем это сделать.

1. Упражнение «Психологическая зарядка».

Ведущий семинара: Уважаемые родители.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете – встаньте со стула.

Если вы считаете себя хорошим родителем - улыбнитесь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком – опустите голову вниз.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых – помашите рукой.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

2. Мини-Лекция: «Жестокое обращение с детьми».

Ведущий семинара:

Немного истории. Американский историк Ллойд Демоз в работе «Психоистория» отмечает, что чем глубже в историю – тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.

Вплоть до IV века н. э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который слишком много или слишком мало кричал или просто был не нужен, как правило, убивали. Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов, считая, что это должно принести в дом мир и благополучие.

Христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей – убийц. В то же время, во время крещения в проруби священники, бывало, роняли детей в воду. Матери при этом должны были ликовать, так как считалось, что при этом младенец попадал прямо на небеса. Однако в христианской Европе, в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Ребенка рассматривали как нежелательный результат половых связей: бремя греха и вины лежало на младенце. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость известны в истории давно.

Только в XX веке возникло иное отношение к детям. В начале XX века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной защиты детей от насилия и жестокого обращения. В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

Слово предоставляется приглашенному Отцу Илье…

Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь.

Морально-нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Давайте вспомним

Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

- пренебрежение нуждами;

- эмоциональное;

- физическое;

- сексуальное.

В одном исследовании учёным удалось выяснить, как дошкольники воспринимают жестокое обращение.

Существует шесть основных видов поведения, которые дети 5– 7 лет считают насилием: Наиболее распространено представление о насилии как физическом воздействии: убийстве и рукоприкладстве.

1. Дети, не имеющие опыта домашнего насилия, воспринимают его как абстрактное преступное деяние «Бандит стреляет в другого бандита, тот падает и умирает насовсем» или «Взрослые мальчики больно дерутся на улице руками и ногами – прямо кровь может с человека капать»

2. Дети, пережившие опыт жертвы насилия в семье, воспринимают его как конкретную форму физического принуждения (побои, сочетающегося с моральным подавлением личности: «Папа, когда злится, бьет меня и маму»; «Мама, когда у неё плохое настроение, злобно говорит, что лучше бы меня, такой бестолковой, не было».

3. Главной причиной, по которой люди подвергаются семейному насилию, дети считают провоцирующее поведение жертвы при нарушении последней принятых в семье норм и правил.

4. Само насилие дети воспринимают как эффективное средство «исправления» поведения или личности жертвы, у детей нередко возникает положительный образ человека, прибегающего к насилию, которое, по их мнению, направлено на исправление их нежелательного поведения.

5. У части детей может формироваться положительное восприятие насильственных действий как вынужденного средства адаптации к неприятным ситуациям взаимодействия ребенка с близкими: «Я плохая, поэтому папа и мама меня иногда бьют».+

6. Дети, с опытом жертвы семейного насилия, сами, приблизительно в три раза чаще по сравнению с детьми без такового, используют физическое принуждение в отношениях со сверстниками. При этом они не просто воспроизводят пережитые в личном опыте формы насилия, а осознанно выбирают виды насилия по отношению к другим в зависимости от ситуации и целей своего поведения.

2 Упражнение: «Как проявляются травмы прошлого».

Ведущий семинара: Травма, которую когда то пережил ребенок, может проявиться в поведении ребенка впоследствии, самым неожиданном образом.

Упражнение в группе «Как проявляются травмы прошлого».

1. Пригласить из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель»

2. Отвести «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дать им установку, как вести себя во время упражнения. Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное и очень ценное, а возможно, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального». Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "четыре". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее закрыть голову руками». Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».

3. Пригласить в круг первого «воспитателя» и первого «ребенка» и дать «воспитателю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!». Дать участникам некоторое время на развитие событий и остановить игру в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным.

4. Пригласить в круг второго «воспитателя» и второго «ребенка» и дать «воспитателю» задание: «Научите ребенка считать до пяти». Дать участникам некоторое время на развитие событий и остановить игру в тот момент, когда недоумение или раздражение станет максимальным.

5. Пригласить в круг третьего «воспитателя» и третьего «ребенка» и дать «воспитателю» задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок не застегнул пуговицы на пальто. Помогите ему». Дать участникам некоторое время на развитие событий и остановить игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.

6. Попросить «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

7. Спросить остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

8. Предложить «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросить их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.

9. Предложить группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "воспитателей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».

Обратить внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова.

Большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. У некоторых взрослых сформирован «устойчивый феномен» : они понимают воспитание, как некие насильственные действия – крики, угрозы, побои. А причина кроется в том, что самих взрослых в своё время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою семью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, часто решают свои семейные проблемы точно так же. И если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколение.

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.

3. Упражнение «Что если….».

Ведущий семинара: Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Давайте остановимся на разных способах предотвращения различных видов насилия. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что если» - это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.

Давайте попробуем поиграть в игру «Что если…» Разделиться на три команды. Чему мы должны научить ребенка в конкретных ситуациях? Что он должен знать?

Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон? Что, если ты потерялся среди большого количества людей?

4. Упражнение «Несохраненная тайна»

Выдать каждому листок бумаги. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.

Попросите каждого сложить лист много раз. Затем участники должны написать на листах свои имена и положить их под свой стул.

После того как все листочки будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.

Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их тайнами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их тайна.)

Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом. Можно повторить несколько вариантов перемены мест (передать соседу, передать по кругу через одного и т. д.)

Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы участники успели отреагировать, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт. Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам.

Объясните группе, что вы в действительности не собирались открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе. Удостоверьтесь, что все конверты в самом деле были возвращены.

Обсуждение в группе.

Попросите участников группы рассказать о своих чувствах, задав вопросы:

Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов?

Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?

Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали?

Объясните, что чужая тайна всегда кажется нам менее важной, чем своя собственная, ведь чужая тайна — это интересная информация, а своя — сгусток чувств, иногда очень болезненных.

Подчеркните, что дети имеют такие же права на соблюдение конфиденциальности, как и взрослые. Недопустимо распространять информацию, касающуюся личной жизни ребенка и его прошлого. Объясните, что особую важность требование конфиденциальности приобретает в случае детей, переживших жестокое обращение.

5. Упражнение «Ограничения и разрешения»

Цель: проанализировать ограничения и разрешения в семье.

Инструкция: «Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:

1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;

2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.

Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»

6. Упражнение «Зонт».

Участники встают под большой зонт. Заранее выбранный водящий выходит за дверь, ему дается установка: «Сейчас люди под зонтом будут приглашать тебя к себе. Они плохие, злые. Приложи все усилия, чтобы не попасть к ним»

Группа получает следующую установку: «Сейчас к вам придет ребенок, переживший сложную жизненную ситуацию. Постарайтесь пригласить его к вам в семью, где царит дружба, доверие, где ему будет обеспечена защита»

Вывод: часто «трудное» поведение ребенка остается не понятым. Для выстраивания верной стратегии поведения родителя необходимо тщательно проанализировать причину такого поведения или реакции. В процессе воспитания нужно проявлять терпение, заботу, выдержку, эмпатию.

7. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, мусорное ведро».

Участникам предлагается на 3 листочках написать информацию и расклеить листочки в соответствии с изображениями предметов :

На изображение : «Чемодан» – наклеиваются листочки с той информацией, которая сегодня была актуальным, и участники готовы брать ее с собой.

На изображение : «Мясорубка» – наклеиваются листочки с той информацией, которая оказалась интересной, но вы пока не готовы к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить"

На изображение : «Мусорное ведро»- наклеиваются листочки с информацией, которая оказалась бесполезной.

Притча «Все оставляет свой след».

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется».

Ведущий Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека. Люди, лишённые настоящего детства, всегда будут отвечать миру долей неискренности, долей недоверия. Ребёнок имеет право на жизнь без насилия!

В дополнении к докладу:

1. Первая акция участвовали в благотворительной пасхальной ярмарке.

2. В марте месяце вышел первый экземпляр газеты «Детство без жестокости и слёз».

Мы предлагаем Вам поучаствовать в мини-акции «Дерево желаний», «Это рука не обидит ребенка»

Родителям раздаются рисунки «обведённой руки». Участники пишут как….

Публикации по теме:

Фотоотчет «Синяя лента». Акция «Нет жестокости и насилия в мире детства» в подготовительной группе»Фотоотчет «Синяя лента». Акция «Нет жестокости и насилия в мире детства» в подготовительной группе» Акция «Синяя лента» "Нет жестокости и насилия в мире детства" подготовительная группа «Капелька»МАОУ СОШ №1 г. Тобольск В рамках месячника.

Конференция «Дошкольник и этикет» Дошкольник и этикет Часто одни родители жалуются, что их ребенок не умеет или не желает следовать элементарным правилам этикета. Другие,.

Сценарий квест-игры для родителей «Мы против насилия и жестокости» Тема «Мы против насилия и жестокости» Цель: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению.

Конференция «Человек и общество» Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе Каждый человек уникален и неповторим, но.

Конспект занятия к 9 мая «Коллективная работа по ручному труду «Дерево слез» Коллективная работа по ручному труду в подготовительной группе к 9 мая «Дерево слез»Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Консультация для родителей «В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса» Консультация для родителей «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресс». Каждый ребенок индивидуален! Кто-то адаптируется.

Консультация для родителей «В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса!» Консультация для родителей «В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса!» Адаптационный период - серьезное испытание для.

Конференция «Педагогическое самообразование» Педагогическое самообразование Одним из направлений методической работы образовательного учреждения является организация повышения квалификации.

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикума «Нет жестокому обращению с детьми» Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикума на тему «Нет, жестокому обращению с детьми». -Здравствуйте уважаемые родители.

Консультация для родителей в ясельной группе «В детский сад без слез!» Консультация для родителей в ясельной группе Программное содержание: познакомить родителей с понятиями “адаптация”, “адаптационный период”;.

Библиотека изображений:

Публикация Конференция по жестокому обращению «Детство без жестокости и слез» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Москвичёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конференция по жестокому обращению «Детство без жестокости и слез»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 09:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД