Получи документы

Концептуальный подход к системе диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Наталья Чернова
Концептуальный подход к системе диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Концептуальный подход к системе диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы учителей-логопедов

Черновой Н. В., Федоровой Ю. А., Бигловой О.В.

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. Работа логопеда условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и профилактический. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, технологии их достижения. Продолжительность каждого этапа работы с ребёнком определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых непосредственно в процессе обследования и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Публикация «Концептуальный подход к системе диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Логопедическое обследование призвано ответить на комплекс вопросов, тесно связанных между собой. Во-первых, имеет ли место речевое нарушение. Во-вторых, определить его самостоятельность или же место в структуре комплексного нарушения. В-третьих, установить его первичность или вторичность по отношению к другим компонентам нарушенного развития. В-четвертых, по результатам логопедического обследования должно быть вынесено речевое заключение и определены коррекционные цели и задачи, а также их иерархия и способы реализации.

Создание и грамотный подбор диагностического материала крайне актуальны в современном коррекционно-педагогическом процессе. Первое знакомство учителя-логопеда с ребенком начинается с диагностического обследования его речевого развития. Анализируя результаты обследования речи дошкольников в нашем ДОУ, мы выявили, что детей с речевыми нарушениями в группах большинство (по результатам мониторинга, проведенного в мае 2019 года, речь только 4 % детей старших групп соответствует речевой норме). Таким образом, мы наблюдаем тенденцию к увеличению количества детей-логопатов, а кроме этого сами речевые нарушения становятся серьезнее. Для удобства логопедической работы и для быстрого выявления детей с отклонениями в речевом развитии, мы, опираясь на опыт Т. А. Ахутиной, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, Л. Ф. Спировой, Т. А. Фотековой, Л. С. Цветковой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой, Г. А. Волковой, И. А. Смирновой, А. А. Павловой и др., разработали свою концепцию диагностической работы, которая включает в себя речевую карту, красочную и анимированную презентацию по экспресс-диагностике и альбом по экспресс-диагностике речевого развития.

При разработке данных диагностических материалов учитывалось положение, сформулированное Л. С. Выготским: «Основные закономерности развития нормального ребёнка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являясь общими для обоих случаев».

В нашем корпусе детского сада три логопедические группы. В 2020-21 учебном году это старшая группы, которые посещают ребята 5 лет и две подготовительные логогруппы. Есть дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В нашем детском саду была разработана компактная речевая карта. Ее сильной стороной является небольшой объем, но при этом карта вмещает все основные разделы речевого развития детей. В дальнейшем, опираясь на данную речевую карту, мы создали презентацию «Экспересс-диагностика речевого развития детей старшей логопедической группы», речевой и картинный материал для которой был подобран с опорой на пособия В. С. Володиной, О. Б. Иншаковой, Коноваленко В. В., а также на фотографии и картинки, размещенные на интернет-ресурсах. Учитывая мировые тенденции внедрения ИКТ и дополнительные возможности, которые дает использование компьютерной техники и интернета, нами была разработана презентация «Экспресс-диагностика развития речи» для детей с ФФН.

Этой презентацией, как и речевой картой, пользуются специалисты Города Юбилейного для мониторинга речевого развития дошкольников в течение всего учебного года.

Она включает следующие разделы:

• Звукопроизношение;

• Звукослоговая структура;

• Фонематическое восприятие;

• Понимание значения слов;

• Лексико-грамматический строй речи, в т. ч. :

o Лексические обобщения;

o Выделение 4-го лишнего;

o Детеныши животных;

o Действия, близкие по значению;

o Приставочные глаголы;

o Словарь признаков;

o Подбор слов-антонимов;

o Образование множественного числа существительного;

o Образование уменьшительно-ласкательной формы;

o Образование относительных прилагательных;

o Образование притяжательных прилагательных;

o Согласование существительного с числительным;

o Употребление предлогов;

• Связная речь - рассказ по серии картинок.

Положительные стороны такой формы диагностики перед традиционными методами состоят в следующем:

• Обширный выбор наглядных изображений – Интернет позволяет быстро подобрать несколько вариантов красочных картинок для любого предмета и понятия;

• Мобильность и гибкость – у педагога есть возможность в любой момент отредактировать презентацию, заменив не понравившееся изображение другим, по своему выбору;

Более интересная форма подачи материалов: исчезающие и появляющиеся, двигающиеся картинки, привнесение элемента игры в процессе диагностики.

Разумеется, предлагаемая презентация не является универсальной.

Регулярно применяя в своей работе эту презентацию, мы пришли к необходимости создания на ее основе диагностического альбома. Безусловным плюсом проведенной работы стало то, что каждый пункт речевой карты подкреплен картинным материалом как в презентации, так и в альбоме.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли»Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли» Цель: создать условия для формирования у детей умения составлять текст повествовательного типа Программные задачи: I. Обучающие: - продолжать.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:

Публикация Концептуальный подход к системе диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Чернова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Концептуальный подход к системе диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 22:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД