Лучший педагог года

Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников

ольга зубкова
Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Концепция гражданского и патриотического воспитания

В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, система образования призвана обеспечить:

• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

Публикация «Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01.06.2012 №761, - формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Такое патриотическое воспитание должно носить характер системного целенаправленного воздействия.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту. Гражданское и патриотическое воспитание можно назвать одним из сложных направлений в дошкольном воспитании

В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

В нашем детском саду сложилась целая система гражданского и патриотического воспитания детей, она определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации». Цель данной системы заключается в развитии личности гражданина и патриота России, осознающего себя личностью в социуме, толерантно относящегося к окружающим, знающего историю своего города и страны, способного отстаивать свои интересы и интересы Родины.

Основные задачи:

Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному городу.

• Формирование бережного отношения к родной природе.

• Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

• Формирование элементарных знаний о правах человека.

• Расширение представлений о России, о столице своей Родины.

Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном станы, нашего города и района.

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

Решение поставленных задач позволяет педагогам достичь планируемого результата:

* родители активные участники образовательного процесса;

* ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе знает флаг, герб, историю, испытывает уважение, любовь к стране, городу, родителям, близким ему людям;

* ребенок проявляет желание трудиться на благо семьи, детского сада, города.

Основные принципы концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста :

* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета);

* «От общего к частному», где каждое честное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;

* Опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, стране;

* взаимодействие с семьей.

Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы

Важным условием успешной педагогической деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями воспитанников. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.

По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Воспитатели нашего ДОУ придерживаются этих рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

В основе взаимодействия с родителями в нашем ДОУ лежит структурно – функциональная модель, которая состоит из трех блоков:

I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела.

II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.

Формы сотрудничества с родителями:

«Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).

• Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;

III – контрольно – оценочный. Анализ эффективности мероприятий: презентация проектов, анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада.

В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в ДОУ используется проектный метод. Этот метод позволит сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и последовательно процесс воспитания и обучения детей : от выявления их опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.

Особенности управления образовательной деятельностью

Основной целью системы управления гражданско-патриотическим воспитанием ДОУ является совершенствование образовательной деятельности, организация работы и ее координация, а также повышение педагогического мастерства каждого педагога.

Система руководства гражданским и патриотическим воспитанием в ДОУ сочетает интересы всех субъектов воспитательной системы :

Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе;

Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом;

Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.

Руководство работой по патриотическому воспитанию в ДОУ осуществляется по этапам:

I – диагностический.

а) изучение литературы (психолого-педагогической, научно-популярной, нормативно-правовой);

б) изучение уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьей и детьми;

в) изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме;

г) изучение предметно – развивающей среды групп, дошкольного учреждения.

II – практический (создание условий)

а) издание приказов;

б) разработка положений;

в) определение методов работы, планирование работы, сроков выполнения;

в) проведение тематического контроля;

г) внесение изменений в рабочие программы воспитателей.

III – аналитический (итоговый)

а) анализ анкет;

б) сбор отзывов;

в) анализ работы педагогов;

г) презентация проектов.

Формы активизации педагогов:

Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра и др.

Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.

Система по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения и состоит из нескольких направлений:

Первое направление: Я и моя семья

Второе направление: Мир людей

Четвертое направление: Экология

Пятое направление: “Родина моя – Россия”

Шестое направление: Культура

Седьмое направление: История

Выше перечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности:

• во время организованных образовательных ситуаций;

• в играх;

• на целевых прогулках по улицам города и к памятникам;

• на экскурсиях;

• в труде, в быту;

• во взаимодействии с социумом;

• в проектной деятельности;

• в приобщении детей к духовному наследию народа;

• в приобщении детей к традициям большого спорта.

Публикации по теме:

Проект «Формирование основ духовно-нравственной личности в процессе приобщения к истории и культуре родного края» В настоящее время назрела острая необходимость возрождения русских культурных традиций в духовно-нравственном, культурном, патриотическом.

Участие в городском празднике «Дом, в котором мы живем»Участие в городском празднике «Дом, в котором мы живем» С 28 сентября по 30 октября 2012 года на территории Кореновского городского поселения Кореновского района проводились праздники кварталов,.

Библиотека изображений:

Публикация Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ольга зубкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 12:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД