МААМ-картинки

Коммуникативная компетентность дошкольников

Настя Буланева Муратова
Коммуникативная компетентность дошкольников

Коммуникативная и социальная компетентность - включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции, вербальными и невербальными способами. К старшему дошкольному возрасту, ребенок должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют следующие умения:

1. Сотрудничать

2. Слушать и слышать

3. Воспринимать и перерабатывать информацию, озвучивать свою позицию.

Публикация «Коммуникативная компетентность дошкольников» размещена в разделах

Но ПРАКТИЧЕСКАЯ работа показывает, что в связи с реализацией других направлении общеобразовательных программ. Целеноправленнное формирование коммуникативных умений у дошкольников, часто остается за пределами внимания педагогов. Вместе с тем представление о практических методов и приемом по данной проблеме, были и до сих пор остаются не четкими, не конкретными и основываются на педагогической интуиции. Это приводит к тому, что ответы детей на вопросы педагогов односложны, не достаточно ситуаций для взаимодействия и диалога. Ведь зачастую мы слышим: он забрал мою машинку, она толкнула меня, это мой, мое, а так же другие реплики детей явно говорящие о том, что им сложно найти контакт со сверстниками и окружающими взрослыми. А ведь это одна из важнейших задач дошкольного периода.

Мы в своей работе с детьми тоже столкнулись с этой проблемой. Начали искать пути ее решения. ПРОАНАЛИЗИРОВАВ всю информацию выбрали для себя систему работы Л. А. Мартыненко. Система состоит из 4 блоков:

- Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать

- игры и упражнения на развитие умения слушать

- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию

- игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого»

Каждый блок направлен на решение нескольких задач. В основу каждого блока положены такие дидактические принципы как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности. Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

- Продумывать не только содержание и инструкции, но и способ ее подачи.

- Воздействовать с помощью интонационно выразительной окрашенности речи.

- Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия.

- Помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права : на личное достоинство и уважение, на индивидуальность, на независимость, на ответственность, на собственные мысли и на отстаивание своих прав.

Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать.

Задачи :

- Учить слушать, понимать и соблюдать правила игры.

- Развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции.

- Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

- Развивать чувство ответственности за другого человека.

(игра «Травинка»)

Описание: с помощью считалки выбирается «наблюдатель», остальные дети «травинки». Задача наблюдателя выбрать лучшую травинку (ребенка, который будет внимательно слушать, правильно и точно выполнять задание). Педагог с небольшими остановками дает задание:

1. Медленно поднимите руки через стороны вверх.

2. Потянитесь, как травинка тянется на встречу солнечному теплу.

3. Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет травинку.

4. Поднимите руки, покачайтесь, как травинка на ветру из стороны в сторону, вперед назад.

5. Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинку, из стороны в сторону, вперед- назад.

6. Затем ветер стихает, травинка замирает.

7. Ветер вновь усиливается, травинка сильно раскачивается.

8. Ветер затих, травинка перестала раскачиваться, молодцы, опустите руки.

Наблюдатель выбирает лучшею травинку. Выбранный ребенок, становится наблюдателем, упражнение возобновляется.

Игры и упражнения на развитее умения слушать.

Задачи:

- различать вербальную и невербальную коммуникацию.

- учить определять эмоциональное состояние и выражать его с помощью выразительных движений и речи.

- развивать слуховое восприятие и память, учить задать открытые и закрытые вопросы, и отвечать на них.

- учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл.

- учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника.

-учить использовать прием активного слушания, дальнейшее развитие мысли собеседника.

(игра «Собери чемодан»

Описание:

Участники садятся в круг. Педагог, представьте что отправляемся в путешествие, нам нужно собрать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «Путешественник» назовет предмет, который он возьмет с собой, второй, повторит то, что сказал первый, а потом назовет свой предмет. Третий припомнит, что второй взял «путешественник» и добавит свой предмет и т. д. Помните, что повторяться нельзя.

Упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

Игры и упражнения на развитие и умение перерабатывать информацию.

Задачи:

- развивать умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. -

- развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей, умозаключений.

- развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Игра «Через стекло»

Описание:

Участники разбиваются на пары, педагог говорит, (представьте что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне т. е. вы отдалены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки, но вы можете видеть друг друга. Участникам предлагается с помощью жестов и мимики передать друг другу содержание какого либо сообщения. ( примеры: напиши мне письмо, я буду скучать по тебе, буду ждать нашей следящей встречи, я тебе позвоню когда приеду). Затем все обсуждают насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять их друг другу.

Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого», умение говорить самому.

Задачи:

- учить детей излагать свои мысли точно, кратко без искажений смысла.

- развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывать личностные особенности слушателя.

- научить детей устанавливать обратную связь, при взаимодействии друг с другом, а так же с другими людьми.

Игра «Телеграф»

Описание :

Выбирается 5 детей- 4 «связисты» 1 «получатель телеграммы» остальные дети наблюдатели. Связисты и получатели телеграммы выходят из комнаты, «отправитель телеграммы» педагог. Он приглашает одного из связистов и зачитывает ему текс телеграммы, затем приглашается второй связист и первый передает ему услышанное. Потом тот же текст второй связист передает третьему, третий четвертому, четвертый получателю. Получатель пересказывает текст наблюдателям и спрашивает, все ли верно.

Примерный текст:

«Здравствуйте, встречайте, еду поездом. Немного опоздаю, про конфеты и цветы, помню. До встречи.»

Есть приложение : www.nbcmedia.ru

Публикации по теме:

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Коммуникативная игра «Найди пару» для детей 5–6 летКоммуникативная игра «Найди пару» для детей 5–6 лет Тема: Коммуникативная игра «Найди пару» (5-6 лет) Авторы: Воспитатели Шакиртова Гульзифа Сибатовна, Закирова Альбина Илдусовна Муниципальное.

Коммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возрастаКоммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возраста Коммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возраста (музыкальное сопровождение - И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник.

Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектаКоммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Подготовила учитель – дефектолог Фехретдинова И. А. МАДОУ «Детский.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Музыкально-коммуникативная игра «Выбери себе друга» Музыкально-коммуникативная игра: «Выбери себе друга» Дети стоят в большом круге. В центр заходит один ребенок. Дети берутся за руки и идут.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативная компетентность дошкольников
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 13:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативная компетентность дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Настя Буланева Муратова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД