МААМ-картинки

Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Марина Сизова
Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений с людьми. Их успешность определяется личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью о правилах общения, активностью в разных видах деятельности.

Общение является важнейшим условием развития речи ребенка.

Публикация «Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Физическое развитие

5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности :

- Коммуникативная

- Трудовая

- Познавательно-исследовательская

- Продуктивная

- Музыкально-художественная

- Чтение

- Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность.

Коммуникативная деятельность в дошкольном возрасте, включает следующие задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах действий;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Предполагаемые результаты выражены в сформированности интегративных качеств: «эмоционально отзывчивый» «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Общение это деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствование которой продолжается всю жизнь. В общении развивается речь ребенка, в свою очередь влияющая на характер общения. Пассивный словарь формируется в зависимости от активной позиции взрослого, знакомящего ребенка окружающим миром.

К 2 годам ребенок начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, в оценке положительной, но именно за дело. При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для младенчества, вскоре уступает место общению по поводу игрушек, предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит его в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения. Он учит поведению и обращению с вещами, каждый раз озвучивая словом эти действия.

До 3 лет для ситуативно-деловой формы общения характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общении ребенок: - овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами, действиями с игрушками, учится одеваться, умываться и т. д. ; - проявляет активность и самостоятельность (становится независимым субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению). Чтобы получить предмет, ребенку нужно назвать его, т. е. произнести слово. Сам ребенок без побуждений взрослого говорить не начнет. Взрослый предлагает назвать предлагаемый предмет- произносит вслед за ребенком новое слово. Эмоционально-положительное отношение взрослого формирует коммуникативную потребность у ребенка. Чтобы ребенок говорил, речь взрослого и его собственная должна быть включена в практические действия, игровые манипуляции, реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми.

Правильно организованное общение:

-обогащает детей впечатлениями;

-является источником разнообразных эмоций;

-учит сопереживать, радоваться, сердиться, отстаивать свои права и т. д. ;

-помогает преодолеть робость;

-способствует становлению личности;

-формирует представление о другом человеке (ровеснике);

-начинает развиваться способность понимать других людей;

-подготавливает к последующему общению со сверстниками.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах действий.

Дети начинают осваивать умения монологической речи : принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Большим куклам поставь большие чашки, а маленьким куклам — маленькие чашки»); сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

Грамматически правильная речь. Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка — котенок, котята; осваивать структуру простого распространенного предложения: включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку», вводить дополнения («Пойду гулять с куклой», определения («Пойду гулять с новой куклой», обстоятельства («Кукла быстро, оделась на прогулку)»; осваивать способ словообразования на основе имитации звуков: утка «кря-кря» — крякает, кошка «мяу-мяу» — мяукает; с помощью воспитателя строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами: «Киска мяукает — она хочет есть», «Киска мяукает, потому что она хочет есть».

Звуковая культура речи. Дети учатся правильно произносить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать — а-а-а, песенка ветра — у-у-у, колокольчика — з-з-з, жука — ж-ж-ж, мотора — р-р-р, насоса — с-с-с).

Словарь. Дети практикуются использовать в собственной речи : названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить); слова, обозначающие качества и свойства предметов (мягкость, твердость, гладкость и т. п. ; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); называние членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, домашних и некоторых диких животных и их детенышей (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса); понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и т. п.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)

Дошкольники осваивают умения : знать и использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте, просьба (дайте, пожалуйста, благодарность (спасибо, знакомство (как тебя зовут, меня зовут., давай играть); использовать обращение к собеседнику по имени, различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); узнавать детей в группе и называть их по именам, использовать ласковые формы имен (Лена — Леночка, Ваня — Ванечка); вежливо обращаться к воспитателю за помощью, привлекать к игровому общению сверстника.

Воспитатель организует частое индивидуальное общение с ребенком на основе совместной деятельности с игрушками и предметами: вносит и обыгрывает новые игрушки, создает игровые ситуации («Украсим комнату куклы», «Соберем куклу на прогулку», «Построим гараж для машины», «Приготовим чай для кукол», «Куклы переезжают», «У куклы день рождения» и т. п.).

При выполнении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол — предметов посуды, при умывании — предметов гигиены, при подготовке к прогулке — предметов мебели, при одевании на прогулку и при подготовке ко сну — предметов одежды.

На прогулке, в группе педагог стимулирует детей к правильному и четкому называнию предмета, его частей, признаков, действий с ним. При этом стремится к четким грамматически простым формулировкам без лишних слов и дополнительных объяснений.

Воспитатель организует совместное с ребенком составление рассказа на тему, предложенную ребенком, с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В подобной ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться в рассказывание и рисование. Другие дети по желанию могут стать наблюдателями или соучастниками деятельности : давать советы, предлагать свои варианты события.

Педагог стимулирует совместное со взрослым построение высказывания из 2—3 предложений о событиях из жизни ребенка, об объектах живой и неживой природы.

Воспитатель привлекает детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности («Возьму большой кубик. Будет стульчик. А коробка — стол. Сядь кукла. Будем пить сок»). Педагог стимулирует детей к проговариванию последующих действий — к речевому планированию. Для этого включается в общение с ребенком и предлагает рассказать, что будет делать дальше («Что еще захочет делать кукла? С кем она пойдет гулять?»).

Воспитатель беседует с детьми об интересных фактах и событиях их жизни, о личных проблемах, близких людях, героях мультфильмов, домашних животных.

Педагог создает условия для развернутого речевого обращения ребенка к взрослому или сверстнику («Объясни Наташе, как ты хочешь играть с мячом»).

Воспитатель внимательно выслушивает детей, деятельно реагирует на их просьбы, упражняет в составлении самостоятельных высказываний с опорой на события из личной или коллективной жизни.

Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу, предлагая каждое утро здороваться со всеми детьми и индивидуально: «Поздоровайся с Сережей», «Скажи „доброе утро" Свете», «Назови ласково Федю, чтобы он перестал плакать. Пожалей его».

Ежедневным содержанием речевого взаимодействия с детьми являются игры на звукоподражание («Кто как кричит», «Отгадай, кто в домике живет» и т. п.).

В образовательных ситуациях педагог привлекает детей к оказанию помощи игровым персонажам в решении их «проблемы» (помочь мишке выбрать корзинку нужной величины, чтобы вошли все найденные им грибы; помочь кукле подобрать одежду по размеру; помочь зайчику выбрать теплую шапочку).

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше мы будет начать обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Литература.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

2. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2001.

3. Алексеева М. М., Макарова В. Н., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : Учебное пособие для вузов. – М. : Академия, 2009.

4. Колодяжная Т. П., Маркарян И. А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М. : Перспектива, 2009.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

«Жить, чтобы быть человеком». Внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС для 1 класса МБОУ «Гаспринская средняя школа №1» Программа курса «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний в условиях ФГОСЛэпбук как новейший способ систематизации знаний в условиях ФГОС В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые средства образовательной.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Библиотека изображений:

Публикация Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Сизова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Опубликовано: 24 июля 2022 в 21:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД