Получи документы

Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Необыкновенная история осеннего листочка»

Татьяна Колесникова
Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Необыкновенная история осеннего листочка»

Комплексное занятие окружающему миру в старшей группе с элементами экспериментирования.

Тема: «Необыкновенная история осеннего листочка».

Цель: систематизировать знания детей о признаках осени, цикличности изменений в природе.

Задачи:

- Познакомить с жизненным циклом осеннего листа, его значение в природе и жизни животных

-Развивать связную речь у детей,

_ Учить наблюдать, анализировать и обобщать результаты наблюдений, по изменениям погоды, изменения окраски листьев.

-Воспитывать любовь к природе.

Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования „Необыкновенная история осеннего листочка“» размещена в разделах

Материал: Красивая коробка с осенним листом, системный оператор, набор картинок «сезонное изменение листа» на каждого ребенка, карточка с шестью разделами на каждого ребенка, схема «зашифрованного» письма, две картины с пейзажами ранней и поздней осени, маски: лиса, заяц, насекомое, дождевой червь, дерево, почва, семена. Стена оформлена в виде мини музея опавших листьев – творческие работы детей и родителей с использованием осенних листьев. Конверты на каждого ребенка с засушенным лекарственным листом : малины, облепихи, смородины, мяты.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное и необычное занятие. Мы будем исследователями. Я хочу загадать вам загадку: «Что лежит у меня в коробке?». Отгадайте, задавая мне вопросы.

Вопросы задаваемые детьми:

-Это живое или не живое?

- Где живет этот предмет?

-Он большой или маленький?

Ответ детей: это листок.

Воспитатель достает и показывает осенний листок.

- Дети, давайте пофантазируем, каким же образом к нам попал этот листок?

Примерные ответы детей: прилетел, подняли на улице, приклеился к подошве, дверь была открыта и ветерок занес.

- Я согласна, что это сделал ветерок. Это ветерок прошелестел нам, что листок на первый взгляд кажется таким обыкновенным. На самом деле он может рассказать нам о себе много интересного. Давайте помести наш листочек в середину волшебного экрана – (таблица системного оператора с девятью клеточками)- в середине осенний листок. Пусть клеточки расскажут нам необыкновенную историю листка.

- Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?

Дети выбирают три карточки и размещают их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.

- Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки.

Примерный рассказ: листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные.

По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.

- Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа - как он появился на свет? Подберите карточку. Правильно- это веточка с почками.

- Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же он превратится в лист коричневого цвета.

- Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется. А сейчас возьмите, ребята, карточки и диски с маленькими карточками и наклейте их по порядку, отражая этап жизни листа, начиная с ветки с почками.

(Дети наклеивают по порядку – ветка с почками, маленький зеленый листочек, большой зеленый лист, желтый лист, коричневый лист, сломанный коричневый лист).

Сюрпризный момент: воспитатель вносит в группу письмо - схему.

Воспитатель: Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?

Ответы детей: кружится, летит, падает.

Воспитатель: Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

Ответы детей: он плавает.

Воспитатель: Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?

Дети: Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

Воспитатель: Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?

Дети: лист сломался.

Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).

Воспитатель: Итак, наш листок как птица, что делает?

Ответы детей – летает.

- Наш листок как рыба, что делает?

Ответы детей - плавает.

- Наш листок как перо, какое оно?

Ответы детей- легкое.

-Наш листок как елочная игрушка, какое оно?

Ответы детей – хрупкое.

- Молодцы! Расшифровали письмо – схему.

Воспитатель: В какое время появляются желтые листья? (ответы детей)

- У осени есть два периода. Какие?

Дети: - Ранняя осень и поздняя осень.

Воспитатель: Посмотрите на картину ранней осени, ее еще называют – Золотая осень. Почему?

Дети: потому что много желтых листьев, желтая трава, яркое желтое солнышко.

Воспитатель: А какие слова вы бы подобрали к картине поздняя осень?

Дети: холодная, грустная, печальная, морозная, унылая, дождливая.

Воспитатель: Поздняя осень это самый грустный период, когда все листья уже опали. Лес и парк становятся прозрачными. Как вы думаете, хорошо это или плохо, что листья осенью опадают? Давайте представим, как об этом сказали бы звери, семена, насекомые, дождевые черви, деревья, почва.

В этой игре дети одевают маски и говорят от имени их.

Заяц: «Не очень хорошо, среди голых деревьев негде спрятаться. Может поймать лиса и волк».

Лиса: «Когда листья еще не опали, моя добыча прячется за листвой, а среди голых деревьев легче видеть добычу».

Семена: «Нам хорошо, так как листья накрывают и спасают нас от мороза».

Насекомые: «Нам хорошо, так как листья хорошее зимнее одеяло».

Дождевые черви: «Нам хорошо, мы рады такой пище».

Деревья: «Нам хорошо, что нет листочков, если бы листочки были, снег бы задержался на них и наши веточки могли бы сломаться».

Воспитатель: Чтобы сохранить и запомнить красоту осенних листьев, мы создали музей: «Мини музей осенних листьев». Экскурсию по нашему музею проведут ребята.

Воспитатель: Лисья могут быть теплым одеялом. Об этом расскажет Лена : «Листья падают на землю и накрывают ее как одеялом. А под одеялом из листьев прячутся- насекомые, ужи, ежи. Здесь они спят всю зиму».

Воспитатель: Листья могут служить прекрасным материалом для художника. Об этом нам расскажет Милена: «Из красивых листьев можно сделать красивые поделки. Семья Коноплевых сделали красивую бабочку, семья Шаменовых – экибану из засушенных листьев, семья Ивановых – экспозицию «В осеннем лесу», семья Цыгулевых- красивую сову и композицию «Аленушка заблудилась», семья Яковлевых «Медведь в осеннем лесу».

Воспитатель: Следующий экскурсовод Арина. Она нам расскажет о том, кому и для чего нужны осенние лисья?

Арина: «Тропическая лягушка – квакша строит убежище для своего будущего потомства. В «кулечек» из листьев лягушка откладывает икру. Птицы делают из листьев гнезда. Для этого они сворачивают лист и сшивают его травинкой. Африканцы делают крыши из сухих листьев».

Воспитатель: Листья могут быть вкусной едой. Об этом нам расскажет Вика: «Листьякорм для разных животных: от гусеницы, до слона. Человек употребляет в пищу листья некоторых растений – капуста, салат, лавровый лист».

Дети проводят экскурсию опираясь на схемы и экспозиции нашего мини музея.

Воспитатель: А еще есть листья, которые лечат. Возьмите конверты, достаньте засушенный листок, попробуйте догадаться с какого он дерева или куста? Я буду читать стихотворение, как только я назову ваш листок, несите его сюда и кладите в чайник.

«Мята – сердце твое успокоит, облепиха наш чай- ароматом наполнит, малина, смородина – гриппу отпор. Вот это, ребята лекарственный сбор. Все листья в чайник мы поместим и чаем попозже гостей угостим». (Воспитатель заливает кипятком листья в чайнике и накрывает плотно полотенцем). Фито – чай готов!

Воспитатель: А сейчас давайте ответим на главный вопрос, где не надо убирать опавшую листву?

Ответы детей: В лесу, в саду, в огороде.

Воспитатель: А где необходимо ее убирать?

Ответы детей: На тротуаре, на проезжей части.

Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали благодаря обыкновенному осеннему листку, случайно залетевшему в нашу группу.

Публикации по теме:

Использование ИКТ на осеннем тематическом досуге  «Путешествие осеннего листочка»Использование ИКТ на осеннем тематическом досуге  «Путешествие осеннего листочка» Дети второй младшей группы в нашем садике новички. Адаптация проходила,начиная с сентября, и наши трехлетки были увлечены осенней тематикой. Мы.

Конспект комплексного итогового занятия за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группеКонспект комплексного итогового занятия за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе Комплексное итоговое занятие за III квартал по развитию речи с элементами аппликации во второй младшей группе «И гости к Кате на день рождения!».

Конспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группеКонспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группе Уже более 950 лет стоит на реке Немиге наш прекрасный город Минск. Ежегодно, во 2-ю субботу сентября, наш Минск отмечает день города. В.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группеКонспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группе 3 ноября наша республика торжественно отмечает День рождения классика белорусской литературы, народного песняра Беларуси Якуба Коласа. Предлагаю.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли»Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли» Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли».Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос» Цель: Познакомить детей с возникновением науки Астрономия. Дать представления о звездах и созвездиях, кометах, метеоритах и метеорах. Учить.

Сказка «Путешествие осеннего листочка» с использованием ИКТ Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию сказку, которую мы с детьми младшей разновозрастной группы сочинили в ходе реализации проекта.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Необыкновенная история осеннего листочка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Колесникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Необыкновенная история осеннего листочка»
Опубликовано: 12 января 2020 в 11:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД