Папки-передвижки

Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»

Алена Герасименко
Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»

Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»

Цель: Формировать уважение и интерес к творчеству А. П. Чехова.

Задачи:

-Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру,

-Способствовать эмоционально-нравственному и социальному развитию детей,

-Пополнить знания детей об истории родного города; учить видеть историю вокруг себя,

-Воспитывать гордость за свой город, свою Родину,

-Вызвать эмпатическое отношение к творчеству писателя,

-Воспитывать любовь к литературе.

Предварительная работа:

Публикация «Комплексное тематическое занятие „Чехов в Таганроге“» размещена в разделах

- Посещение с детьми музеев и памятных мест, связанных с именем А. П. Чехова,

-Знакомство детей с творчеством А. П. Чехова. (Чтение «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»,

- Конкурс рисунков, выполненных совместно с родителями «Чехов и герои его произведений».

Под песню А. Кудряшова «Таганрог» дети входят в зал и становятся полукругом.

Слайд№1 (город Таганрог)

Ведущая: На берегу теплого Азовского моря раскинулся старинный купеческий город Таганрог.

1 -ребенок:

Вот и солнце встает над водой.

Город-песня всегда со мной.

Вновь стою на высоком мысу

И гляжу на залив и косу.

В трудный час ты мне силы даешь,

Песню вольную сердцу поешь.

Расплескался вокруг залив.

Как прекрасен морской прилив!

Тихий шелест воды у ног-

Это все мой родной Таганрог!

(И. А. Федорчук «Таганрог»)

Вед. Таганрожцы бережно хранят в памяти имена замечательных людей, которые жили и бывали здесь. Гостеприимством и уютом встречает наш город каждого желающего познакомиться с его достопримечательностями.

Слайд №2 (портрет А. П. Чехова)

2-й ребенок:

Над зелёной гладью залива

Ты стоишь в изумрудных садах,

Город Чехова, город счастливый,

Неподвластный суровым годам.

3-й ребенок:

Жил в городе нашем один человек,

И знают, и помнят о нём целый век…

«Антон Чехонте» - вот его псевдоним.

Особый талант у него всегда был!

4-й ребенок:

Писал он для взрослых, писал для детей,

Писал о природе, писал про зверей.

Родители – детям, а бабушки внукам

Читали «Каштанку», рассказ «Ванька Жуков»

5-й ребенок:

И знаем, и помним о нём целый век…

Он в городе нашем большой человек!

Ведущая: Сегодня мы с вами поговорим о великом русском писателе Антоне Павловиче Чехове, который родился в городе Таганроге. Здесь он полюбил театр и музыку. Весь мир знает великого писателя.

6-й ребенок:

«Высокий человек в пенсне

Стоит, растроган, улыбаясь.

Он кажется знакомым мне,

Остановилась, удивляюсь…

7-й ребенок:

Слегка он шляпу приподнял:

«Простите, я не ошибаюсь?

Я в город Таганрог попал?

Отсюда родом я признаюсь …» (К. Исхакова)

Ведущая: А вы любите путешествовать? Тогда давайте все вместе отправимся в путешествие по самым знаменитым чеховским местам.

Слайд № 3 (Домик Чехова)

Антон Чехов родился зимой, 29 января 1860 года, в небольшом домике в центре города на улице Полицейской. Сейчас она называется - улица А. П. Чехова и считается самой длинной в нашем городе. В этом домике побывали люди из разных уголков мира, из разных стран.

8 – ребенок

Чеховский домик – уютный, пленительный,

Где обитала большая семья.

В маленьких комнатках дух удивительный,

В них так свежа, так жива старина.

9- ребенок

Здесь собирались вечерями длинными,-

Шутки, остроты и Библии глас.

Были те года Антоши счастливыми,-

Сколько добра в них, невинных проказ.

10- ребенок

Ветры судьбы ткут узорами странными,

На перекрестках случайных дорог,

Чудился домик с зелеными ставнями,

Тихий, желанный, родной Таганрог.

11-ребенок

Домик, тропинка, в цветах подоконники,

Низкая дверь, невысокий порог.

Тянутся в дом восхищенно поклонники,

В дом, куда сам он вернуться не смог.

(М. Борисовой – Иппокреной «Домик Чехова»

Вед. Представляете, в этом маленьком домике побывали тысячи людей из разных уголков мира, из разных стран.

После рождения маленького Антоши, семья Чеховых переехала на самый край города в двухэтажный дом.

Слайд №4 (Лавка Чеховых)

Когда А. П. Чехов был маленьким, Священник Фёдор ласково называл озорного мальчишку Антоша Чехонте.

Вырос Антоша в большой и дружной семье, где было шестеро детей, все дети были очень умными и талантливыми. Вместе с братьями он помогал отцу в лавке. Учился счетному делу и искусству торговли. В семье Антона Павловича все увлекались музыкой. Отец играл на скрипке, создал свой церковный хор и каждый день А. П. Чехов с братьями исполняли серьезную музыку, которая воспитывала в них порядочность и доброту.

По вечерам дом Чеховых преображался. В нём собирались люди, неравнодушные к искусству: поэты, композиторы и просто ценители прекрасного. Давайте представим, что мы с вами попали в музыкальные гостиные Лавки Чеховых…

Дети читают стихотворение К. Ибряева (тихо звучит музыка П. И. Чайковского)

«Входит музыка в наш дом»

12-й ребенок:

Тихо, тихо сядем рядом.

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

разноцветном, расписном.

13-й ребенок:

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг,

14-й ребенок:

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой!

Слайд №5 (Чеховская гимназия)

Антоша Чехов учился в мужской гимназии, у него было много обязанностей и забот. В свободное время Чехов со своими друзьями любил ходить на рыбалку, купаться в море, играть в игры: «Горелки», «Заря», «Сало», «Гори, гори ясно».

Входит мальчик.

Вед. А вот и сам Антоша!

Антоша. Здравствуйте, ребята!

Вед. Здравствуй Антон расскажи нам немного о себе.

Антон. Я еще только будущий писатель, учусь в мужской гимназии. У меня много обязанностей и забот. Вместе с братьями я помогаю отцу в лавке. Я учусь счетному делу и искусству торговли: отмеривать и отвешивать кофе, чай, сахар, конфеты, стараюсь почтительно общаться с покупателями. Мой папа, Павел Егорович, создал церковный хор и каждый день мы с братьями поем.

Вед. А какую музыку вы поете?

Антон. А вот послушайте!

Звучит музыка П. И. Чайковского на стихи Сурикова «Рассвет»

Антон: Еще я вас хочу пригласить на мой любимый танец Польку.

Дети исполняют «Польку»

Антоша расскажи нам, как ты со своими друзьями проводил время?

Антон. Мы с моими друзьями любим ходить на рыбалку, купаться в море играть в лапту, салки, жмурки, ловишки.

Вед. Ребята, давайте поиграем с Антошей в игры из его детства.

Проводятся игра «Гори, гори ясно»

Вед. Спасибо, что ты рассказал нам о своем детстве.

(после игры дети садятся на свои места)

Слайд №6 (портрет П. И. Чайковского)

Ведущая: Ребята, чей портрет вы здесь видите?

Дети: Это композитор П. И. Чайковский

Ведущая: Как вы думаете, почему мы о нём вспомнили?

Дети: Писатель и композитор были друзьями.

Ведущая: П. И. Чайковский несколько раз бывал в Таганроге у своего брата Ипполита в доме на улице Греческой рядом со старыми солнечными часами наверху каменной лестницы.

Слайд №7 (Каменная лестница)

Ведущая: Познакомились писатель и композитор в Петербурге. Чехов очень любил музыку Чайковского и посвятил ему сборник рассказов «Хмурые люди».

П. И. Чайковский посвятил своему племяннику «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Ведущая: А сейчас мы послушаем с вами произведение, которое называется «Неаполитанская песенка».

Звучит «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома».

Ведущий: У А. П. Чехова, как и у его друга П. И. Чайковского было много общего: любовь к родным местам, к русской культуре, к русской природе.

Слайд №8 (театр им. Чехова)

Ведущая: Ребята, кто знает, как называется это здание?

Дети: Театр.

Ведущая: Драматический театр им. А. П. Чехова. Чехов впервые побывал в театре в 13 лет. У него даже было любимое место в ложе на балконе, сейчас на этом месте установлена табличка. С тех пор театр навсегда вошел в жизнь Чехова. Для театра он написал свои знаменитые пьесы: «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад», которые были поставлены ещё при жизни писателя. Его пьесы до сих пор идут на сценах разных театров в нашей стране и за рубежом.

Слайд №9 («библиотека им. Чехова»)

Ведущий: Антон Чехов был одним из первых читателей библиотеки. А все свои произведения он подписывал так: «в Таганрогскую библиотеку от автора. Антон Чехов».

Ведущая: А какие детские рассказы вы знаете, написанные А. П. Чеховым?

Дети: «Ванька», «Белолобый», «Каштанка».

Ведущая: Сейчас внимательно послушайте отрывки из рассказов А. П. Чехова и угадайте их название:

Сейчас внимательно послушайте отрывки и назовите из каких рассказов А. П. Чехова их :

1. «… молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой,- очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам….» (из рассказа «Каштанка»).

2. «… Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за ёлкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собой внука…» (из рассказа «Ванька»).

3. «… голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла…» (из рассказа Белолобый).

Правильно. Все эти рассказы написал А. П. Чехов.

Слайд №10 (памятник Чехову)

Ведущий: Благодарные таганрожцы в дни празднования 100-летия со дня рождения Чехова установили памятник в сквере, который назван его именем. И каждый год приносят к подножию памятные живые цветы в День его рождения.

Наше путешествие по чеховским местам родного города подходит к концу.

Ребята, мы с вами будем гордиться тем, что в нашем городе родился и жил замечательный писатель – А. П. Чехов.

Хочется мне верить- не напрасно.

Жил когда-то честно, не спеша-

Человек, в котором все прекрасно –

И лицо, и мысли, и душа! (Н. Сапотницкий)

Дети уходят из зала под музыку Чайковского.

Список использованной литературы:

1. Носырина, О. Н. Доктор Чехов : Литературно-музыкальный вечер для учащихся /О. Н. Носырина // Читаем. Учимся. Играем. - 2010.- № 5- С. 90-95.

2. Петрова, Е. А. Прекрасный мир удивительного человека: Литературный час для учащихся /Е. А. Петрова // Читаем. Учимся. Играем. - 1999.- № 6.- С. 65-67. 3. Антону Павловичу посвящается…Литературный вечер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. festival.1september.ru›articles/600569/. -

4. Гайдар и его команда Литературные именины для детей 8-10 лет Назарько Ирина Геннадиевна

5. Громов Л. П. Чехов и Чайковский : Чеховские чтения. Таганрог, 1972. – Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского ун-та, 1974. – с. 5-20

Публикации по теме:

Дистанционное комплексное занятие в средней группе на тему «Слон» Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Описание: комплексное занятие подготовлено.

Комплексное занятие «Грибочки для белочки» для детей младшей группыКомплексное занятие «Грибочки для белочки» для детей младшей группы Программное содержание: Расширить и уточнить представления детей о белочке, о внешнем виде, чем питается. Вызвать у детей желание помочь.

Комплексное занятие «Дед Мазай и зайцы»Комплексное занятие «Дед Мазай и зайцы» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу вам представить наше занятие на тему: "Дед Мазай и зайцы". h3] Цели: активизировать знания.

Комплексное занятие по сенсорике с кинетическим пескомКомплексное занятие по сенсорике с кинетическим песком Задачи: познакомиться со свойствами песка. Закрепить умение открывать различные застёжки. Закрепить знания двух основных цветов (красный,.

Комплексное занятие в разновозрастной группе на тему «День Победы»Комплексное занятие в разновозрастной группе на тему «День Победы» Цели:закрепить знания детей о ВОВ и празднике 9 Мая, о памятниках героям ВОВ; воспитывать чувство гордости за свою родину, за свой народ,.

Комплексное занятие в старшей группе «Цветик-семицветик»Комплексное занятие в старшей группе «Цветик-семицветик» Добрый день, мои коллеги! Приглашаю на комплексное занятие в старшей группе "Цветик-семицветик". Цели: закрепить представление о количественных.

Комплексное занятие «Эта русская сторонка, это Родина моя…» «Эта русская сторонка, это Родина моя…» Цель: Вызвать интерес к изучении истории родного края; закрепить знания о традиции проведения.

НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6–7 лет)НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6–7 лет) НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6-7 лет)Образовательные области: Познание. Развитие речи. Физическое.

«Ох, уж эти посиделки». Комплексное занятие в старшей группе Ох, уж эти посиделки» комплексное занятие в старшей группе Цели: 1. Воспитывать у детей интерес к традициям страны, любовь к народному.

Открытое комплексное занятие «Колобок» в группе раннего развитияОткрытое комплексное занятие «Колобок» в группе раннего развития Открытое комплексное занятие в группе раннего развития «Ладушки». «Колобок» Воспитатели: Котлярова Татьяна Павловна Филипенко Ольга Владимировна.

Автор публикации:
Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»
Опубликовано: 30 декабря 2021 в 06:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД